Файл: Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. Так, антитрестовское законодательство США устанавливает весьма жесткие санкции, применяемые к его нарушителям. И в России антимонопольное регулирование – это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Антипод конкуренции – монополистическая деятельность, т.е. действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Характерной чертой современной экономики стала ее демонополизация. Правовой основой этого процесса является антимонопольное законодательство.

Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ определяет юридические правила конкуренции, т.е. состязательности предпринимателей на товарных рынках. Именно конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.

Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;
  • ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

Данный Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из Закона о конкуренции, федеральных законов, регулирующих особый круг отношений, и подзаконных актов.

Закон «О защите конкуренции» действует на всей территории Российской Федерации. Он запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
  • создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

Также к монополистической деятельности относятся соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.


Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Антимонопольные органы созданы для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольный комитет является одним из центральных органов управления. В его основные полномочия входят:

  • при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;
  • выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
  • привлекать коммерческие организации и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях;
  • проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах;
  • давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;
  • осуществлять иные предусмотренные Законом о конкуренции полномочия.

Как мы видим антимонопольное регулирование играет очень важную роль в ведении предпринимательской деятельности. Оно устанавливает ряд запретов и ограничений для предприятий-монополистов, необходимых для обеспечения равных конкурентных условий.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

  • Стимулирование предпринимательства
  • Развитие конкурентных начал
  • Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Воздействие государства на данную сферу отношений в настоящее время является очень актуальным. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю тем самым открывать новые перспективы развития предпринимательской деятельности.

Заключение

Таким образом, более или менее подробно рассмотрев государственное регулирование предпринимательской деятельности, его особенности, формы и основные направления, можно подвести краткие итоги и сделать определённые выводы.

В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, обоснована необходимость государственного воздействия на экономику и предпринимательство, выделены основные направления и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Сделан вывод о том, что основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.


Формирование системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности является сложным и длительным процессом, в основе которого лежат:

  • законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы его поддержки и процедуры принятия решений в области государственного регулирования;
  • правоприменительные процедуры, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от незаконных действий конкурентов и органов государственного управления;
  • система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по регулированию и поддержке предпринимательства: органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, инфраструктура поддержки предпринимательства;
  • государственные программы поддержки и содействия развитию предпринимательства, которые разрабатываются Правительством при участии союзов и ассоциаций предпринимателей; программы социально – экономического развития регионов;
  • ресурсное и финансовое обеспечение, необходимое для реализации мер по поддержке предпринимательства, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным совершенствованием налоговой системы.

Политика государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности призвана обеспечить комплексную реализацию указанных направлений формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

В рамках данной работы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности: антимонопольное, налоговое и административное регулирование.

Проведен анализ воздействия мер государственного регулирования предпринимательской деятельности по отдельным направлениям на развитие предпринимательства в целом. Определены основные формы государственного регулирования.

Список литературы

        1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.2003г.
        2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ // ГД ФС РФ 21.10.1994г.
        3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. №14-ФЗ // ГД ФС РФ 22.12.1995г.
        4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. №146-ФЗ // ГД ФС РФ 16.07.1998г.
        5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ // ГД ФС РФ 19.07.2000г.
        6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ // ГД ФС РФ 17.07.1998г.
        7. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
        8. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
        9. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное право Российской Федерации». М.: Зерцало-М, 2003.- 608 с.
        10. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 480 с: ил.
        11. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерлигов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997, 400с.
        12. Лексип В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2000.
        13. Налоги и налогообложение: учебник / А.А. Вазим. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.-378 с.
        14. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. В.А. Шульгк. - М.: Изд-во Российской экономической академии, 2002.