Файл: Правовое положение акционерного общества (АО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.

Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества - совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.

Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе[36].

В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего»[37]. Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой - за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.


Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.

Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.

В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:

• определение приоритетных направлений деятельности общества.

  • Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.

Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва

собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[38], в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;

  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
  • размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного фонда и иных фондов общества;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • создание филиалов и открытие представительств общества;
  • одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:

  • совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
  • совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав

акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;

  • совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:

  • по характеру вопросов:

а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

  • по степени участия совета директоров в их решении:

а) исключительной компетенции;

б) делегированные совету директоров общим собранием акционеров;

в) решение, по которым принимаются с учётом мнения других органов общества или другими органами общества (например, п. 10, 11 ст. 65Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»)[39].

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества определяется уставом или решением общего собрания акционеров. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает лишь минимальное число членов совета директоров - не менее пяти.

2.5.Исполнительный орган общества

В акционерных обществах может функционировать как единоличный исполнительный орган, так и одновременно единоличный, и коллегиальный исполнительные органы. В последнем случае функции председателя коллегиального исполнительного органа осуществляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.


Единоличный исполнительный орган может быть представлен в виде директора, генерального директора, а, в свою очередь, коллегиальный - в форме правления, дирекции. В своей деятельности, исполнительный орган подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

В компетенцию исполнительного органа входят все вопросы, касающиеся руководства текущей деятельностью общества, но при этом не находящиеся в компетенции совета директоров или общего собрания. Вместе с тем, исполнительный орган организовывает исполнение решений, принятых на общем собрании и совете директоров.

Как правило, в публичных акционерных обществах дополнительно создается коллегиальный орган, состоящий не менее чем из пяти членов. Согласно п. 4 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в обязанности данного органа управления входит контроль деятельности исполнительных органов общества. Также законом и уставом общества на коллегиальный орган могут быть возложены и иные функции.

В свою очередь, вопрос создания коллегиального органа в непубличном акционерном обществе остается на усмотрение общества.

Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Если рассмотреть вопрос полномочий единоличного исполнительного органа, то здесь ситуация оказывается неоднозначной. Необходимо уяснить, кем является директор: представителем юридического лица, его органом или представителем органа юридического лица. Согласно мнению Е.В. Тычинской, в вопросах, касающихся, например, заключения сделок, директор должен рассматриваться в качестве представителя юридического лица[40].

С данным мнением согласен А.В. Егоров, который считает, что статус директора различен и зависит от того, в какой плоскости его рассматривать: если рассматривать с точки зрения корпоративных отношений, директор является органом юридического лица, участвующим во внутренних управленческих отношениях, а если посмотреть на него под углом зрения приобретения прав и обязанностей по сделкам, совершаемым от имени юридического лица, налицо типичный представитель, обладающий своей волей, право - и дееспособностью, как и любой иной представитель, выступающий в обороте от чужого имени[41].


Обозначение статуса директора общества играет важную роль. Так, например, в случае превышения директором полномочий, необходимо понимать, какую норму права следует применять. В случае, когда директор представляется как орган юридического лица, то при превышении им полномочий применяется ст. 174 Гражданского кодекса Российской

Федерации и такая сделка может быть оспорена и признана недействительной. Напротив, если директор - это представитель юридического лица, то при заключении сделки без соответствующих полномочий, в силу ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка будет считаться заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если представляемое им лицо впоследствии не одобрит указанную сделку.

Как ранее было указано, реформа гражданского законодательства в 2014 году внесла существенные изменения в положения, касающиеся юридических лиц. Так, в частности, ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции № 62 от 05.05.2014 - недействующая редакция) гласила: «Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами»[42]. На основании данной статьи можно сказать, что директор на тот момент представлялся органом юридического лица.

Изменения, внесенные 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс, коснулись, в том числе, и указанной статьи. Теперь, в соответствии с п.1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции № 63 от 05.05.2014 - недействующая редакция), юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом[43].

В связи с тем, что здесь применялась ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации о представительстве, логично было бы предположить, что директор теперь получал статус представителя юридического лица.

Однако впоследствии в гражданское законодательство вновь были внесены изменения и из п.1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской

Федерации (в редакции № 71 от 29.06.2015 - недействующая редакция), указание на п.1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации было исключено[44]. Это означало, что директор снова выступал как орган юридического лица. Но Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 были внесены некоторые уточнения: «Учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, что предполагает применение законодательства о юридических лицах, на органы юридического лица распространяются только отдельные положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: пункты 1, 3 статьи 182, статья 183 Гражданского кодекса Российской Федерации и, в случае наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц (пункт 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) - пункт 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом пункт 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется в тех случаях, когда в законе об отдельных видах юридических лиц установлены специальные правила совершения сделок единоличным исполнительным органом в отношении себя лично, либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого, он одновременно является. (например, пункт 1 статьи 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 5 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[45]. Таким образом, был обозначен особый характер представительства.