Файл: Тестовые задания по СРС)1 часть)_все спец._зо,зс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 1253

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант №1

Примерные тесты по курсу ИМ«ФИЛОСОФИЯ»

для студентов заочной формы обучения

на 2012-2013 учебный год


Раздел I Философия в исторической динамике культуры


Тема 1 Философия как феномен культуры


  1. Укажите исторические типы мировоззрения:

а) религия;

б) экзистенциализм;

в) атеизм;

г) мифология;

д) философское мировоззрение.



  1. Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:

а) наука;

б) мифология;

в) философия.


  1. Определите время возникновения философского мировоззрения:

а) IIII вв. до н. э.;

б) VIIVI вв. до н. э.;

в) XVIIXVIII вв. н. э.


  1. Установите соответствие между представлениями о предмете философии и перечисленными философскими традициями:

1) натурфилософия;

а) предмет философии – логический анализ языка науки

2) непозицивизм;

б) предмет философии – природа как таковая;

3) марксизм;

в) предмет философии – «жизненный мир» человека;

4) феноменология

г) предмет философии – всеобщие объективные закономерности функционирования и развития природы


5. Назовите представителей философии материализма:

а) К. Маркс;

б) Платон;

в) Демокрит;

г) Г. Гегель;

д) Дж. Беркли;

е) К. Гельвеций.


  1. Выберите из предложенных вариантов философскую позицию автора следующего высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе…» (Г.Гегель)

а) Субъективный идеализм;

б) объективный идеализм;

в) дуализм.


  1. Определите философскую позицию древнегреческого философа Демокрита, заключённую в его следующем высказывании: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы… носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля… Последние суть соединения некоторых атом».

а) Дуализм;

б) материализм;

в) идеализм.


  1. Определите философскую позицию автора следующего высказывания: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качества объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов» (Д. Юм).

а) Агностицизм;

б) дуализм;

в) материализм.


  1. Укажите характерные признаки перечисленных ниже основных методов философского исследования:

1) диалектический метод

а) принцип развития;


б) признание локального характера связей между явлениями действительности

2) метафизический метод

в) принцип все общей связи явлений;


г) констатация устойчивости, неизменности предметов и явлений окружающего мира.


Тема 3. Древнегреческая философия

10. Назовите основные регионы, где зародилась философское мировоззрение:

а) Древний Восток;


б) Древняя Греция;

в) Америка;

г) Древний Китай;

д) Древний Египет;

е) Древняя Индия.


  1. Назовите представителей философии Древней Греции:

а) Лао-цзы,

б) Платон,

в) Конфуций,

г) Сиддхартха Гаутама,

д) Сократ,

е) Пифагор,

ё) Зенон,

ж) Беркли,

з) Парменид,

и) Г. Гегель,

к) Сенека.




  1. Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:

1) Гераклит;

а) атомы;

2) Фалес;

б) воздух;

3) Пифагор;

в) число;

4) Анаксимен;

г) вода;

5) Анаксимандр;

д) огонь;

6) Демокрит.

е) апейрон.


  1. Установите соответствие имен философов и типов философского мировоззрения, основателями которых они являлись:


1) объективный идеализм;

а) Фалес;


б) Демокрит;

2) материализм

в) Зенон;


г) Платон


Тема 4 Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья


  1. Определите хронологические рамки Средневековой философии:

а) I-X вв.;

б)V-XV вв.;

в)II-XV вв.;

г) X-XVIII вв.


  1. Назовите черты, характерные для философского мышления в Средневековье

а) космоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) агностицизм;

д) идея творения (креационизм);

е) пантеизм;

ё) идея откровения.


  1. Назовите представителей философии Средневековья:

а) Аврелий Августин;

б) Николай Кузанский;

в) Демокрит;

г) Френсис Бэкон;

д) Фома Аквинский;

е) Анаксимен Милетский.


  1. Определите, что утверждает принцип гармонии веры и разума выдвинутый Фомой Аквинским:

а) необходимость размежевания богословия и философии;

б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии;

в) примат философии над богословием.





Тема 5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.


  1. Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:

а) антропоцентризм;

б) пантеизм;

в) панлогизм;

г) гуманизм;

д) атеизм;

е) деизм.


  1. Как определяли человека в философии Возрождении?

