ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2019

Просмотров: 455

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12.Определение цены и обьема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия чистой монополии состоят в том, что цены у фирм-монополистов выше, а объем производства ниже, чем в условиях чистой конкуренции. Предположим, что данная отрасль вдруг стала конкурентной. Тогда кривая МС монополиста превратится в рыночную кривую предложения конкурентной отрасли (S). Точка ее пересечения с кривой спроса D представляет собой точку рыночного равновесия, координаты которой Рконк. и Qконк., причем конкурентная цена ниже цены монополиста, а объем производства больше. Таким образом, чистая монополия обеспечивает себе максимальную экономическую прибыль (сверхприбыль), взвинчивая цену и ограничивая объем производства. Однако при всех существенных отличиях в поведении конкурентной фирмы и монополиста имеется общая черта: оба в своем поведении не учитывают возможную реакцию на свои действия со стороны конкурентов, хотя и по разным причинам. У конкурентных фирм конкурентов слишком много, у монополиста их нет вообще. Чистая конкуренция и чистая монополия представляют две полярные модели рынка и в реальной действительности в чистом виде не существуют. Однако анализ их поведения позволяет понять особенности функционирования монополистической конкуренции и олигополии. Это те модели рынка, к которым принадлежит большинство действующих в реальной экономике фирм. тепень власти над рынком определяется крутизной кривой спроса, с которой сталкивается фирма. Однако как бы ни была велика эта власть, она не является абсолютной, так как стремление к максимальной прибыли вынуждает монополиста соблюдать условие максимизации прибыли. Любая цена как ниже, ведет к снижению общей массы прибыли. (Исключение составляют естественные монополии, спрос на продукцию которых практически совершенно неэластичен и представляет собой почти вертикальную линию. Здесь власть над рынком может быть абсолютной в зависимости от деятельности государства по регулированию тарифов естественных монополий).


13.Социально-экономич.последствия деятельности монополии. Монополия – рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товар или услуги и представляет собой всю отрасль. Монополия - исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. Реализуемый продукт является уникальным (нет его близких заменителей, например абсолютно новый продукт). Повышение цен производителем не ведет к сокращению спроса. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки. Большие барьеры для выхода на рынок.Экономические последствия – обесценивание процесса обучения, затраты на помощь безработным, утрата квалификации, снижение жизненного уровня. Плюсы – создание резерва рабочей силы, стимулирование роста интенсивности и производительности труда.Социальные последствия – обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, увеличение социальной дифференциации. Плюсы повышение ценности рабочего места.



14.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование. РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ — деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей. Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке.Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству.Первый из известных актов по антимонопольному регулированию принят в 1889 году, более известен акт 1890 г(«Закон Шермана»). З-н Шермана направлен на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний.Антимонопольные законы в настоящее время действуют почти во всех странах с рыночной экономикой (в РФ - Закон о конкуренции). Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограни-чение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных ком-паний. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира. Антимонопольное законодательство делится на 2 типа:1) Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза.2) Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка.


15.Монополистическая конкуренция.Равновесие фирмы. Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: 1.Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей.2.Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.3.Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами.4.Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;5. Рекламирование продукции важно для развития. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм.Равновесие фирмы монополист.конкурента в краткосрочном периоде-говорит и максимизации прибыли и минимизации убытков фирмой.Равновесие фирмы монополист.конк.в долгосрочном периоде-говорит о том что если есть прибыль то фирма вступает в отрасль.если убытки-выходит из отрасли.



16.Олигополия.Ценообразование в условиях олигополии. Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.Черты-1.На рынке работает несколько крупных фирм от 3 до 10.2.Фирмы могут производить как однородные так и разнородные товары.3.На рынке олигополии сущ.большие барьеры для входа в отрасль и работы на этом рынке.4.Отдельные фирмы-олигополии не оказывают влияние на цены так как с одной стороны понижение цены может привести к ценовой войне с другой повышение цены приводит к потере доходов фирм.Поэтому цена товара определяется олигополистическим рынком.Цены регулируются 2 методами-1.метод следования за лидером-т.е.фирма занимающая занимающая лидирующую положение в отрасли определяет его цену.2.метод соглашений или метод сговора- фирмы договариваются между собой об обьемах производства и уровнях цен.Если при этом происходит тайный сговор что приводит к необоснованному росту цен то гос-во принимает антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний.


