Файл: Osnovy_psihologii_i_pedagogiki.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2019

Просмотров: 533

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9.Характеристика памяти как психического процесса.

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз — покровительниц науки, поэзии и искусства. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Представление — это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти:

-Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений;

-Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Классификация памяти осуществляется по следующим критериям:

1)по характеру мнемической направленности: -- произвольная— определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;

2)непроизвольная – отсутствует специальная мнемическаязадача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

3)по созданию заданных объектов, образное, словесно – логическое, двигательное, эмоциональное и т.д.

4)по модальности ( в связи с рецепторными системами).

5)по внешним нар –р работы памяти : --кратковременная – запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия;

6)долговременная – длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.


7)наследственная, видовая память.



10.Характеристика мышления как психического процесса.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собойформу творческого отражения человеком действительности, порождающую такойрезультат, которого в самой действительности или у субъекта на данный моментвремени не существует.Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и уживотных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памятипредставлений и образов.Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит втом, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которыхнаходится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Впроцессе мышления производится целенаправленное и целесообразноепреобразование действительности.Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность,предполагающая систему включенных в нее действий и операцийпреобразовательного и познавательного характера.Мыслить человек начинает, когда унего появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается спроблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Виды мышления:

-Логическое мышление;

-Панорамное мышление;

-Комбинаторное мышление;

-Нестандартное мышление;

-Латеральное мышление;

-Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий;

-Дивергентное мышление;

-Практическое мышление;

-Oбходное мышление;

-Саногенное мышление;

-Патогенное мышление;

-наглядно – практическое – это тот вид мышления которое протекает непосредственно в процессе ---------практической деятельности человека и решении задач;

-наглядно – образное – это тогда когда содержание мыслительной задачи на образовании материала;

-словесно – логическое – это когда мыслительная задача решается словесной форме.

и мн. др.



11.Понятие об эмоциях и чувствах.

Эмоции-особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание


Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Это устойчивые психические состояние, имеющие чётко выраженный предметный характер. Чувства могут длиться годами. В зависимости от направленности чувства делятся на:

-моральные;

-эстетические;

-интеллектуальные;

-практические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают след.виды эмоц. состояний:

-настроение-эмоц. состояние, которое отличается слабой и средней силой и сильной устойчивостью. Это не специальное переживание по поводу конкретного события, а различное общее состояние;

-страсть-длительное и устойчивое эмоциональное состояние, глубокое чувство ставшее характеристикой личности. Она возникает при большом стремлении к определённым действиям;

-аффект-наиболее мощная эмоциональная реакция. Сильное, бурное и относительно короткое эмоц. переживание полностью захватывающее психику человека;

-стресс-состояние чрезмерно сильного и длительного псих.напряжения, кот. возникает когда нервная система человека получает эмоц. перегрузку;

фрустрация-переживается ка напряжение, тревога, отчаяние, гнев, кот.охватывает человека когда на пути к достижению цели он встречается с помехами, кот. мешают удовлетворению потребности.


12.Воля как психический процесс. Характеристика волевых качеств личности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения.

Сущность воли заключается в том, что она есть потребность в преодолении

препятствий. Как всякая иная потребность, она может являться источником

положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом

преодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности

регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов

опять-таки на уровне эмоций: отрицательных и положительных.

Удовольствие от преодоления препятствий, помех — наиболее яркий показатель воли.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в

стремлении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется,


стремление переходит в желание.

В ходе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках и

действиях складывается волевая организация личности. Волевые свойство

становятся неотъемлемым признаком личности.

В психологии закрепившееся у человека волевые свойства обозначают

специальными терминами, например: целеустремленность, решительность,

выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость.



13.Характеристика эмоциональных состояний личности.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека. Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека. В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние. Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.


Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма. Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п. Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало. В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти. Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.