а) Человек – это общественное животное.

б) Человек – это мыслящее существо.

в) Человек – это творец, художник.

г) Человек – это микрокосм.


Тема 6. Европейская философии XVII-XIX вв.


  1. Назовите основные особенности философии XVII в.:

а) наукоцентризм;

б) антропоцентриз;

в) механицизм;

г) агностицизм;

д) эмпиризм и рационализм.


  1. Определите основополагающие темы философии XVII в.:

а) духовный мир человека;

б) отношение человека к Богу;

в) природное окружение человека;

г) социальная реальность;

д) познание человеком окружающего мира.


  1. Выделите основное утверждение эмпиризма:

а) высший вид познания – интуиция;

б) всё знание человека основывается на опыте;

в) мир в принципе не познаваем;

г) мистическое откровение – источник знаний о мире;

д) разум играет решающую роль в познании человеком мира.


  1. Какое из нижеследующих суждений является основным утверждением рационализма?


а) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;

б) главенствующую роль в науке играет эксперимент;

в) познание мира возможно благодаря божественному откровению;

г) мир в принципе не познаем;

д) в познании необходимо использовать диалектический метод.


23.Соотнесите имена нижеследующих философов с эмпиризмом и рационализмом:

1) эмпиризм;

а) Р. Декарт;


б) Ф. Бэкон;


в) Г. Лейбниц

2) рационализм

г) Дж. Локк;


д) Т. Гоббс;


е) Б. Спиноза


  1. Выделите представителей философии французского Просвещения:

а) Д. Юм;

б) Дж. Беркли;

в) Вольтер;

г) Ж.Ж. Руссо;

д) Р. Декарт;

е) К. Гельвеций;

ё) И. Кант


  1. Определите хронологические рамки немецкой классической философии:

а) XVII в.;

б) 2-я половина XVIII в.;

в) XV в.;

г) XIX в.;

д) 2-я половина XVIII – 1-я половина XIX в.


  1. Выделите проблемы, которые исследовал И. Кант:

а) этические проблемы;

б) проблемы социального бытия;

в) познавательные способности человека;

г) источники человеческого познания;

д) социальная структура общества.


  1. Определите философскую позицию Г. Гегеля:

а) субъективный идеализм;

б) метафизический материализм;

в) объективно-идеалистическая диалектика;

г) гносеологический оптимизм;

д) дуализм;

е) агностицизм.


  1. Укажите основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания истории;

б) идея активности субъекта в познании;

в) формулировка категориального императива;

г) идея активности субъекта в познании.


Тема 7. Философия XX века: основные школы и направления.


  1. Из приведенного перечня выделите основные направления развития постклассической философии:

а) неотомизм;

б) неоплатонизм;

в) экзистенциализм;

г) постпозитивизм;

д) неомарксизм;

е) патристика.


  1. Назовите проблемы, характерные для современной теологической философии:

а) бытия и небытия;

б) происхождение мира;

в) бытия Бога как творца;

г) взаимоотношения человека и природы;

д) познаваемости мира;

е) бытия человека как высшего творения.


  1. Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Августин;

г) Фома Аквинский.


  1. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:

а) «философия сущности»;

б) «философия существующего»;

в) «философия существования».


  1. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:

а) бытие природы;

б) бытие общества;

в) бытие духовное;

г) индивидуальное бытие человека.


  1. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:

а) романтическая ситуация;

б) «пограничная ситуация»;

в) интересные ситуации;

г) переходные ситуации.


  1. кажите основные принципы неопозитивизма:

а) развития;

б) всесторонности;

в) верификации;

г) всеобщей связи явлений;

д) физикализма;


е) причинности;

ё) конвенционализма.


Тема 8. Философия и национальное самосознание.


  1. Назовите имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:

а) Евфросиния Полоцкая;

б) Кирилл Туровский;

в) Ф. Скорина;

г) Л. Сапега.



Раздел II. Философские концепции бытия


Тема 9 Метафизика и онтология


  1. Определите, что изучает онтология:

а) природу;

б) материю;

в) бытие;

г) реальность.


  1. Выделите категорию, которая может рассматриваться как парная по отношению к категории «бытие»:

а) небытие;

б) дух;

в) материя;

г) сознание;

д) трансцендентное.


