Файл: Развитие права государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. В нашей стране слаборазвита рыночная экономика, значительный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны не очень высок. Хотя в собственности государства сосредоточены немалые материальные припасы в виде продовольственных товаров, топлива и других средств к существованию для крайних обстоятельств. Все что в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется главным такими факторами, такими как безопасность, причем не только военная, но также экологическая, санитарно-эпидемиологическая, продовольственная и так далее. Государство выполняет обширный круг социальных функций, он призван обеспечить достаточный прожиточный минимум населения. Ему необходимо иметь, соответствующую, материально-техническую и финансовую базу.

Работа по разделению собственности до сих пор практически не завершена. Она тормозится отсутствием соответствующего федерального закона. Субъекты федерации не всегда могут получить желаемое и не всегда могут эффективно управлять. В результате ряд объектов имущества может быть просто утрачен.

Госимущество и раньше было одним из источников доходов государства.

Опыт прошлых лет приводит к выводу, что хорошее функционирование общества возможно лишь в начале здоровой конкуренции различной форм собственности, каждая из которых должна доказывать свою жизнеспособность на конкретных участках приложения труда и капитала.

Постановка проблемы. Собственность государственная и муниципальная. Проблемами права государственной и муниципальной собственности занимались такие ученые как Браева Э.Х., Братусь С.Н., Венедиктов А.В., Виноградов В.А.и многих других.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в области права государственной и муниципальной собственности.

Предмет исследования это нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов, материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.

Цели и задачи исследования целью является анализирование вопросов связанных с функционированием такой организационно-правовой формы собственности как государственная и муниципальная. Задачи по целевой направленности исследования обусловили необходимость решения возникновения и развития права государственной и муниципальной собственности.


Методы исследования исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Осуществлено путем комплексного применения методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Нормативную базу составили: Конституция РФ, гражданское законодательство РФ и другие федеральные законы.

Основное содержание исследования понятие, сущность и структура права, специфика гражданской правосубъектности и осуществление права государственной и муниципальной собственности.

ГЛАВА 1. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Развитие права государственной и муниципальной собственности

Само понятие «право собственности» появилось не сразу, а медленно возникало в истории. Конечно, уже психике примитивного человека свойственно чувство, что вещь, добытая или сделанная им (например, убитая дичь, пойманная рыба, сделанное оружие и т.д.), принадлежит ему; конечно, всякое посягательство на эту вещь будет ощущаться им, как некоторая обида по его адресу и будет вызывать соответствующую реакцию. Но это примитивное чувство далеко еще от юридического понятия права собственности: отношения к третьим лицам по поводу этой вещи определяются не мыслью о некоторой юридической связи лица с вещью, а мыслью о личной обиде[1].

Первые упоминания о праве государственной собственности упоминаются в одном из первых памятниках древнерусского права «Русской Правде», сохранившей свое значение и в более поздние периоды истории, и не только для русского права.

Там впервые упоминается о государственной собственности - землях, обложенных данью. Они формировались путем «окняжения», военных захватов. Государственные земли сохранялись на Руси столетиями и были важным источником пополнения казны. Часть земель князь передавал приближенным.

Доходы князя состояли из дани с населения, штрафов за преступления, изымаемых в пользу князя, торговых пошлин и доходов с имений, которые обрабатывались преимущественно трудом княжеской челяди.


Главной задачей княжеской администрации был сбор дани. Для сбора пошлин и тарифов, судопроизводства и управления княжеским дворцовым хозяйством постепенно сложился аппарат управления. Вначале имела место численная, десятичная система управления, выросшая из военной организации.

Именно начальники воинских, подразделений - десятские, сотники, тысяцкие - стали теперь возглавлять соответствующие звенья государства. Сотнику доверялись городские судебно-административные дела. Дворцово-вотчинная система включала две части: 1) управление дворцом во главе с дворским, имевшим многочисленных слуг; 2) пути, обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения. В ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только собирали с выделенных мест те или иные продукты, но и были административными и судебными органами. Руководили путями путные бояре[2].

Постепенно система дворцо-вотчинных органов превращалась из органов, обслуживавших личные нужды князя, в общегосударственные учреждения, т. е. выполняла важные задачи по управлению всем государством.

