Файл: Osnovy_psihologii_i_pedagogiki.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2019

Просмотров: 557

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной(Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникаци), интерактивной (для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями)иперцептивной(Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания).

.


22.Сущность конфликта, причины и динамика его развития.

Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

-объект (предмет спора);

-субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

-условия протекания конфликта;

-масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

-стратегии и тактики поведения сторон;

-исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт -представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

-предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта

-конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт


-разрешение конфликта (полное или частичное).

-Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

-диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

-конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

-деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

определить его вид конфликта

-его причины

-его особенности,

-а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.

если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).


23.Руководство и лидерство. Характеристика стилей руководства.

Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

Она выделяет три стиля лидерства:

авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.


Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.


24.Личность руководителя как субъект управления.

25.Психология принятия управленческих решений.


ПЕДАГОГИКА

1.Педагогика как наука, её объект и предмет исследования.

Педагогика — это совокупность знаний по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающих поколений к жизни и деятельности.

Основной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Основная функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики — это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Главная особенность педагогической деятельности состоит в том, что объектов и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе "человек-человек".

Педагогическая система — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

-учащиеся;

-цели воспитания (общие и частичные);

-содержание воспитания;

-процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

-учителя (или технические средства обучения);

-организационные формы воспитательной работы.

Важными компонентами педагогической системы, не сводимыми к выделенным, являются также:

-результаты;

-управление учебно-воспитательным процессом;hjhk

-технология.