Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
Акционерная компания имеет права и несет свои обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Если в учредительных документах такой организации не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься, можно говорить о наличии общей правоспособности юридического лица.
Вместе с тем, есть случаи, прописанные в законе, когда юридическое лицо имеет специальную правоспособность. К примеру, правоспособность акционерных инвестиционных фондов, страховых и кредитных организаций ограничена. Также есть случаи, когда учредительные документы содержат исчерпывающий перечень видов осуществляемой деятельности. Причем ограниченность правоспособности в последнем случае может быть устранена путем внесения соответствующего изменения в устав акционерного общества.
Теория правоспособности юридического лица продолжает развиваться. В частности, в литературе предлагается специально выделять «учредительную» правоспособность акционерного общества до оплаты 50%акций, распределенных среди его учредителей, поскольку общество в этом случае не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением[8].
1.2.Виды акционерных обществ
В настоящее время выделяют два вида акционерных обществ: публичные и непубличные. Однако такое деление появилось сравнительно недавно. Так, до сентября 2014 года акционерные общества могли быть открытыми (ОАО) или закрытыми (ЗАО). Вопрос о необходимости исключения разделения акционерных обществ на открытые и закрытые и выделения публичных и непубличных акционерных возникал давно. В «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации», одобренной решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, отмечалось, что в Гражданском кодексе необходимо закрепление особых требований к гражданско-правовому статусу публичных акционерных обществ. Основной критерий выделения таких обществ должен быть строго формально-юридическим, а не фактическим, то есть акционерное общество должно приобретать статус публичного с момента государственной регистрации проспекта ценных бумаг (акций), подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке[9].
Особенности такого статуса должны заключаться:
- в повышенных требованиях к минимальной величине уставного капитала;
- в обязательном вхождении в состав совета директоров независимых директоров;
- в публичном ведении таким обществом дел, проявляющемся в раскрытии информации о характере его деятельности;
- в наличии специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров.
В Концепции говорилось, что «акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит сейчас с закрытыми акционерными обществами. В этой связи представляется недопустимым установление ограничений обращения акций таких обществ, в том числе и посредством закрепления за их участниками преимущественных прав приобретения акций, отчуждаемых третьим лицам. В связи с этим следует в принципе отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые)»[10]. Таким образом, уже в 2009 году затрагивался вопрос об отказе от деления акционерных обществ на закрытые и открытые и закрепления деления акционерных обществ на публичные и непубличные, однако это произошло несколько позже.
В рамках проводимой в 2014 году реформы гражданского законодательства, был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99- ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который существенным образом изменил положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах. В частности, были внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, значительно затрагивающие правовое положение акционерных обществ.
С 1 сентября 2014 года - момента вступления в силу вышеуказанного закона - на смену открытым и закрытым акционерным обществам, в соответствии со статьями 66.3 и 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли публичные и непубличные общества.
Публичными являются акционерные общества, обладающие правом публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, имеющие возможность публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения сведений о фирменном наименовании общества в ЕГРЮЛ, с обязательным указанием на публичный статус общества.
Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц.
При этом, в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», непубличное общество может приобрести статус публичного, путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным. Публичный статус приобретается со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным.
Глава 2. Правовые основы организация деятельности акционерных обществ
2.1.Учреждение общества
Порядок учреждения акционерного общества урегулирован Законом об АО и проходит в несколько этапов:
1. Принятие решения об учреждении общества. В соответствии с п.1 ст. 50.1. Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
Учредителями акционерного общества могут являться как граждане, так и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления могут являться учредителями АО только в установленных законом случаях. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. Если общество создается одним лицом, то решение об его учреждении принимается данным лицом единолично. В случае, когда в учреждении общества участвует несколько лиц, проводится учредительное собрание, на котором обсуждаются и решаются следующие вопросы:
- о создании общества;
- об утверждении устава общества;
- об утверждении уставного капитала общества;
- об избрании органов управления обществом.
В решении об учреждении общества, принятом единогласно всеми учредителями, отражаются результаты голосования учредителей, а также принятые решения по вопросам утверждения устава и уставного капитала общества. Органы управления, ревизор и регистратор общества избираются также посредством голосования квалифицированным большинством в три четверти голосов, представляющим акции, которые размещаются среди учредителей общества.
Также при учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В таком случае в решении об учреждении общества содержатся результаты голосования учредителей и принятое ими решение об утверждении аудитора общества.
Принятое решение о создании общества закрепляется заключением между учредителями письменного договора, который, в свою очередь, не является учредительным документом, а носит обеспечительный характер.
Договором должны быть определены следующие положения:
• права и обязанности учредителей по созданию общества.
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;
- размер уставного капитала общества;
- категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты;
- Подготовка учредительных документов. Для нормального функционирования акционерное общество должно иметь необходимые документы, предусмотренные законодательством, а именно:
- договор о создании общества;
- устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
- документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы общества;
- положение о филиале или представительстве общества;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
- бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
- отчеты оценщиков;
- списки аффилированных лиц общества;
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
- судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Отсутствие некоторых документов может привести к негативным последствиям, таким как, например, привлечение к административной ответственности. Отсутствие других вовсе делает невозможным создание общества. К таким документам относятся учредительные документы.
Единственным учредительным документом акционерного общества, является устав общества, требования которого становятся обязательными для исполнения всеми акционерами и органами управления общества с момента его государственной регистрации. Обязательные требования к уставам акционерных обществ закреплены в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Общие требования, предъявляемые к уставам юридических лиц, содержатся в ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устав акционерного общества должен содержать следующие сведения:
- фирменное наименование общества;
- место нахождения общества;
- условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве;
- размер уставного капитала общества;
- права акционеров;
- состав и компетенцию органов общества;
- порядок принятия органами общества решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- сведения о филиалах и представительствах общества;
- иные, не противоречащие закону сведения.
В качестве примера, касательно последнего пункта, можно привести такие положения, которые могут быть включены в устав непубличного общества, как:
- о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
- об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
- о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества;
- об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».