Право государственной собственности в законодательстве Петра I во многом сохраняло черты чисто феодального института. Монарх имел право ограничивать свободу распоряжения собственностью. Петр I укреплял систему государственных монополий, государство продолжало сохранять право преимущественной покупки товаров, продукции отечественных заводов и фабрик. Недра фактически объявлялись собственностью государства, для их разработки частными лицами нужно было получить разрешение. Строительство частных заводов осуществлялось под контролем государства и субсидировалось им. Льготы по набору материалов и рабочих также зависели от государства[3].

В 1724 г. Земли, заводы, фабрики, недра запрещались к залогу.

Некоторые породы деревьев, пригодные для кораблестроения, объявлялись заповедными. Землевладельцы не имели права их рубить на своих землях. За порубку клена, лиственницы, вяза, сосны виновные подвергались штрафу, за порубку дуба - смертной казни.

Екатерина II, идя навстречу пожеланиям дворян, отменила все эти ограничения пользования собственностью. Дворяне становились неограниченными собственниками и недр земли, и лесов[4].

Интересно правовое положение этих промышленных предприятий - они считалась собственностью государства, монарха, которые как бы давали их в пользование владельцам.


Государство имело преимущественное право перед другими купцами при покупке золота, серебра, меди и селитры, причем цену устанавливала Берг-коллегия. Все же остальные металлы и минералы промышленник мог продавать кому угодно внутри страны, и только по разрешению Берг-коллегии - за границу. Государство гарантировало промышленникам и их наследникам, что "оные заводы отняты не будут".

Важную роль в обеспечении рабочей силой промышленных предприятий сыграл Указ "О покупке к заводам деревень" от 18 января 1721 г. (по ранее действовавшему законодательству купцам и промышленникам не разрешалось покупать населенные деревни)[5].

Екатерина II запретила заводчикам приобретать населенные деревни. Дворянство вновь становятся: единственным сословием, имевшим право на земельную собственность.

Коренные изменения в определении государственной и муниципальной собственности произошли после 24 октября 1917 г, новая власть внесла серьезные изменения в аграрный сектор экономики. 26 декабря 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял декрет "О земле", согласно которому помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа Помещичьи имения, а также удельные, монастырские, церковные земли со всем их живым в мертвым инвентарем, усадебными постройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.

Руководствоваться при осуществлении земельных преобразований следовало "Крестьянским наказом о земле", составленным на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов и опубликованный в номере 88 этих Известий 19 августа 1917 г. Вся земля обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся на ней. Все недра, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и прочее переходили в пользование общин. Земельные участки с высококультурными хозяйствами - сады, плантации, питомники, оранжереи и т.д. - не подлежали разделу, превращались в показательные и передавались в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Право пользования землей получала все граждане без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не допускался. Устанавливалось уравнительное землепользование. Земля распределялась между трудящимися по трудовой или потребительской норме. Вся земля после ее отчуждения поступала в общенародный земельный фонд[6].


В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия крупной, а затеи средней и даже мелкой промышленности, железные дороги и т.д. Декрет ВЦИК "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. ГК РСФСР от 22 мая 1922 года различал собственность: государственную, кооперативную, частную. Причем земля, недра, леса, горы, железные дорога, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось[7].

Предметом частной собственности могли быть: муниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом количества, орудии производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода я всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Собственностью кооперативных организаций могли быть предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом.

После коллективизации в деревне стало две формы собственности: личная и артельная.

Конституция СССР 1936 г. закрепила ленинскую идею об экономике страны как единой фабрике. Социалистической экономике стала соответствовать и структура собственности - единая по своей природе, выступающая в форме государственной и кооперативной. В личной собственности граждан могли находиться только предметы потребления[8].

Некоторые особенности права государственной собственности имелись в годы Великой Отечественной войны, прежде всего, нужно сказать, что советские законы считались действовавшими и на территории, временно оккупированной врагом. Поэтому всякого рода гражданско-правовые сделки, с вершенные на какой-либо территории за время ее оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными.

В разделе Основ, посвященном праву собственности, подчеркивалось, что советское государство является собственником всего государственного имущества. За отдельными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление.