Файл: Опекунство, порядок назначения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанность содержать подопечных не установлена законом ни для опекунов, ни для попечителей (гл.13, 14, 15 СК РФ). Они не связаны с подопечным алиментными обязательствами. Это связано с тем, что данные лица добровольно берут на себя заботу о недееспособном или не полностью дееспособном лице и исполняют эти функции безвозмездно. Закон исходит из того, что все необходимые действия (как фактические, так и юридические) совершаются опекуном или попечителем за счет самого подопечного (его доходов, алиментов, пенсий, пособий и иных выплат). Однако с целью обеспечения исполнения опекунами своих функций предусмотрена, например, выплата ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей. При этом сумма денежных средств на содержание ребенка определяется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В соответствии с п.3 ст.34 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Гражданский и Семейный кодексы РФ не устанавливают обязанность опекунов и попечителей представлять органу опеки и попечительства отчет в своих действиях, и это можно назвать упущением законодателя. Для надлежащего надзора за деятельностью опекунов (попечителей) необходима четкая регламентация их взаимоотношений с органами опеки, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны тех и других. Орган опеки и попечительства вправе (ноне обязан!) получать информацию о жизни подопечного любыми доступными ему способами, а также реагировать на ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей, не обладая при этом возможностью налагать на нарушителя административные взыскания. У него есть только право произвести отстранение опекуна или попечителя и предъявить в суд иск о возмещении за счет этого лица вреда, причиненного личности или имуществу подопечного.

В соответствии со ст.37 ГК РФ орган опеки и попечительства дает предварительное разрешение на совершение опекуном и дачу попечителем согласия на совершение подопечным сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Кроме того, такое же предварительное разрешение требуется и в тех случаях, когда опекун или попечитель намерен расходовать доходы подопечного не на необходимое содержание последнего, а в иных целях. Отметим, однако, что попечитель ограниченно дееспособного гражданина вообще не имеет права на расходование средств своего подопечного, так как тот совершает эти действия сам, а в необходимых случаях - с согласия попечителя.


Ограничение дееспособности гражданина - это правовой институт, который присутствует в законодательстве многих государств и традиционно предусматривался отечественным законодательством (нормы о "расточителях" имений содержались в гражданском законодательстве дореволюционной России, в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г.). Действующее законодательство предполагает установление над этими лицами не опеки, а попечительства, изменив сущность данного института. Основанием ограничения дееспособности гражданина является юридический состав (ст.30 ГК РФ):

1) факт злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами (медицинский критерий);

2) факт того, что он этим ставит свою семью в тяжелое материальное положение (юридический критерий). Таким образом, поскольку основной целью упомянутой нормы является сохранение имущества семьи от растрат, связанных с пагубными пристрастиями гражданина, одинокий гражданин не представляет для гражданского законодательства в этом смысле интереса. С другой стороны, поскольку лицо, злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими средствами, не признано недееспособным, то никто не вправе поместить его в специальное учреждение для принудительного лечения.

Кроме названных в ст.30 ГК РФ, других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако гражданин может ставить свою семью в тяжелое материальное положение и другими действиями, например злоупотреблением игрой, ставками, заключением пари, коллекционированием и пр. Создание законодателем четырех зон для организации азартных игр не решит эту проблему, по-прежнему остается масса соблазнов для реализации людских пороков (есть мнение, что пристрастие к игре, например, так же как и злоупотребление алкоголем, может быть болезнью). Законодателю следовало бы расширить основания для ограничения дееспособности граждан, включив в него и другие пагубные пристрастия гражданина, вернувшись к истинному смыслу нормы - защите семьи от действий растратчика.

В нотариальной практике возникает еще один вопрос, связанный с объемом дееспособности таких лиц: закон прямо не запрещает ограниченно дееспособному гражданину составлять завещание. С одной стороны, ГК РФ позволяет ограниченно дееспособному гражданину совершать любые виды сделок (завещание как раз односторонняя сделка). Однако ст.57 Основ законодательства РФ о нотариате указывает на то, что нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан, и это дает ему право отказать ограниченно дееспособному гражданину в удостоверении завещания.


Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако, по данным Министерства образования РФ, примерно половина сирот помещены в детские учреждения. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Отрадно, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодатель с помощью института опеки и попечительства перемещает бремя основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики. Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами. В то же время должны быть четко закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

  1. Прекращение опеки.

Основания прекращения опеки сводятся к следующим:

  1. Вынесение судом решения о признании подопечного дееспособным или отмене ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки или попечительства.
  2. Достижение малолетним 14 лет. При этом опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
  3. Достижение несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также в других случаях обретения им полной дееспособности до 18-летнего возраста. В этих случаях принятие какого-либо особого решения о прекращении попечительства не требуется.
  4. Смерть опекуна или подопечного.
  5. Истечение срока действия акта о назначении опекуна.
  6. Освобождение опекуна от исполнения своих обязанностей по следующим основаниям: если несовершеннолетний подопечный возвращен родителям или его усыновили; при помещении подопечного под надзор соответствующих организаций (образовательных, медицинских и иных); по просьбе опекуна; по инициативе органа опеки при возникновении противоречий между интересами подопечного и опекуна.
  7. Отстранение опекуна от исполнения своих обязанностей в случаях: ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; нарушения законных прав и интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном установленных правил охраны имущества и (или) распоряжения им.

Права и обязанности опекуна прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей. Этот акт может быть обжалован в судебном порядке.

Заключение

В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания, содержания и образования. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опека всегда имеет временный характер и в большинстве случаев применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому роль органа опеки и попечительства очень велика и важна в создании условий для воспитания в семьях детей, лишенных родительской заботы. А также ведут контроль за исполнением всех требований, которые предъявляются к опекуну на весь период опеки. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Конечно очень бы хотелось, чтобы опекунство было первоначальным элементом для последующего усыновления и не несло в себе ни каких корыстных целей. Чтобы дети не чувствовали себя изгоями и воспитывались в полноценных семьях, получая все тепло, заботу и любовь близких не зависимо от физических и психических недостатков, а также степени родства.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Статья №145.СК РФ -Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей
  2. Статья №146 СК РФ - Опекуны (попечители) детей
  3. Статья №148 СК РФ - Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
  4. Статья 148.1.СК РФ - Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка
  5. Гражданский кодекс РФ, 2000

Литература

  1. Гражданское право, Камышанский В.П., 2010 г
  2. Общие положения об опеке и попечительстве, Михеева Л.Ю. – М., 2010г.
  3. Гражданское право РФ (общая часть), Диаконов В.В -2003