17.Рынки ресурсов и их особенности.Рынки ресурсов-это система отношений между субьектами экономики по поводу купли-продажи ресурсов-труда капитала и земли.Единого рынка ресурсов нет есть рынок труда,рынок капитала и рынок земли.На этих рынках действуют те же законы спроса предложения.В то же время рынки имеют особенности-1.Различна цель покупателя.На потребительском рынке покупателя интересует прежде всего полезность товара.Он желает получить максимальную полезность с минимальными издержками.2.Спрос на ресурсы имеет производный характер.К примеру спрос на программистов со стороны фирмы зависит от спроса на программный продукт.3.Цена ресурса для фирмы покупателя является ее издержками но для продавца рабочей силы зп явл.его доходом.Факторный доход-доход который получает продавец фактора производства.Напрример зп-доход от продажи труда,%-от продажи капитала,земельная рента-от передачи во временное пользование земли.4.При анализе спроса на ресурсы надо учитывать их взаимодополняемость5.Факторы производства имеют двойную оценку текущую цену(амортизация,земельная рента) и капитальную цену(цена продажи физического капитала и земли).6.Предьявляя спрос на ресурсы фирма –покупатель руководствуется золотым правилом фирма покупает такое ко-во ресурсов чтобы обеспечить оптимальный оббьем выпуска при котором она получает максимальную сумму прибыли.


18.Рынок труда.Его особенности.Рынок труда-совокупность товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями.Особенности-1.Блоьшая продолжительность взаимоотношений между продавцами и покупателями услуг труда.2.Большая роль неденежных факторов-престижность работы или безопастность для здоровья.3.Зависимость рынка труда от деятельности профсоюзов,наличие трудового законодательства.4.ценой рабочей силы явл.зп.Функции-1,ценообразующая-формирует национальный уровень оплаты труда.2.регулирующая-обеспечивает пропорциональное распределение рабочей силы по сферам экономики.3.стимулирующая-стимулирует эффективную и рациональную занятость населения.4.социальную-регулирует распределение доходов населения5.информационную-информирует о соотношении спроса и предложения рабочей силы. Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полной занятости населения. Это связано с тем, что для развития национальной экономики необходимо наличие незадействованных или еще не освоенных ресурсов, к числу которых относятся трудовые ресурсы. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. При тотальной занятости развитие либо полностью прекращается, либо происходит медленными темпами.По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения:экономически неактивная часть населения. Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам — инвалиды. Оно не участвует в функционировании экономики, а поэтому не рассматривается как часть рынка труда;экономически активная часть населения. Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности.



19.Заработная плата.Формы и системы ЗП. Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты). Основные элементы тарифного нормирования заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник.Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (бывают часовые, дневные, месячные).Тарифная сетка — шкала, состоящая из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, которые позволяют определить заработную плату любому работнику. Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, где перечисляются все основные виды работ и профессий и необходимые знания для их выполнения.Формы оплаты труда. 1.Сдельная заработная плата устанавливается в зависимости от количества и качества затраченного труда. 2Повременная заработная плата устанавливается в зависимости от времени работы рабочего и его квалификации. 3.Аккордная оплата труда устанавливается не за каждую производственную операцию, а за весь цикл работ, т. е. за аккордное задание.А также формами и система явл. Номинальная заработная плата — сумма денег, полученная за определенный период времени..Реальная заработная плата — кол-во товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.


20.Рынок капитала.Это совокупность отношений между продавцами и покупателями капитала.Есть капитал как экономическая категория- экономич.отношение между субьектами экономики связанные с получением прибыли.2.капитал как фактор производства-экономич.ресурс вовлеченный в производство с целью получения прибыли.Виды- физический капитал-совокупность средств пррооизводства(здания сооружения).,денежный – это часть капитала принимает денежную форму в результате износа основного капитала и создания денежных резервов и накопления денежных средств и формирования фонда для выплаты зп и накопления прибыли.ссудный капитал-форма денежного капитала которая выражает кредитные отношения.Формой сущ.капитала явл.ценная бумага-кредитный документ.Итак виды рынков след. Рынок капитальных благ. Рынок услуг капитала. Рынок ссудного капитала. Рынок ценных бумаг.Все выполняют функцию- инвестирование т.е.превращение денежного капитала в реальный.


