Файл: Проблемы реформирования налоговой системы РФ на современном этапе и пути их решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения в специальных налоговых режимах в 2017 году

  • С 1 января 2014 года в Налоговый кодекс РФ был внесен ряд изменений, коснувшихся специальных режимов. К ним относятся следующие меры:
  • в отношении УСН общие изменения состоят в том, что в отношении налогоплательщиков установлен единый предельный размер дохода, превысив который, плательщик налогов лишается права использовать «упрощёнку». Эта сумма составляет 64 миллиона 20 тысяч рублей. Ещё одна новая норма состоит в том, что УСН не может применяться микрофинансовыми организациями;
  • изменения коснулись и ЕНВД: здесь теперь действует одно, но важное правило – начиная с 2014 года в отношении предпринимателей, уплачивающих этот налог, вводится новый параметр. Это так называемый коэффициент-дефлятор в размере 1,672;
  • ПСН в текущем году также претерпела изменения. Согласно им, в стране установлен минимальный размер дохода, возможного для получения – эта сумма составляет 106,7 тысяч российских рублей;
  • наконец, ещё два нововведения коснулись ЕСХН. Во-первых, налоговое законодательство отменило нормирование расходов, выделяемых на питание экипажей речного и морского транспорта, функционирующего в интересах ЕСХН. Во-вторых, в перечень материальных расходов (опять же, в интересах ЕСХН) теперь вместо стоимости лекарств входит стоимость ветеринарных средств.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

Принцип определенности

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

Принцип справедливости

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

Принцип удобства

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

Принцип экономии


Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

Принцип равенства

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде [2.].

Таким образом, можно считать, что в Российской Федерации имеется достаточное количество нормативной документации налоговой системы, которая обеспечивает не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.

2. Анализ основных налоговых источников доходов бюджета РФ

2.1. Динамика налоговых поступлений 2015 – 2016 гг.

В I полугодии 2016 г. в консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов поступило более 12 521,5 млрд руб. в виде налогов, сборов, социальных взносов и иных доходов, что почти на 2% меньше, чем в I полугодии предыдущего года (12 748,6 млрд руб.). С учетом роста индекса потребительских цен доходы расширенного бюджета в I полугодии текущего года почти на 9% ниже, чем за аналогичный период 2015 г. (табл. 3).

Таблица 3 – Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд. руб. [28.]

Таким образом, произошло падение доходов как в номинальном, так и в реальном выражении.

Главная причина снижения доходов – падение поступлений в виде неналоговых и прочих доходов. В основном речь идет о вывозных таможенных пошлинах на углеводороды и товары, выработанные из нефти. Провал в доходах федерального бюджета, который опирается на нефтегазовые поступления, неизбежно сказывается на показателях консолидированного бюджета РФ. В I полугодии 2016 г. по сравнению с I полугодием 2015 г. прочие доходы снизились на 25,5% в реальном выражении и составили 16% общей суммы доходов (для сравнения: доля прочих доходов в I полугодии 2015 г. составляла 20%) [28.].


Незначительно сократилась доля и реальный объем налоговых доходов.

Если в I полугодии 2015 г. они составляли 62%, то по итогам 6 месяцев текущего года – 61%. С поправкой на инфляцию налоговые доходы составили лишь 92,9% от аналогичного показателя 2015 г. Рост поступлений от социальных взносов частично сдержал падение доходов расширенного бюджета, составив 102,3% в реальном выражении. По итогам I полугодия 2016 г. в доход бюджетов государственных внебюджетных фондов поступило 2 741,3 млрд руб. в виде социальных взносов.

Рисунок 1 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ [28.]

Структура налоговых доходов, как видно из рис. 1, практически не изменилась. В I полугодии 2016 г. сократилась доля поступлений в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами – с 22 до 17%, и выросла доля налогов на товары (работы, услуги), как реализуемых на территории РФ (с 23 до 25%), так и ввозимых на ее территорию (с 10 до 12%). Налоги на доходы и прибыль, как и прежде, составляют 36% налоговых доходов. Однако в I полугодии 2016 г. налоги на товары (работы, услуги) в совокупности превысили поступления от подоходных налогов и составили 37% налоговых доходов.

По итогам I полугодия 2016 г. вновь сильнее всего пострадал федеральный бюджет: доходы упали с 6620,9 до 5868,8 млрд.руб. или на 11,4%. С поправкой на инфляцию доходы федерального бюджета составили лишь 82,2% аналогичного значения за I полугодие 2015 г. В начале 2016 г. продолжилось резкое падение цен на нефть: в январе 2016 г. среднее значение рыночной цены нефти сорта «Юралс» находилось на уровне 28,5 долл. за баррель.

В среднем цена на нефть сократилась с 56,5 долл. за баррель в I полугодии 2015 г. до 38,4 долл. за баррель в I полугодии 2016 г. или на 32%. Даже ослабление курса рубля (в сред-нем на 21%) и повышение ставки НДПИ в отношении нефти с 766 до 857 руб. за тонну не привело к полноценной компенсации сокращения нефтегазовых доходов в результате падения цены нефти.

В сравнении с I полугодием 2015 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета упали почти на 30%: с 2976 до 2108,2 млрд. руб. Соответственно доля нефтегазовых доходов снизилась с 45% до 36% в общей сумме доходов (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура доходов федерального бюджета в млрд. руб. и в % к итогу [28.]

Падение цен на нефть, безусловно, сказалось на поступлениях налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами: в I квартале 2016 г. эти доходы федерального бюджета составили лишь 77,8% аналогичного значения за I полугодие 2015 г. В реальном выражении поступление налогов и прочих платежей за пользование природными ресурса-ми сократилось на 27,8% (рис. 3).


Почти на 10% сократились поступления от федеральной части налога на прибыль и подоходного налога. Также снизились доходы от прочих налогов – на 7,3%. Поддержку доход-ной части федерального бюджета в I полугодии 2016 г. оказывали только НДС и акцизы (налоги на товары (работы, услуги).

Рисунок 3 - Структура и динамика налоговых доходов федерального бюджета в I квартале 2015 – 2016 гг. [28.]

При этом, если в номинальном выражении поступления от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, выросли на 5,9%, то в реальном выражении (с учетом почти 8%-го роста потребительских цен) произошло небольшое снижение этих поступлений (рис. 3).

По итогам I полугодия 2016 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сложились в сумме 4616,8 млрд. руб. (12,0% ВВП). По сравнению с предшествующим годом доходы субфедеральных бюджетов увеличились всего на 2,7%, что в реальном исчислении (с поправкой на темпы инфляции) составляет всего 95,3% прошлогодних значений.

Таблица 4 - Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, I полугодие 2016 г. [28.]

Основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и безвозмездные поступления из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и др.). Наиболее значимым для субфедеральных бюджетов налоговым источником доходов являются поступления налога на доходы физических лиц, на долю которого по итогам I полугодия 2016 г. приходится 29,3% всех до-ходов (табл.4). По сравнению с 2015 г. поступления НДФЛ увеличились на 8,4%, что фактически просто компенсирует темпы инфляции – в реальном исчислении рост составляет всего 100,6%. Вторым по значимости источником налоговых доходов являются поступления налога на прибыль организаций, доля которых составляет 26,9%. По сравнению с I полугодием 2015 г. поступления данного налога практически не увеличились да-же по номинальным значениям – прирост со-ставил всего 0,7%, что отражает ситуацию общей стагнации в экономике страны.

Существенный рост поступлений наблюдается по акцизам – их поступления увеличились на 30,2%, а доля в структуре доходов составила 6,5% (в прошлом году – 5,1%). Рост поступлений акцизов является результатом индексации ставок. Существенное увеличение поступлений от налога, взимаемого при применении патентной системы налогообложения (на 53,8%), в значительной мере объясняется перераспределением малого предпринимательства между действующими в настоящее время тремя основными моделями налогообложения – упрощенной системой налогообложения, единым налогом на вмененный доход и патентной системой. Последняя является относительно новой и была выделена из состава упрощенной системы только в 2013 г. и пока находится в стадии «освоения» как субъектами малого бизнеса, так и субъектами РФ, и муниципальными образованиями [28.].


Еще одним налогом, поступления которого в I полугодии существенно увеличились, является транспортный налог. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы от транспортного налога возросли на 67,6%. Однако его доля в общей сумме доходов бюджетов субъектов РФ составляет всего 0,69%. Рост поступлений данного налога в значительной мере связан с дальнейшей дифференциацией ставок налога и их повышением для некоторых категорий транспортных средств во многих регионах.

Поступления налога на имущество организаций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 18,4%, что в реальном исчислении означает на 9,8%. Этот налог является третьим по значимости источником налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Его доля в структуре доходов по итогам полугодия составила 7,9%.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых и земельного налога остаются практически на уровне предшествующего года по номинальным значениям (табл.4). Доля этих налогов в структуре доходов бюджетов субъектов РФ незначительна и составляет 0,54% и 0,36%. Напомним, что в бюджеты субъектов РФ поступает НДПИ только по общераспространенным полезным ископаемым, углю (частично) и природным алмазам, в то время как НДПИ по углеводородам полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Обращает на себя внимание существенное падение поступлений налога на имущество физических лиц. По итогам I полугодия 2016 г. его поступления составили 50,9% прошлогодних значений. Значения первого полугодия по данному налогу не являются показательными в силу того, что основные платежи физических лиц приходятся на конец года (октябрь-декабрь).

2.2. Изменения налоговой системы РФ в 2017 году

С 2017 года налоговая система России может претерпеть кардинальных изменений. Уже сейчас президент Федерации поручил правительству разработать проект законодательных инициатив, которые должны касаться непосредственно налоговой системы страны. Это значит, что, возможно, в государство «придут» новые налоги с 2017 года, а какими они будут, вы можете узнать из этой статьи.

Среди экспертов уже давно развивается слух о том, что закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, вернет, отмененный ранее, единый социальный налог. Но его исчисление будет несколько изменено. Если раньше начисление налога происходило по регрессивному принципу, то Нового года ожидается прогрессивное исчисление