ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1866

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

личная убеждённость педагога;

правдивость, искренность;

связь с жизнью;

настойчивость.

2. Пример – это воздействие на сознание, чувства и волю человека всеми видами примеров, которые ставятся воспитуемому в качестве образца доля подражания. Пример д.б. доступным для подражания, ясным, вызывать желание следовать ему.

3. Упражнение заключается в такой организации жизни, учёбы, работы, которая позволяет закалить волю, приобрести опыт и привычки правильного поведения. Упражнение сочетается с убеждением, с примером воспитателя, с самовоспитанием.

4. Поощрение – это совокупность средств и приёмов морального и материального стимулирования положительного поведения. Поощрение д.б. заслуженным, своевременным, гласным, направляться на решение главных задач деятельности. Следует сочетать разные виды поощрений и повышать требовательность к воспитуемым.

5. Принуждение применяется с целью побудить воспитуемого к выполнению предъявленных к нему требований; соблюдению норм поведения вопреки его желанию. Формы принуждения: просьба, приказ, распоряжение, предупреждение, замечание, совет, намёк, оценка работы, запрещение. Наказание – это крайняя форма принуждения.

Важно применять всю систему методов воспитания.


  1. Сущность и содержание семейного воспитания.

Семейное воспитаниеэто сложная система воспитания. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, место проживания семьи и многое другое. Эффективность семейного воспитания во многом определяется системой сложившихся принципов и правил воспитания в семье. Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение в жизнедеятельность семьи детей как её равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на его вопросы.

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием подрастающих поколений.

Особую роль в формировании личности играют внутрисемейные отношения, которые зависят:

  • от состава семьи и её структуры;

  • характера взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;

  • от семейных ролей и поддержки членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

  • от уровня образования родителей; совместимости и общей психологической атмосферы в семье;

  • от детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания;


Значительные изменения, происходящие в обществе, в системе образования предъявляют новые требования к культурному статусу семьи.



  1. Условия успешного воспитания в семье.

Воспитание детей – это один из основных и непростых этапов жизни человека. Система взглядов на эту тему будет сохранять актуальность и жизнеспособность до тех пор, пока на земле существуют отцы, матери и дети. Существует мнение: что вложено в ребенка до 12 лет, то и будет формировать его жизнь.

С зарождением христианства для семьи определены каноны христианской этики, касающиеся дисциплины, порядка, достижения любви, преданности, верности между супругами, заботы о семье и т.п.. Эти идеи не новы – мы их получили в наследство.

Необходимо взять ту мудрость, которая составляла основу жизни на протяжение тысячелетий, и преподнести ее живущим сегодня людям интересно и убедительно. Не навязывать принципы, но жить по ним. Наиболее действенно, когда мы говорим: «Я забочусь о тебе так же, как забочусь о себе. Твои нужды – это мои нужды». Вот это непременно произведет плод.

Итак, наш разговор – об условиях успешного воспитания детей в семье.

Жизнь в семье. Родителями бывают или ими становятся в раннем или среднем возрасте. Родителям-«новичкам» необходим ясно обозначенный курс семейного корабля.

Нормально – заботиться о ребенке с первых дней его появления на свет, относиться к нему как хрупкому, чувствительному существу, потому что «дети нежны» (Быт. 33:13); говорить ему ласковые слова, показывать ему, как он любим и драгоценен. Учить его слушаться, давая понять, что папа и мама заботятся о нем и являются его защитниками. В школьном возрасте следует давать ребенку поручения по дому, хозяйству, оставляя время для выполнения уроков и развлечений. Если мы виноваты в чем-то перед ребенком, хорошо нам извиниться перед ним.

Детям нужно давать возможность участвовать в решении семейных дел. Надо находить время на общение и игры с ними даже при самой большой занятости. Праздник, особенно христианский, следует делать для всей семьи чудесным событием не только из-за вкусной еды, но в первую очередь ради построения теплых, дружеских взаимоотношений. Даже подарки, которыми мы одариваем своих детей, имеют воспитательное значение. Детей надо оберегать и ограждать от «милитаристских» игрушек и таких же фильмов.

Для подростков нормален самостоятельный поиск, родителям же следует лишь мудро помогать им. Во всем этом необходимо формировать в ребенке духовные ценности. Сыновьям в 18 лет надо уже давать быть самостоятельными и не препятствовать им даже уйти из дома. Есть хороший пример в Евангелии от Луки 15:11-32. Не стоит делать из этого трагедию, а лучше поступить по Слову Божию.


Человеку свойственно обрастать полезным и бесполезным. Все, чем мы владеем, зачастую овладевает нами и отнимает нас у семьи: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:2). Мы ничего не заберем с собою на небо, но спасенные души наших домочадцев – вот что ценно в очах Божиих.


Духовное воспитание. Дети достаточно внимательно прислушиваются к молитвам родителей, чтобы почувствовать, насколько неподдельна и глубока их вера. Однако научить ребенка молиться – это еще не все. Необходимо следовать тому, чему учил Моисей: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:5-9). Это значит жить по Божиим заповедям с утра и до вечера.

По отношению к Создателю необходимо формировать в ребенке представление в двух аспектах: во-первых, Бог есть любовь, и дать пример любви; во-вторых, Бог всемогущ и ожидает послушания.

Образование. В жизни ребенка должны быть интересные книжки, с картинками и без, развивающие интеллектуальные и спортивные игры. Желательно, чтобы ребенок учился в школе, где хорошо отлажен учебный процесс и царит порядок, где здравые и строгие учителя заботятся о безопасности и нравст-венности учащихся. Хорошо, когда родители поощряют ребенка развиваться, двигаться, получать знания, стремиться быть человеком образованным. Библия много говорит о ценности знаний (Пр. 1:4, 22, 29; 2:3, 6, 10; 5:2; 8:9, 10; 9:9; 10:14: 12:1; 13:17; 14:8 и др.)