  1. Назовите основные формы бытия:

а) бытие вещей;

б) бытие природы;

в) бытие космических объектов;

г) бытие общества;

д) бытие процессов;

е) бытие сознания;

ж) бытие культуры;

з) бытие живых существ.


  1. Определите, кому принадлежит классическое определение материи: Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

а) В.И. Ленин;

б) Г. Гегель;

в) Э. Гуссерль;

г) К. Маркс;

д) Т. Кун;

е) Л. Фейербах.


40. Из приведенных высказываний выделите соответствующее диалектико-материалистическому пониманию движения.

а) движение – это перемещение тел в пространстве.

б) движение – это любое изменение.

в) движение – это поток сознания.

г) движение – это любая совокупность ощущений человека.


41. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:

а) закон сохранения массы и энергии;

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон всемирного тяготения;

г) закон перехода количественных изменений в качественные;

д) закон отрицания отрицания;

е) закон сохранения импульса.


42. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории материалистической диалектики:

а) материя и сознания;

б) бытие и небытие;

в) содержание и форма;

г) имманентное и трансцендентное;

д) пространство и время;

е) человек и природа;

ё) сущность и явление;

з) ощущение и понятие;

и) субъект и объект;

к) единичное, особенное, общее.


43. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теории развития:

а) Аристотель;

б) Фома Аквинский;

в) И. Кант;

г) Г. Гегель;

д) Ф. Энгельс;



Раздел III Философская антропология


Тема 10 Философия сознания


44. Из приведённого перечня выделите основные функции сознания:

а) оценочная;

б) культуротворческая;

в) утешительная;

г) познавательная;

д) мировоззренческая;

е) регулятивная;

ё) творческая;

ж) целеполагающая;

к) методологическая.


45. Вставьте пропущенные слова в следующий тезис диалектическо-материалистической концепции сознания: «По отношению к объективному миру сознание представляет собой высшую _________________действительности в мозгу человека».



Тема 11 Проблема человека в философии и науке.


46. Соотнесите основные факторы антропосоциогенеза и соответствующие концепции, в которых они акцентированы:

1) игровая концепция;

а) трудовая деятельность;

2) трудовая концепция;

б) вытеснение в бессознательное инстинктивных сексуальных побуждений;

3)психоаналитическая концепция;

в) символическая деятельность человека

4) семиотическая

концепция.

г) игровая деятельность



Раздел IV. Теория познания и философия науки


Тема 12. Познание как предмет философского анализа

47. Определите философскую позицию, заключённую в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении… Каковы предметы в себе и обособлено от… восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их».

а) идеализм;

б) агностицизм;

в) дуализм.


48. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать чувственную и рациональную формы познания:

1) чувственное познание;

а) обобщенность


б) фрагментарность;


в) конкретность

2) рациональное познание.

а) наглядность;


б) абстрактность;


в) опосредованность.


49. Выделите соответствующие положение:

а) истина – знание, соответствующее действительности;

б) истина – логическая схема, в которую вкладываются данные опыта;

в) истина – идея, руководство которой приводит к успеху;

г) истина – логически непротиворечивое знание.


Тема 13. Наука и её социальный статус


50. Укажите самые главные отличительные особенности научного познания:

а) предметный и объективный способ рассмотрения мира;

б) точность полученных выводов;

в) строгая логика выводов;

г) использование особого искусственного языка;

д) сверхдальнее прогнозирование практики.


51. Назовите основные характеристики науки как социокультурного феномена:

а) наука – это знание;

б) наука – это сложная развивающаяся система, включающая особые типы знания;

в) наука – это совокупность фактов;

г) наука – это специфический вид познавательной деятельности;

д) наука – это один из социальных институтов.


52. В чем заключается главное различие между гипотезой и теорией?

а) Гипотеза предшествует появлению теории.

б) Теория, в отличие от гипотезы, ‑ это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность.

в) Гипотеза – это предположение, а теория – достоверное знание.


Раздел V. Социальная философия


Тема 14. Основные проблемы и понятия социальной философии


53. Установите соответствие, помогающие выяснит смысл, вкладываемый в понятие «общество» в узком и широком смысле:


1) общество (в широком смысле)

а) народ;


б) обособившаяся от природы часть материального мира;

2) общество (в узком смысле)

а) государство;


б) определенный этап социальной эволюции