Файл: "Финансы акционерных обществ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- филиалами и дочерними фирмами, в части платежей, установленных условиями заключенных с ними соглашений или разовыми распоряжениями руководства;

- наемным персоналом, в части выплаты заработной платы в размерах и сроки, установленных условиях индивидуальных трудовых контрактов или коллективного трудового договора (соглашения). [19]

Формами реализации финансовых обязательств являются:

- перечисление денежных средств с расчетного счета предприятия при наличии их на счете, а при отсутствии в очередности, предусмотренной законодательством РФ [20];

- добровольная передача кредитору части имущества в счет погашения задолженности;

- безвозмездная отгрузка продукции или оказание услуг [21] , а также реализация финансовых обязательств в случае финансовой несостоятельности предприятия.[22]

Выводы по главе

Итак, делаем выводы, что финансовые отношения АО охватывают большой круг заинтересованных лиц. Это и инвесторы, и сами акционеры, и собственники, и представители финансово-кредитной, налоговой и банковской систем. Государство также принимает участие во взаимодействии с такими обществами, регламентируя их деятельность законодательно, взимая налоги и т.д. Финансовые отношения организации неотделимы от их финансовых обязательств, которые имеют различные формы реализации. Финансовые отношения строятся на принципах, таких как принцип хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности и т.д. Все эти принципы вытекают из основ функционирования акционерных обществ и иных организаций, заложенных в законодательстве Российской Федерации.

Глава III. Управление финансами акционерного общества

Акционирование предприятий включает два основных аспекта: организацион­но-правовой и финансовый. Организационно-правовой аспект означает, что предпри­ятий регистрируются в форме коммерческой организации. Финансовый аспект заклю­чается в выпуске и размещении акций.

Финансы АО - это денежные отношения, возникающие на всех стадиях создания, деятельности, реорганизации и ликвидации АО . Роль финансов АО многогранна: они охватывают денежные отношения с учре­дителями общества, трудовым коллективом, поставщиками, покупателями, бюджетом, банками, внебюджетными, страховыми и др. организациями. Таким образом, финансы АО функционируют: в приобретении сырья, материа­лов и других товарно-материальных ценностей; реализации произведенной продук­ции; инвестициях; формировании акционерного капитала; резервов; создании и рас­пределении прибыли, при выплате дивидендов и процентов по акциям и облигациям; уплате налогов в бюджет; получении и погашении кредитов и т.д. [23, c.169]


АО формируют страховой или резервный фонд в тех раз­мерах, которые установлены учредительными документами. В любом случае указан­ный фонд не должен быть менее 15% уставного фонда.[24] Распределение прибыли меж­ду участниками общества производится ежеквартально, раз в полгода или один раз в год.[25] Для этого ис­пользуются методы, предусмотренные учредительными документами. На практике такое распределение осуществляется чаще всего пропорционально долям участников в уставном фонде общества.

Как было сказано выше, при создании АО его уставной капитал направляется на при­об­ре­тение основных фондов и формирование оборотных средств в разме­рах, необ­ходимых для ведения нормальной производственно - хозяйствен­ной деятель­ности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использова­ние которых является важным факто­ром образования дохода. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производ­ство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реали­зованной продукции. После реализации продукции она принимает денеж­ную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, кото­рая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и фи­нан­совых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее вы­деляются качественно разные составные части созданной стои­мости. [26, c.265-270]

Прежде всего, это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как из­нос основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортиза­ционного фонда является продажа произведенных товаров по­требителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сы­рье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников со­ставляют из­держки предприятия по производству продукции, прини­мающие форму се­бе­стоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не рас­ходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборот­ные средства восстанавливаются, а понесен­ные акционерным обществом издержки по произ­водству продукции возмещаются. [26, c.265-270]


Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность со­по­ста­вить полученную от реализации продукции выручку и произведен­ные за­траты. Смысл инвестирования средств в производство продукции со­стоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себе­стои­мость, то АО получает его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кру­го­оборота средств, вложенных в производство, и относятся к собствен­ным фи­нансовым ресурсам общества, которыми он распоряжаются само­стоя­тельно. Оптимальное использование амортизационных отчисле­ний и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить произ­водство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроиз­вод­ство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отли­чие от амортизационных отчислений прибыль не остается полнос­тью в рас­поряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отноше­ний, которые воз­никают между акционерным обществом и государством по поводу распределения соз­данного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоце­ле­вой источник финансирования его потребностей, но основные направ­ле­ния ее ис­пользования можно определить как накопление и потребление. Про­порции распределения прибыли на накопление и потребление опреде­ляют перспек­тивы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на на­копление, составляют денежные фонды предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финан­со­вых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной ка­питал дру­гих предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накоп­ление, на­правляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли исполь­зуется на потребление, в результате чего возникают фи­нансовые от­ношения между АО и лицами, как занятыми, так и не занятыми на пред­приятии. [26, c.265-270]

В современных условиях хозяйствования распределение и использо­вание амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопро­вождается созданием обособленных денежных фондов. Амортиза­ци­онный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распре­де­ле­нии при­были в фонды специального назначения оставлено в компе­тен­ции предприя­тия, но это не меняет сущности распределительных про­цес­сов, от­ражающих использование финансовых ресурсов АО.


