Файл: Опекунство, порядок назначения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же у ребенка или иного лица, над которым осуществляется опека, в собственности имеется имущество, требующее специального управления, опекун с органами попечительства в обязательном порядке заключает специальный договор.

Многих интересует следующий момент – входит ли опекунство в трудовой стаж?

-Да, все время осуществления опеки включается в стаж только в том случае, если осуществляется уход за недееспособным, инвалидом 1 группы. При этом сам опекун должен быть не трудоустроен официально.

2.3 Оформление опекунства.

Перечень документов для оформления опекунства:

При установлении опекунства необходимо начать с процедуры сбора всех необходимых документов, которые требуется подать в соответствующий орган (суд, органы опеки, социальной защиты).

В полный перечень обязательных можно включить следующее:

  • Заявление с просьбой об установлении опекунства
  • Соответствующую справку с места официального трудоустройства

содержащую следующую информацию: размер заработной платы и

занимаемую должность

  • Выписка из домовой книги или же какой-либо иной документ, который является подтверждением права собственности на жилое имущество
  • Медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья
  • Копию свидетельства о браке или же его расторжении, если брак имел место
  • Письменное согласие других членов семьи, проживающих с кандидатом, на осуществление опекунства
  • Документ, подтверждающий факт прохождения специальной опекунской подготовки
  • Автобиография, составленная собственноручно
  • Справка из УВД об отсутствии судимостей

После сдачи всех необходимых документов в соответствующие учреждения для проведения проверки выносится соответствующее решение. Проводятся специальные курсы для опекунов и осуществляется знакомство непосредственно с самим ребенком. Далее проводят проверку условий проживания самого кандидата на соответствие всем санитарным и эпидемиологическим нормам. Формируется приказ и акт на установление прав опекуна. При этом вся процедура занимает обычно не более чем 15 дней – что по сравнению с усыновлением совсем не много

Законодательная база

В законодательстве достаточно подробно освещаются все вопросы, так или же иначе затрагивающие опекунство. При возможности кандидату в опекуны следует ознакомиться со следующей нормативной базой:


Ст.№145 СК РФ - как установить опекунство

Ст.№146 СК РФ - требования к опекуну

Ст.№148 СК РФ - права опекаемого

Ст.№148.1 СК РФ - обязанности опекуна

  1. Правовое регулирование опеки и попечительства

Президентом РФ в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики определена забота о повышении благосостояния населения нашей страны, стимулирование воспроизводства населения. Без здорового нового поколения все административные и экономические реформы в России теряют всякий смысл. В условиях совершенствования правового государства уже произошли коренные изменения системы российского права, изменениям подвергся и правовой институт опеки и попечительства, направленный на восполнение недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов. Но тем не менее институт опеки и попечительства не претерпел того объема нововведений, который необходим в современных условиях и позволил бы говорить о приобретении им качественно нового уровня. При формировании гражданского законодательства в 90-х годах прошлого века произошло перемещение основных положений об опеке и попечительстве из семейного в гражданское законодательство, появились новые нормы о доверительном управлении имуществом подопечных, опеке над имуществом. В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав.

Институт опеки и попечительства является одним из тех, которым уделяется недостаточно внимания в отечественной юридической науке. Как справедливо отмечала Л.Ю. Михеева: "К сожалению, в юридической литературе современное состояние института опеки и попечительства не исследуется. В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось".

Поскольку институт опеки и попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов, вкратце осветим основные этапы его становления. Первое летописное упоминание об опеке на Руси относится к 879 г., а упоминание опеки и попечительства нашло свое отражение в Послании Рюрика, в котором он назначает своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь. Данные сведения дополняются ст.99 "Русской Правды". Таким образом, еще в те времена опекунами и попечителями назначались (становились) близкие родственники подопечных. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, опекуны и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению магистрата. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - главной чертой стала сословность (Указ Екатерины II 1775 г. "Учреждения для управления губерний"), так как от сословия ребенка-сироты зависело то, какие учреждения назначали опеку и попечительство. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство - с 14 до 21 года.


