ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.12.2019

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 13: Формы государства

  1. Формы государства

  2. Форма правления.

  3. Форма государственного устройства.

  4. Понятие политического режима.



  1. Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.

Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране

Форма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.

Таким образом, форма государства – это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.


2. Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования.

В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.

Монархия - верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках одного человека.

Как форма правления отличается следующими признаками:

  • существование единоличного носителя верховной власти, - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

  • наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

  • монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

  • отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

В свою очередь она делится:


Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (Россия до 1905г).

Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или законодательным актом. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Республика - верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти

как форма правления отличается следующими признаками:

  • выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

  • наличием выборного на определенный срок главы государства;

  • производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

  • юридической ответственностью главы государства.

Она подразделяется:

Парламентская республика - форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. (Италии Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.).

Президентская республика - форма правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. (США, Латинская Америка).

Смешенная республика характеризуется наличием основных черт обоих типов республиканской формы правления. Отсутствует прямая юридическая связь между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть.


3. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;

  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;

  • на территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

  • составные части государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

  • на территории проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

  • все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

  • имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.


К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия, РБ, Литва, Польша и др,.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федерация характеризуется следующими признаками:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. (Австро-Венгрия до 1918, Швеция и Норвегия до 1905, США с 1781 по 1789, Египет и Сирия для войны с Израилем в 1958, до 1848 г. Швейцарская федерация).

Конфедерация характеризуется следующими чертами:

  1. конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

  2. конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

  3. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

  4. государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

4. Политический режим представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Платон, выделял

- «наилучшего государства»;

- тимократию (господство благородных воинов);

- олигархию (правление богатых семей);

- демократию;

- тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.

Основу политического режима сегодня составляют следующие типы:

  1. Демократический

  2. Недемократический (антидемакратический)

  • 2. (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный)- характеризуются следующими признаками:

  • полный контроль государства над всеми сферами жизни,;

  • огосударствление всех общественных организаций;

  • личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

  • реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

  • игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

  • не учитываются особенности религиозных убеждений населения.


Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов.

  • 1. Демократический режим (“demarcate”- народовластие) складывается в правовых государствах.

Выражается в следующем:

  • свобода личности в экономической сфере;

  • реальная гарантированность прав и свобод граждан;

  • создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

  • личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

  • власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

  • основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

  • государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.




4