ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1905

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволят более полно раскрыть последнее (рис. 6).

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – это единичный представитель вида. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и т. п.).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Несовпадение понятий индивидуальности и личности проявляется в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах, связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из общества, оформление ее уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

. Потенциалы личности

Личностьэто активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. С этих позиций ее можно характеризовать пятью потенциалами: 1) гносеологическим, 2) аксиологическим, 3) творческим, 4) коммуникативным, 5) художественным.


  1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Данный потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

  2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов, сознании личности и ее самосознании, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в мироощущении и мировоззрении.

  3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда.

  4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

  5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Художественная активность личности проявляется в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.


  1. Психологическая структура личности.

Личность является своеобразным сочетанием природных (биологических) и общественных (социальных) свойств и качеств, которые и определяют психические в человеке. Существует несколько подходов к определению структуры личности, Наиболее общая и распространенная структура личности определяется ее четырьмя сторонами:

Первая сторона личностиее социально обусловленные свойства: потребности, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют и формируют качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания.

Вторая сторона личности – запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Она определяет подготовленность личности к деятельности, уровень ее развития, ее опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).


Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку и типичные для него устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнений.

Четвертая сторона личности – ее биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах.


  1. Характеристика ощущения как психического процесса.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений по расположению рецептора

Внешние – рецепторы расположены на поверхности тела человека, в органах чувств и с их помощью он познаёт свойства предметов, которые находятся вне его – это есть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения.

Внутренние – ощущения возникают от рецептаров тех органов чувств, которые расположены внутри организма – это голод, жажда, тошнота, изжога.

Двигательные – это ощущения движения и положения тела в пространстве, рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках и обеспечивают управление движением на подсознательном уровне.

Ощущения всех видов зависят от чувствительности анализаторов. Основные характеристики чувствительности:

Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно. Диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений. Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.


  1. Характеристика восприятия как психического процесса.

Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Другими словами восприятие есть не что иное, как процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, оно объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов.

Виды восприятия:

  1. Простые: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные.

  2. Сложные: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Свойства восприятия:

    • Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

    • Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

    • Константность – относительное постоянство восприятия окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету и т.п.

    • Структурность – восприятие не является просто суммой ощущений, мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений структуру.

    • Осмысленность – связь с мышлением, пониманием сущности предметов.

    • Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.



  1. Характеристика внимания как психического процесса.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Виды внимания

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Непроизвольное

Действие сильного контрастного раздражителя

Непроизвольность, лёгкость

возникновения и переключения.

Произвольное

Постановка, принятие задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет.

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникновение в связи с этим

интереса

Сохраняется целенаправленность,

снимается напряжение


К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Объем внимания это ограниченные, поступающие извне части информации или количество объектов, не превышающие возможностей обрабатывающей системы человека.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.


  1. Характеристика памяти как психического процесса.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение сферу сознания. Благодаря памяти прошлый опыт не исчезает бесследно, сохраняется в виде представлений. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Виды памяти:

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Во втором случае такая цель (задача) присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

В зависимости от характера психической активности выделяют следующие виды памяти:


Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, чтения книги, разговора с друзьями. Такая память называется не просто логической, а словесно-логической, т. к. мысли не существуют без языка.



  1. Характеристика мышления как психического процесса.

Мышление – это высший психологический познавательный процесс сущность которого заключается в отражении в сознании человека, существенных сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление можно определить один из познавательных психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто недоступное непосредственному восприятию.

В психологии выделяют следующие основные вида мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное), логическое, аутистическое реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Теоретическим называют мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или практическим действиям с реальными материальными предметами.

Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизнененной задачи. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением.

Продуктивным (творческим) называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее неизвестный материал (предмет, явление).

Репродуктивное – мышление, связанное с такими задачами, решение которых кем-то когда-то уже было найдено.

Например, решение учебных задач.

Интуитивное мышление характерно для людей, обладающих особой интеллектуальной способностью – чувством интуиции. Интуиция – это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без дополнительных рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения.