Файл: Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Цель данной курсовой работы – изучить необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России. Задачи курсовой работы – это разобрать и проанализировать систему государственного регулирования предпринимательства на территории Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются нормы права регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.


1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России

1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования — основополагающая задача такого регулирования.

Государство в лице компетентный: органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

  • обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета;
  • защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  • обеспечение занятости населения;
  • обеспечение безопасности и обороны страны;
  • реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
  • соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:
необходимость эффективного управления государственной собственностью;
необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отмечают, что первое понятие более узкое, нежели два последних.


1.2 Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления. Это составное звено механизма управления экономикой в целом, вследствие чего необходимо согласование методов государственного регулирования предпринимательской деятельностью и методов управления социально-экономическим развитием отраслей, регионов и страны в целом.

Эффективный механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности должен опираться на административно-контрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления ¾ снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила ¾ так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

В современной России регулирование предпринимательской деятельности первоначально (по мере возникновения) опиралось на административные механизмы. Они были основаны на неокейнсианской теории и включали запреты, лицензии, ограничения, административные и уголовные меры. Экономические методы регулирования начали использоваться в 90-е годы XX в. Они базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования).

Практика хозяйствования показывает, что наибольший эффект от государственного регулирования предпринимательской деятельностью достигается при комплексном использовании всех механизмов и методов.

Административные (прямые) инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности включают:

  • комплекс законов о регулировании предпринимательской деятельности;
  • совокупность соответствующих стандартов и нормативов;
  • систему лицензирования хозяйственной деятельности;
  • аудит;
  • систему сертификации (маркировки) продукции;
  • добровольные согласования между государственными органами власти и предпринимателями;
  • методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования развития предпринимательской деятельности.

Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях: естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука); охрана окружающей среды и использование ресурсов; сертификация, стандартизация, метрология; социальная политика (прежде всего определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения: гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т. д.).

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования предпринимательской деятельности, довольно разнообразны. Основные из них:

  • налоги;
  • перераспределение доходов и ресурсов;
  • ценообразование;
  • государственная предпринимательская деятельность;
  • кредитно-финансовые механизмы и др.

Из этого всего можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

2 Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узкокорыстных интересах (что происходит и по сей день), будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций. Насколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И насколько это является целесообразным?

В рамках данной главы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности.


Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства является главной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим было изучено и проанализировано развитие объективных для всех хозяйствующих субъектов направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности: антимонопольного, налогового и административного регулирования, а также системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.

2.1 Административное регулирование предпринимательской деятельности

Административное регулирование – это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.

Содержание административного регулирования заключается:

  • в принятии новых административно правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;
  • упорядочении и закреплении на основе современных норм права наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления (приватизация государственного и муниципального имущества, регистрация прав на имущество и т. д.);
  • охране урегулированных правом управленческих отношений (в том числе через установление ответственности за их нарушение);
  • развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития нашего общества (предпринимательство, лицензирование и т. д.);
  • вытеснении из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям (административно-командных, устаревших налоговых отношений).

Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно правового регулирования, в структуру которого могут входить следующие элементы: