ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 1253
Скачиваний: 24
Вариант №1
Примерные тесты по курсу ИМ«ФИЛОСОФИЯ»
для студентов заочной формы обучения
на 2012-2013 учебный год
Раздел I Философия в исторической динамике культуры
Тема 1 Философия как феномен культуры
-
Укажите исторические типы мировоззрения:
а) религия;
б) экзистенциализм;
в) атеизм;
г) мифология;
д) философское мировоззрение.
-
Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:
а) наука;
б) мифология;
в) философия.
-
Определите время возникновения философского мировоззрения:
а) III – I вв. до н. э.;
б) VII – VI вв. до н. э.;
в) XVII – XVIII вв. н. э.
-
Установите соответствие между представлениями о предмете философии и перечисленными философскими традициями:
1) натурфилософия; |
а) предмет философии – логический анализ языка науки |
2) непозицивизм; |
б) предмет философии – природа как таковая; |
3) марксизм; |
в) предмет философии – «жизненный мир» человека; |
4) феноменология |
г) предмет философии – всеобщие объективные закономерности функционирования и развития природы |
5. Назовите представителей философии материализма:
а) К. Маркс;
б) Платон;
в) Демокрит;
г) Г. Гегель;
д) Дж. Беркли;
е) К. Гельвеций.
-
Выберите из предложенных вариантов философскую позицию автора следующего высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе…» (Г.Гегель)
а) Субъективный идеализм;
б) объективный идеализм;
в) дуализм.
-
Определите философскую позицию древнегреческого философа Демокрита, заключённую в его следующем высказывании: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы… носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля… Последние суть соединения некоторых атом».
а) Дуализм;
б) материализм;
в) идеализм.
-
Определите философскую позицию автора следующего высказывания: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качества объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов» (Д. Юм).
а) Агностицизм;
б) дуализм;
в) материализм.
-
Укажите характерные признаки перечисленных ниже основных методов философского исследования:
1) диалектический метод |
а) принцип развития; |
|
б) признание локального характера связей между явлениями действительности |
2) метафизический метод |
в) принцип все общей связи явлений; |
|
г) констатация устойчивости, неизменности предметов и явлений окружающего мира. |
Тема 3. Древнегреческая философия
10. Назовите основные регионы, где зародилась философское мировоззрение:
а) Древний Восток;
б) Древняя Греция;
в) Америка;
г) Древний Китай;
д) Древний Египет;
е) Древняя Индия.
-
Назовите представителей философии Древней Греции:
а) Лао-цзы,
б) Платон,
в) Конфуций,
г) Сиддхартха Гаутама,
д) Сократ,
е) Пифагор,
ё) Зенон,
ж) Беркли,
з) Парменид,
и) Г. Гегель,
к) Сенека.
-
Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:
1) Гераклит; |
а) атомы; |
2) Фалес; |
б) воздух; |
3) Пифагор; |
в) число; |
4) Анаксимен; |
г) вода; |
5) Анаксимандр; |
д) огонь; |
6) Демокрит. |
е) апейрон. |
-
Установите соответствие имен философов и типов философского мировоззрения, основателями которых они являлись:
1) объективный идеализм; |
а) Фалес; |
|
б) Демокрит; |
2) материализм |
в) Зенон; |
|
г) Платон |
Тема 4 Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья
-
Определите хронологические рамки Средневековой философии:
а) I-X вв.;
б)V-XV вв.;
в)II-XV вв.;
г) X-XVIII вв.
-
Назовите черты, характерные для философского мышления в Средневековье
а) космоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) теоцентризм;
г) агностицизм;
д) идея творения (креационизм);
е) пантеизм;
ё) идея откровения.
-
Назовите представителей философии Средневековья:
а) Аврелий Августин;
б) Николай Кузанский;
в) Демокрит;
г) Френсис Бэкон;
д) Фома Аквинский;
е) Анаксимен Милетский.
-
Определите, что утверждает принцип гармонии веры и разума выдвинутый Фомой Аквинским:
а) необходимость размежевания богословия и философии;
б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии;
в) примат философии над богословием.
Тема 5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
-
Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:
а) антропоцентризм;
б) пантеизм;
в) панлогизм;
г) гуманизм;
д) атеизм;
е) деизм.
-
Как определяли человека в философии Возрождении?
а) Человек – это общественное животное.
б) Человек – это мыслящее существо.
в) Человек – это творец, художник.
г) Человек – это микрокосм.
Тема 6. Европейская философии XVII-XIX вв.
-
Назовите основные особенности философии XVII в.:
а) наукоцентризм;
б) антропоцентриз;
в) механицизм;
г) агностицизм;
д) эмпиризм и рационализм.
-
Определите основополагающие темы философии XVII в.:
а) духовный мир человека;
б) отношение человека к Богу;
в) природное окружение человека;
г) социальная реальность;
д) познание человеком окружающего мира.
-
Выделите основное утверждение эмпиризма:
а) высший вид познания – интуиция;
б) всё знание человека основывается на опыте;
в) мир в принципе не познаваем;
г) мистическое откровение – источник знаний о мире;
д) разум играет решающую роль в познании человеком мира.
-
Какое из нижеследующих суждений является основным утверждением рационализма?
а) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;
б) главенствующую роль в науке играет эксперимент;
в) познание мира возможно благодаря божественному откровению;
г) мир в принципе не познаем;
д) в познании необходимо использовать диалектический метод.
23.Соотнесите имена нижеследующих философов с эмпиризмом и рационализмом:
1) эмпиризм; |
а) Р. Декарт; |
|
б) Ф. Бэкон; |
|
в) Г. Лейбниц |
2) рационализм |
г) Дж. Локк; |
|
д) Т. Гоббс; |
|
е) Б. Спиноза |
-
Выделите представителей философии французского Просвещения:
а) Д. Юм;
б) Дж. Беркли;
в) Вольтер;
г) Ж.Ж. Руссо;
д) Р. Декарт;
е) К. Гельвеций;
ё) И. Кант
-
Определите хронологические рамки немецкой классической философии:
а) XVII в.;
б) 2-я половина XVIII в.;
в) XV в.;
г) XIX в.;
д) 2-я половина XVIII – 1-я половина XIX в.
-
Выделите проблемы, которые исследовал И. Кант:
а) этические проблемы;
б) проблемы социального бытия;
в) познавательные способности человека;
г) источники человеческого познания;
д) социальная структура общества.
-
Определите философскую позицию Г. Гегеля:
а) субъективный идеализм;
б) метафизический материализм;
в) объективно-идеалистическая диалектика;
г) гносеологический оптимизм;
д) дуализм;
е) агностицизм.
-
Укажите основные достижения философии марксизма:
а) открытие материалистического понимания истории;
б) идея активности субъекта в познании;
в) формулировка категориального императива;
г) идея активности субъекта в познании.
Тема 7. Философия XX века: основные школы и направления.
-
Из приведенного перечня выделите основные направления развития постклассической философии:
а) неотомизм;
б) неоплатонизм;
в) экзистенциализм;
г) постпозитивизм;
д) неомарксизм;
е) патристика.
-
Назовите проблемы, характерные для современной теологической философии:
а) бытия и небытия;
б) происхождение мира;
в) бытия Бога как творца;
г) взаимоотношения человека и природы;
д) познаваемости мира;
е) бытия человека как высшего творения.
-
Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм:
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Августин;
г) Фома Аквинский.
-
Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:
а) «философия сущности»;
б) «философия существующего»;
в) «философия существования».
-
Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:
а) бытие природы;
б) бытие общества;
в) бытие духовное;
г) индивидуальное бытие человека.
-
Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:
а) романтическая ситуация;
б) «пограничная ситуация»;
в) интересные ситуации;
г) переходные ситуации.
-
кажите основные принципы неопозитивизма:
а) развития;
б) всесторонности;
в) верификации;
г) всеобщей связи явлений;
д) физикализма;
е) причинности;
ё) конвенционализма.
Тема 8. Философия и национальное самосознание.
-
Назовите имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:
а) Евфросиния Полоцкая;
б) Кирилл Туровский;
в) Ф. Скорина;
г) Л. Сапега.
Раздел II. Философские концепции бытия
Тема 9 Метафизика и онтология
-
Определите, что изучает онтология:
а) природу;
б) материю;
в) бытие;
г) реальность.
-
Выделите категорию, которая может рассматриваться как парная по отношению к категории «бытие»:
а) небытие;
б) дух;
в) материя;
г) сознание;
д) трансцендентное.
-
Назовите основные формы бытия:
а) бытие вещей;
б) бытие природы;
в) бытие космических объектов;
г) бытие общества;
д) бытие процессов;
е) бытие сознания;
ж) бытие культуры;
з) бытие живых существ.
-
Определите, кому принадлежит классическое определение материи: Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
а) В.И. Ленин;
б) Г. Гегель;
в) Э. Гуссерль;
г) К. Маркс;
д) Т. Кун;
е) Л. Фейербах.
40. Из приведенных высказываний выделите соответствующее диалектико-материалистическому пониманию движения.
а) движение – это перемещение тел в пространстве.
б) движение – это любое изменение.
в) движение – это поток сознания.
г) движение – это любая совокупность ощущений человека.
41. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:
а) закон сохранения массы и энергии;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон перехода количественных изменений в качественные;
д) закон отрицания отрицания;
е) закон сохранения импульса.
42. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории материалистической диалектики:
а) материя и сознания;
б) бытие и небытие;
в) содержание и форма;
г) имманентное и трансцендентное;
д) пространство и время;
е) человек и природа;
ё) сущность и явление;
з) ощущение и понятие;
и) субъект и объект;
к) единичное, особенное, общее.
43. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теории развития:
а) Аристотель;
б) Фома Аквинский;
в) И. Кант;
г) Г. Гегель;
д) Ф. Энгельс;
Раздел III Философская антропология
Тема 10 Философия сознания
44. Из приведённого перечня выделите основные функции сознания:
а) оценочная;
б) культуротворческая;
в) утешительная;
г) познавательная;
д) мировоззренческая;
е) регулятивная;
ё) творческая;
ж) целеполагающая;
к) методологическая.
45. Вставьте пропущенные слова в следующий тезис диалектическо-материалистической концепции сознания: «По отношению к объективному миру сознание представляет собой высшую _________________действительности в мозгу человека».
Тема 11 Проблема человека в философии и науке.
46. Соотнесите основные факторы антропосоциогенеза и соответствующие концепции, в которых они акцентированы:
1) игровая концепция; |
а) трудовая деятельность; |
2) трудовая концепция; |
б) вытеснение в бессознательное инстинктивных сексуальных побуждений; |
3)психоаналитическая концепция; |
в) символическая деятельность человека |
4) семиотическая концепция. |
г) игровая деятельность |
Раздел IV. Теория познания и философия науки
Тема 12. Познание как предмет философского анализа
47. Определите философскую позицию, заключённую в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении… Каковы предметы в себе и обособлено от… восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их».
а) идеализм;
б) агностицизм;
в) дуализм.
48. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать чувственную и рациональную формы познания:
1) чувственное познание; |
а) обобщенность |
|
б) фрагментарность; |
|
в) конкретность |
2) рациональное познание. |
а) наглядность; |
|
б) абстрактность; |
|
в) опосредованность. |
49. Выделите соответствующие положение:
а) истина – знание, соответствующее действительности;
б) истина – логическая схема, в которую вкладываются данные опыта;
в) истина – идея, руководство которой приводит к успеху;
г) истина – логически непротиворечивое знание.
Тема 13. Наука и её социальный статус
50. Укажите самые главные отличительные особенности научного познания:
а) предметный и объективный способ рассмотрения мира;
б) точность полученных выводов;
в) строгая логика выводов;
г) использование особого искусственного языка;
д) сверхдальнее прогнозирование практики.
51. Назовите основные характеристики науки как социокультурного феномена:
а) наука – это знание;
б) наука – это сложная развивающаяся система, включающая особые типы знания;
в) наука – это совокупность фактов;
г) наука – это специфический вид познавательной деятельности;
д) наука – это один из социальных институтов.
52. В чем заключается главное различие между гипотезой и теорией?
а) Гипотеза предшествует появлению теории.
б) Теория, в отличие от гипотезы, ‑ это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность.
в) Гипотеза – это предположение, а теория – достоверное знание.
Раздел V. Социальная философия
Тема 14. Основные проблемы и понятия социальной философии
53. Установите соответствие, помогающие выяснит смысл, вкладываемый в понятие «общество» в узком и широком смысле:
1) общество (в широком смысле) |
а) народ; |
|
б) обособившаяся от природы часть материального мира; |
2) общество (в узком смысле) |
а) государство; |
|
б) определенный этап социальной эволюции |