Файл: Правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Платежи с текущего валютного счета осуществляются в пределах средств, имеющихся на счете. Овердрафтный кредит не предоставляется (выдача банком средств сверх остатка на текущем счете клиента).

2.2 Правовой режим покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем рынке

Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации осуществляются через уполномоченные банки. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту:

от своего имени по поручению юридических лиц и коммерческих банков (посреднические операции за комиссионное вознаграждение);

от своего имени и за свой счет.

Если продажу и покупку иностранной валюты уполномоченный банк осуществляет от своего имени и за свой счет (за рубли), то он должен соблюдать лимит отрытой валютной позиции (позиции валютного риска), устанавливаемой Центральным банком России, на конец каждого рабочего дня уполномоченного банка. Суммарная величина всех открытых валютных позиций не должна превышать тридцать процентов от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

При превышении установленного лимита открытой позиции уполномоченный банк к концу рабочего дня обязан принять меры по устранению допущенного на рушения, т. е. реализовать купленную за свой счет иностранную валюту в объеме превышения установленного лимита. Для контроля за валютными операциями уполномоченного банка последний ежемесячно, не позднее 5-го числа следующего месяца представляет в Главное территориальное управление ЦБР отчет о соблюдении им открытой валютной позиции. При грубых нарушениях ЦБР применяет к уполномоченному банку различные меры воздействия вплоть до отзыва лицензии на право осуществления операций с иностранной валютой. Таким образом, установление открытой валютной позиции и постоянный контроль за ее соблюдением способствуют ускорению оборачиваемости иностранной валюты на внутреннем рынке, удовлетворению спроса на иностранную валюту и повышению курса рубля [2, C.18].

Нерезиденты имеют право покупать без специальных разрешений Банка России и без указания целей покупки иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки за счет средств на тех своих рублевых счетах, открытых в уполномоченных банках в установленном Банком России порядке, режимы которых позволяют осуществлять операции по покупке иностранной валюты за рубли.


Уполномоченные банки по поручению юридического лица продают средства в иностранной валюте: другому юридическому лицу, на межбанковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.

Денежные средства в рублях, полученные юридическим лицом от продажи средств в иностранной валюте, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на расчетный счет этого юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу), и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

При выполнении поручения юридического лица на продажу иностранной валюты, включая обязательную продажу части экспортной выручки, уполномоченный банк имеет право покупать за свой счет указанные средства в иностранной валюте.

В случае проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет уполномоченный банк ведет открытую валютную позицию. Порядок ведения и лимиты открытой валютной позиции устанавливаются Банком России [8, C.432].

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, установленном Банком России.

Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке в следующих целях:

для осуществления текущих валютных операций, являющихся таковыми в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле";

для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России;

для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;

для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

для осуществления платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями Банка России (территориальных учреждений Банка России), для оплаты расходов на содержание представительств;


для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте;

для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений (лицензий) Банка России на осуществление соответствующих валютных операций в пределах сумм, указанных в этих разрешениях (лицензиях) [8, C.435].

Иностранная валюта, купленная юридическими лицами - резидентами Российской Федерации на внутреннем валютном рынке, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления через уполномоченные банки, ведущие валютные счета этих органов, покупают иностранную валюту в порядке, установленном настоящей Инструкцией для юридических лиц.

Уполномоченные банки осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, по поручению юридических лиц только при наличии у последних разрешений (лицензий) Банка России на проведение этих операций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 10 декабря 2003 г. Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства. В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и дальнейшего совершенствования валютного законодательства Центральному банку России предоставлено право на издание о обязательных к исполнению нормативных актов: инструкции, писем, положении, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского рубля в условиях параллельного обращения свободно конвертируемой иностранной валюты. Согласно ст.2 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. ЦБР определяет условия приобретения и использования нерезидентами российских рублей. Нерезидентам разрешено рассчитываться с резидентами как в валюте Российской Федерации, так и в свободно конвертируемой валюте, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием России.


Приоритетным направлением валютного регулирования является внутренний валютный рынок. Его устойчивое функционирование при нестабильном состоянии экономики требует применения директивных ограничений на вывоз валютных ценностей за границу. Юридическим лицам-резидентам запрещено открывать текущие и иные счета в иностранной валюте за границей без разрешения ЦБР. Заявления клиентов на открытие валютных счетов за границей рассматриваются ЦБР с учетом специфики проведения конкретных операций и невозможности открытия подобных счетов в российских уполномоченных банках.

Внутренняя лицензия дает право на совершение ограниченного круга операций на территории Российской Федерации; ведение валютных счетов клиентуры; торговые и неторговые операции; покупка, продажа наличной и безналичной валюты на внутреннем валютном рынке; установление корреспондентских отношений с российскими банками, имеющими генеральную лицензию. Для получения внутренней лицензии коммерческий банк должен проработать не менее одного года с момента регистрации ЦБР и получения рублевой лицензии.

Операции с иностранной валютой могут осуществлять не все коммерческие банки, а только те, кто получил на это разрешение от Центрального банка России. Разрешение коммерческим банкам на кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, другие операции с иностранной валютой выдается Центральным Банком в виде лицензии. По объему предоставленных прав лицензии делятся: на генеральную, внутреннюю и разовую. Генеральная лицензия дает право коммерческому банку осуществлять операции в иностранной валюте как на территории Российской Федерации, так и за границей. Внутренняя лицензия дает право на совершение коммерческими банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте на территории РФ. Уполномоченные банки осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, по поручению юридических лиц только при наличии у последних разрешений (лицензий) Банка России на проведение этих операций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алескеров С.И. Банковское законодательство Российской Федерации. М.: Экономика, 2014. – 348 с.
  2. Артамонова Т. Валютное регулирование в России. // Закон. – 2014. - №8. – С.14-22.
  3. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
  4. Бублик В. Законодательство о валютном регулировании: практика применения. // Хозяйство и право. – 2015. - №3. – С.44-58.
  5. Валютный рынок и валютное регулирование. / Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: БЕК, 2013. – 264 с.
  6. Грязнова А.Г. Денежно-кредитная и валютная политика. М.: Финансы и статистика, 2014. – 460 с.
  7. Ефимова Л. Лицензирование валютных операций коммерческих банков. // Закон. – 2014. - №8. – С.31-33
  8. Коробова Г.Г. Банковское дело. М.: Юристъ, 2015. – 751 с.
  9. Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы. М.: Финансы и статистика, 2013. – 209 c.
  10. Порамарчук А.А. Законодательство о банках и банковской деятельности. М.: Законность, 2014. – 168 с.