21.Рынок ссудного капитала и ссудный %.Рынок ссуднго капитала-это общее название целого ряда рынков финансовых,на которых хозяйствующие субьекты по разным причинам предоставляют и получают ссуды.Товаром явл.ссудный капитал,т.е.денежный капитал.Ценой ссудного капитала явл.ссудный процент.Ссудный процент-цена уплачиваемая предпринимателем за использование заемных средств в течении определенного периода.очевидна что ставка ссудного % должна колебаться в рамках нормы прибыли.На ставку ссудного процента влияют- 1.Спрос и предложение.Чем выше спрос тем выше ставка процента и наоборот.2.фактор риска при предоставлении ссуды.3.Срок выдачи ссуды.Долгосрочные ссуды выдаются по более высокому проценту чем краткосрочные.4.Ограничение условий свободной конкуренции.5.Ставка процента устанавливается центральным банком.Рыночный спрос на ссудный капитал- сумма обьемов денежных средств на которые есть спрос у всех заемщиков при той или иной ставкек процента.Чем выше ставка % тем меньше спрос и наоборот.Рыночное предложение ссудного капитала-сумма обьемов денежных средств предлагаемых всеми субьектами экономики.



22.Инвестиции. Инвестиции - это вложение денежных средств с целью получения прибыли. Получение прибыли является целью инвестиций. У инвестиций есть 2 важных характеристики: риск и доходность. Риск и доходность имеют взаимосвязь и чаше всего эта взаимосвязь прямо пропорциональная. То есть чем выше потенциальная доходность, тем выше риск понести убытки. Безрисковых инвестиций не бывает - запомните это! Чтобы была возможность получить прибыль, нужно идти на оправданный риск. С точки зрения цели инвестирования инвестиции можно подразделить на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции — это инвестиции с целью роста инвестируемого капитала и участия инвестора в управлении объектом инвестирования..Портфельные инвестиции, это инвестиции с целью получения текущего дохода. Это вложения в ценные бумаги, как правило, средне — или краткосрочные.По формам собственности инвестиции можно подразделить на частные (осуществляемые физическими и юридическими лицами) и государственные (отечественные, иностранные, совместные). В экономической практике и в литературе частные и государственные инвестиции ещё получили название нецентрализованных и централизованных. Валовые инвестиции представляют собой общий объем реальных инвестиций в определенном периоде, направленных на строительство, приобретение средств производства и прирост товарно-материальных ценностей.Эти затраты осуществляются инвесторами за счет: а) собственных средств (прибыли и амортизации);б) привлеченных средств (средства от выпуска акций и паевые взносы);в) заемных средств (кредиты, облигационные займы и др.).Чистые инвестиции представляют собой сумму валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в рассматриваемом периоде. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС— спрос в экономике на инвестиционные товары: машины, оборудование, строительные материалы, услуги строительных фирм. Он возникает из намерения или планов фирм по увеличению своего физического капитала (основных производственных фондов), а также товарных запасов.. Его величина зависит при прочих равных условиях от уровня реальных процентных ставок: чем они выше, тем И. с. ниже, и наоборот, а также от динамики цен.


23.Дисконтирование и принятие инвестиционных решений. При принятии инвестиционных решений большую роль играет процентная ставка. Именно она позволяет оценивать инвестиции с точки зрения их доходности. Ведь, осуществляя вложение, инвестор отказывает себе в потреблении данных капитальных средств и надеется на компенсацию этого ущерба. Таким образом, в его ожидания входит не только возврат вложенных средств, но и получение определенного дохода.Всегда нужно ориентироваться на рыночную ставку процента: если она превышает уровень доходности планируемых вложений, то данный проект считается нерентабельным. Поэтому важно учитывать альтернативные возможности инвестирования и принятия решений. Экономически субъект, стремясь к максимизации собственного дохода, должен грамотно планировать свою деятельность и поступать так, чтобы она была наиболее эффективной.Как известно, поток доходов от инвестирования не единовременный, а растянут на несколько временных лагов. В связи с этим в экономике существует понятие дисконтирования. Дисконтирование – это способ соотношения и сравнения текущей и будущей стоимости капитальных средств. Суть этого процесса заключена в следующем: при осуществлении инвестиционных проектов необходимо соизмерять сегодняшние текущие затраты и будущие возможные доходы.Умение применять принцип дисконтирования способствует принято верных решений и осуществлению рационального выбора. Например, нужно определить, какие условия предоставления кредита наиболее выгодны отдельному банку: 28 % годовых по ежеквартальному начислению сложных процентов или же 30 % по полугодовому начислению сложных процентов. Теоретически эта задача не решаема, но при помощи математических методов можно подсчитать, что наиболее эффективной является процентная ставка 30 %. В противном случае банк будет нести потери, связанные либо со слишком заниженной и невыгодной банку ставкой процента, либо с завышенной, непривлекательной для дебитора.