Половое образование. Обычно сексуальность проявляется у ребенка задолго до полового созревания. Родителям не стоит показывать, что их шокирует дет¬ское любопытство к этой сфере. Не надо бояться детских вопросов на эту тему, напротив, лучше спокойно, мягко и грамотно беседовать на эти темы, отвечая на любопытство ребенка по мере его возраста: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9).

О послушании. Послушание ребенка зависит от авторитета родителей в его глазах. Авторитет родителей для ребенка – очень важный фактор. Ребенок спокоен, когда его родители ведут себя достойно, мудро, строго. Степень послушания ребенка увеличивается, когда он знает границы, в которых должен себя держать, и понимает, кто может заставить его в этих рамках пребывать: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф. 6:1-4). Человеческий род страдает склонностью к неповиновению и упрямству. Благодаря чувству ответственности за свои поступки, ребенок приобретает ценный опыт и умение контролировать себя: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Пр. 29:17).

Приучение ребенка к порядку и дисциплине. Автор предлагает испытанные на своих детях шесть взглядов на порядок и дисциплину, а также – наказание за их нарушение: 1) определите границы дозволенного – это важно; 2) если ребенок открыто дерзит, пресекайте его вызов решительно и уверенно; 3) различайте границы между сознательным неповиновением и детской безответственностью; 4) увещевание, утешение и наставление должно происходить после того, как конфликт утих; 5) избегайте предъявления невыполнимых требований; 6) руководствуйтесь любовью! На бунтарей благотворно действует проявление любви и справедливое наказание. Чувство страха перед родителями, которое принято обозначить словами «почтение, уважение», строится по образу и подобию отношений человека к Богу. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Эпидемия сомнений в своих силах и способностях распространилось в настоящее время в результате действия совершенно неправильной системы представлений о ценности человеческой личности. Далеко не каждый человек признается обществом как личность. У ребенка формируется ощущение неполноценности в процессе его взросления. Каждая неудача заносится в память, недоброжелательные замечания, случаи отвержения или осмеяния оставляют царапину на его чувствительном восприятии собственного «я» на многие годы. Родители зачастую подыгрывают общему негативному отношению к несимпатичным и нескладным физически детям. Дети огорчаются, озабочиваются своей внешностью, начинают комплексовать. Красота и богатства – фальшивые ценности, недостаточные для формирования у ребенка чувства собственного достоинства. Ребенку необходимо осознать, что Создатель Вселенной знает о нем лично! что он для Него дороже обладания всем миром! что Он понимает причины его страха и раздражения; что Его единственный Сын Иисус отдал Свою жизнь за него! что Он может заполнить пустоту; что за земной жизнью последует вечная, лучшая жизнь, в которой не будет места неприятностям и невзгодам; что земные страдания и боль не более чем мимолетное облако. Вот та прекрасная философия, к которой стоит приобщать наших нежно любимых детей!


ХХ век породил профессионалов, которые сочли себя достаточно квалифицированными, чтобы пренебречь опытом и взглядами на родительские обязанности, накопленными и оправдавшими себя более чем за 2000 лет. По некоторым сведениям, в более ранние (ХYIII-XIX вв.) периоды истории человечества люди жили большими семьями, и при рождении ребенка на помощь неопытной матери приходили близкие, которые обеспечивали ей необходимую поддержку. Они не были учеными книжниками, но обладали удивительной житейской мудростью. Пожилые женщины учили молодых матерей. Нынешние молодые матери предпочитают специалистов. В традиционной религии считалось, что принципы морали исходят от Бога. Современные учения ставят под сомнение само существование Бога и хотят поставить себя на Его место. Рассуждения и рекомендации, выраженные в этой статье, почерпнуты, в основном, из Священного Писания, из христианской литературы и из личного опыта воспитания детей.

Бог позаботился о том, чтобы снабдить нас наставлениями для поддержания прекрасных взаимоотношений в семье. Божии принципы передавались от поколения к поколению вплоть до сегодняшнего дня, с целью максимально повысить нравственный, умственный и духовный потенциал каждого человека, начиная с его младенчества.


  1. Творческий потенциал личности, условия и пути его развития.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а следовательно создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что, в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами, внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт индивидов.

Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распределения обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты, дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпатии.

Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовательно, на формирование и становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, являются:

состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;


скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;

отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние. Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей донесение до детей моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения, которыми служат прежде всего сами взрослые, их поступки, взаимоотношения. Конечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как известно, отличаются своей способностью к подражанию. Они перенимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку других людей: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возникает новое, социально необходимое образование стремление соответствовать требованиям взрослых, быть признанным. Позитивной стороной этого стремления является нравственное чувство или совесть. Нравственному формированию личности способствуют получаемые ребенком знания, нравственные привычки его поведения с другими людьми, эмоциональные переживания своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Особенно в этот период ребенку важно быть признанным.

Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информированности, доверие и уважение друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями. Отсутствие названных условий приводит ко многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной активности, негативным формам поведения, раздражительности, подавленному настроению, деформации самооценки и полоролевого поведения.

Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разумеется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только таких отношений. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явлений, которые либо становятся причиной самой конфликтности, либо действуют на нее в качестве катализатора, например низкая духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т. п.

Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиться комплекс неполноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициативным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, он чувствует уверенность в своих силах, верит своим близким, не боится проявлять инициативу и в то же время учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.