После революции 1917 г. форма устройства детей приняла общегосударственный характер в силу того, что в результате Гражданской войны множество детей оказались без попечения родителей, появилась категория беспризорников, зачастую пополнявших ряды криминальных структур. Предметом особого внимания Советского государства стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка в духе новой идеологии. В принятом в 1927 г. Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР указывалось, что опекун назначался независимо от его желания, но ему в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. впервые в советское время установил, что назначение опекуна или попечителя могло состояться только с его согласия. Особое внимание в этот период времени стало уделяться детям, находящимся на воспитании или попечении государственных органов, т.е. приоритет отдается отнюдь не семейной форме воспитания. В 1994 - 1995 гг. приняты новые Гражданский и Семейный кодексы, в которых нашли отражение и изменения, связанные с опекой и попечительством. Таким образом, на каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии со ст.32 и 33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п.2 ст.33 ГК РФ). То есть попечитель в отличие от опекуна - это некий контролер деятельности подопечного, а опекун полностью замещает своей деятельностью действия подопечного, связанные с созданием и осуществлением им своих прав и обязанностей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ст.34 ГК РФ). Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются законодательством о местном самоуправлении. Какое именно подразделение органов местного самоуправления правомочно устанавливать опеку и попечительство и осуществлять надзор за опекунами и попечителями, определяется законодательством субъекта РФ. Опекун или попечитель назначается соответствующим актом (постановлением, решением и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Но опека (попечительство) может быть оформлена и по месту жительства опекуна (попечителя).


Иногда назначение опекуна (попечителя) в установленный законом срок затруднительно (нет необходимых документов, затянулся процесс подбора кандидата в опекуны или попечители и т.п.). В этом случае, видимо, на основе специального постановления обязанности по опеке и попечительству выполняют органы опеки и попечительства по месту нахождения лица, подлежащего опеке (попечительству), в течение времени, необходимого для поиска и назначения опекуна (попечителя), подбора подходящего учреждения, где подопечный будет находиться.

Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. К потенциальным опекунам (попечителям) законом предъявляются определенные формальные требования, которые определены в п.2, 3 ст.35 ГК РФ и ст.146 СК. Во-первых, опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными (т.е. не ограниченными в дееспособности и не признанными и судебном порядке недееспособными). В-третьих, не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности. Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять под опеку (попечительство) несовершеннолетнего. Несмотря на то что это Постановление содержит требования, предъявляемые к состоянию здоровья опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, на практике его вполне можно применять и при назначении опекуна лицу, признанному недееспособным.

Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими (прежде всего нравственными) качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Такая оценка является субъективной, поэтому в дальнейшем, к сожалению, могут выявиться негативные черты личности опекуна (попечителя).


Как опекуны, так и попечители прежде всего обязаны заботиться о содержании подопечных (предоставлять им питание, одежду и т.п.) и обеспечить подопечного уходом и лечением. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных (п.3 ст.36 ГК РФ), это: подача заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий; подача исковых заявлений в суд о взыскании алиментов, об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и пр.; предъявление требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному; обращение в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг; защита жилищных прав подопечного путем подачи соответствующих исков; обращение с заявлениями к гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.

Достаточно большой объем правомочий опекунов и попечителей может вызвать злоупотребление ими своими правами, поэтому ГК РФ также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе. В соответствии с п.3 ст.37 ГК РФ опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Это означает, что опекун (попечитель) не вправе купить, например, квартиру по низкой цене у своего подопечного.

Опекун в отличие от попечителя имеет право и (или) обязан совершать от имени подопечного любые сделки, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично или прямо указанны в законе (п.4 ст.182 ГК РФ). То есть опекун не вправе, например, составить от имени подопечного завещание.

В отличие от опекуна попечитель имеет право и (или) обязан: давать согласие на совершение подопечным сделок, за исключением тех сделок, которые в соответствии с законом подопечный вправе совершать самостоятельно; предъявлять в суд иск о признании совершенной подопечным сделки недействительной и о применении последствий недействительности данной сделки (ст.175, 176 ГК РФ); нести субсидиарную имущественную ответственность в соответствии со ст.1073 ГК РФ (только при попечительстве над несовершеннолетними).