Поскольку финансы АО как отношения являются частью эко­номических отношений, возникающих в процессе хозяйственной дея­тельности, принципы их организации определяются основами хозяй­ствен­ной деятель­ности предприятия. Исходя их этого, принципы органи­зации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятель­ность в области финансо­вой деятельности, самофинансирование, за­инте­ресован­ность в итогах финан­сово - хозяйственной деятельности, от­вет­ственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной дея­тельностью пред­приятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйствен­ной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству про­дукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капи­тальные затраты за счет собственных источников. При временной недо­статочности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о те­кущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения. [26, c.265-270]

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вклады­вая их в производство продукции в целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

  1. амортизационных отчислений;
  2. прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансо­вой деятельности;
  3. средств, получаемых от выпуска облигаций;
  4. средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций;
  5. долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме об­лигационных займов);
  6. других законных источников (например, добровольных без­возмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с вы­сокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним отно­сятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ас­сигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборон­ного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться пред­принимательской и финансируется за счет средств, полученных от реали­зации продукции. [26, c.265-270]


Таким образом, в процессе распределения чистой прибыли АО создаётся резервный фонд. Конкретные размеры ежегодных отчислений от прибыли в указанный фонд предусматривается уставом, но не менее 5% чистой прибыли общества. Формирование и пополнение резервного фонда происходит путём ежегодных отчислений до достижения этим фондом размера, предусмотренного уставом общества. Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных коммерческих убытков АО. Из него производится погашение облигаций и выкуп акций общества при отсутствии других средств. Использование резервного фонда в иных целях запрещается.

За счёт чистой прибыли может быть образован специальный фонд акционирования работников общества. Однако это должно быть предусмотрено уставом АО. Средства данного фонда предназначены исключительно для выкупа акций общества, продаваемых акционерами, и дальнейшего размещения их среди своих работников.

АО одна из наиболее сложных организационно-правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления. В уставе общества четко оговариваются распределение компетенций между этими органами, устанавливается порядок принятия решений и действий управленческих органов от имени общества, определяется ответственность за причиненные убытки. [27, с.35]

Высшим органом управления АО явля­ется общее собрание акционеров. Оно является формой управления со стороны его акционеров. [28, с.242] Общество обязано ежегодно про­водить годовое собрание акционеров в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года. На годовом собрании  АО решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии, утверждении аудитора общества, рассматриваются и ут­верждаются годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет при­былей и убытков общества, распределение прибыли и убытков. Помимо годового собрания акционеров могут проводиться и вне­очередные общие собрания акционеров. [29, с.61] В компетенцию общего собрания  АО входит ре­шение важнейших вопросов жизнедеятельности АО, среди которых:

  1. Внесение изменений и дополнений в устав АО или утверж­дение устава АО в новой редакции.
  2. Реорганизация АО.
  3. Ликвидация АО, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  4. Определение количественного состава совета директоров (на­блюдательного совета) АО, избрание его членов и досрочное пре­кращение его полномочий.
  5. Определение количества, номинальной стоимости, катего­рии (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями.
  6. Увеличение уставного капитала общества путем повыше­ния номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компе­тенции совета директоров общества.
  7. Уменьшение уставного капитала общества путем снижения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций.
  8. Образование исполнительного органа АО, досрочное пре­кращение его полномочий, если уставом АО решение этих воп­росов не отнесено к компетенции совета директоров АО.
  9. Избрание членов ревизионной комиссии АО и досрочное прекращение их полномочий; утверждение аудитора общества.
  10. Выплата дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года.
  11. Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской от­четности, в том числе отчетов о прибылях и убытках общества, а также распределение прибыли и убытков общества по результатам финансового года.
  12. Определение порядка ведения общего собрания акционеров.
  13. Принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объе­динениях коммерческих организаций.
  14. Утверждение внутренних документов, регулирующих де­ятельность органов общества и др. [4, с.170]