Файл: Нотариальные действия (Место и роль нотариата в реализации прав субъектов гражданско-правовых).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения о нотариальной деятельности
1.2 Понятие и признаки нотариального действия. Виды нотариальных действий
1.3 Правила совершения нотариальных действий
Глава 2 Отказ в совершении нотариальных действий и перспективы развития нотариата
2.1 Основания для отказа в совершении нотариального действия
2.2 Новеллы и проблемы законодательства в сфере совершения нотариусами нотариальных действий
Так, заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, подаются в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме; экспедиции, воинских части, соединения, учреждения и военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, подается в суд по месту порта приписки судна.
С заявлением на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия в соответствии со ст. 310 ГПК РФ, вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо. К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. Всем остальным лицам, чьи субъективные права и охраняемые законом интересы были нарушены или затрагивались совершенным нотариальным действием, предоставляется право отстаивать свои интересы в порядке искового судопроизводства. [3]
Совместное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2000 № 14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» также определяло, что под заинтересованными лицами, которые вправе подавать заявления на действия нотариуса, например по протесту векселей, следует понимать тех лиц, в отношении которых были совершены указанные действия:
- в случае отказа в платеже - векселедателя простого векселя либо акцептанта переводного;
- в случае отказа в акцепте - плательщика по переводному векселю, иных обязанных по векселю лиц (индоссантов, авалистов и т. д.), права в отношении которых определяются на основании совершенного протеста, а также тех граждан и юридических лиц, по требованию которых был или должен был быть совершен протест (п. 43 постановления).
В силу общих положений гражданского процессуального законодательства на основании ст. 45 ГПК РФ заявление о совершении нотариального действия или отказа в его совершении может быть подано в суд также прокурором при необходимости защиты прав граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. [3]
Закон устанавливает 10-дневный срок для обращения в суд с заявлением на действие или бездействие нотариуса (иного должностного лица), исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия путем ознакомления с соответствующим постановлением. В случае несоблюдения данного срока без уважительных причин судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявления (об этом свидетельствует судебная практика). Если суд установит, что срок заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить этот срок и рассмотреть заявление по существу. Так, например, восстанавливая заявителю срок на оспаривание действий нотариуса, суд исходил из того, что в отсутствие оригиналов векселей заявитель не имел возможности установить достоверность и правомерность совершения нотариусом оспариваемых действий, причина пропуска процессуального срока является уважительной.
Форма и содержание заявления определяются согласно ст. 131 ГПК РФ и правилам гл. 37 ГПК РФ. Заявление составляется в письменной форме. В содержании заявления необходимо указать наименование суда, в который подается заявление, наименование и место жительства (нахождения) заявителя. [3]
Помимо общих сведений, в заявлении указывается, какой нотариальный орган совершил действие или отказался его совершить, какое конкретное нотариальное действие обжалуется (содержание этого действия, дата совершения), обстоятельства, по которым заявитель считает действия нотариуса неправильными, и ссылка на доказательства. В заявлении необходимо указать, в чем заключается нарушение прав заявителя на момент подачи заявления, а также просьбу об отмене нотариального действия или обязанности нотариуса совершить определенное действие.
2.2 Новеллы и проблемы законодательства в сфере совершения нотариусами нотариальных действий
Нотариат представляет собой действенный элемент правозащитной системы российского государства. Он «призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации».
Согласно классическому определению «нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц» [8, С. 164].
За последние несколько лет в России произошел ряд реформ в области нотариата, в частности, было установлено, что к нотариальным палатам применяются нормы Гражданского кодекса для ассоциаций (союзов), нотариальные палаты получили статус отдельной организационно-правовой формы, а также был принят Регламент осуществления нотариусами нотариальных действий (далее - Регламент), который и является предметом анализа данной статьи.
Необходимость разработки документа была вызвана существованием ряда недостатков в процессе осуществления нотариальных действий.
Так, ранее ни Основы законодательства РФ о нотариате (далее - Основы), ни Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденные Приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. № 91, не содержали точного перечня документов, которые гражданам необходимо предъявлять при обращении за помощью к нотариусу для выполнения им определенного действия. В частности, последние только ограничиваются формулировкой, что «нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых и отвечающих требованиям законодательства документов», либо содержит ссылку на нормативный акт, содержащий перечень необходимых документов [2], что, согласитесь, не совсем удобно.
Нотариус имеет право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий. Но стоит учесть, что данные положения не корреспондирует с обязанностью других органов и должностных лиц, граждан по предоставлению нотариусам сведений, необходимых для совершения нотариального действия. Этот пробел приводит к тому, что обе стороны тратят свои силы и время на сбор необходимых документов [17, с. 5].
Одним из правил нотариальной сделки является выяснение дееспособности лица, обратившегося за совершением нотариальной сделки. Однако, как верно отмечают Т.Г. Сидорко и А.А. Мкртчан, в действующем законодательстве отсутствует механизм установления нотариусами дееспособности граждан, т.е. у нотариуса даже нет права обратиться в медицинские учреждения за истребованием данной информации, т.к. это является врачебной тайной. Поэтому как устанавливает нотариус дееспособность гражданина - неизвестно. Конечно же, при подозрении нотариусом на то, что данный гражданин имеет отклонения в психическом здоровье, он может обратиться в суд с запросом был ли он лишен дееспособности. Но практика показывает, что реализовать это весьма проблематично.
На сегодняшний день существует проблема гражданско-правовой ответственности нотариуса за причинение вреда. Как справедливо отмечает А.М. Эрделевский, а за ним - А.А. Рассохина и Д.А. Суходолина, Основы не дают возможность рассматривать деятельность нотариуса как оказание услуг, в связи, с чем на вопросы правового регулирования возмещения вреда законодательство о защите прав потребителей не распространяется. Однако «совершение частным нотариусом нотариального действия имеет внешнее сходство с оказанием платной услуги клиенту», с тем только отличием, что «нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, что является необходимым признаком исполнителей услуг» [26, С. 85].
Соответственно, общие правила же ст. 1069 и 1081 ГК РФ применимы только к нотариальной конторе государственного типа: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов или их должностных лиц, подлежит компенсации за счет казны РФ, но РФ имеет право регресса к нотариусу.
Предел ответственности нотариуса государственной нотариальной конторы, допустившего нарушение права граждан, ограничен средним заработком. Если вред причинен неумышленными действиями частного нотариуса, то вред возмещается нотариусом в случае, если он не может быть возмещен в ином порядке. Под иным порядком законодатель, как предполагает А.М. Эрделевский, понимает возмещение вреда страховщиком. Если же вред причинен умышленными действиями частного нотариуса, то возмещение ущерба производится самим нотариусом.
Кроме того, Регламент устанавливает сразу пять различных способов внесения и сохранения сведений нотариусом. Нотариус вправе выбрать один или несколько вариантов фиксирования информации. С 1 января 2018 года данные обо всех нотариальных действиях вносятся в соответствующие электронные реестры ЕИС, что повышает удобство и оперативность получения нотариальных услуг, а также обеспечивает надежную защиту от подделки нотариальных актов и служит гарантией достоверности всех сведений, которые в них содержатся. [8].
Каждый нотариус теперь может проверить действия заявителя (физического или юридического лица), а также исключить противоправные действия заявителя. Введение Регламента, по мнению главы ФНП, также способствует снижению рисков оспаривания нотариальных действий.
Однако, введение данного документа не устранило всех проблем, возникающих при осуществлении нотариальных действий.
Так, например, Основы, применяя термин «нотариальное действие», не раскрывают его понятия. На этот недостаток указывает также А.М. Эрделевский, который отмечает, что Основы «предусматривают перечень нотариальных действий, которые могут совершаться частными нотариусами и нотариусами государственных нотариальных контор». Автор считает, что «возможность совершения иных, кроме предусмотренных в этом перечне, действий должна быть предусмотрена в законодательных актах».
Т.Г. Сидорко и А.А. Мкртчан также указывают, что «при нотариальной сделке возникают ситуации, когда какой-либо закон предусматривает новое нотариальное действие, а порядок его совершения отсутствует (например, отсутствие у нотариуса конкретной формы удостоверительной надписи и т.п.)». Авторы считают, что «конечно же такая ситуация не должна стать препятствием для совершения прав субъектов гражданских правоотношений, но и нотариус не должен совершать сделки на основе «сходных правил» [15, с. 403].
Во всех этих изменениях есть и плюсы. Теперь же правила, по которым действует нотариус, станут более регламентированы. Так как документ определяет исчерпывающий перечень информации, которую нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия и лица, выступающего в роли заявителя, а также способ фиксирования такой информации. Обращаясь к нотариусу, например, для удостоверения сделки купли-продажи недвижимости, гражданин будет знать, какие еще документы он должен взять с собой, помимо документа, удостоверяющего личность и подтверждающего его возраст, в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится гражданин. С одной стороны, это очень удобно для граждан, а с другой, обозначает, что «потребовать с клиента какие-либо другие сведения нотариус будет не вправе».
Из всего вышесказанного хотелось бы сделать вывод о том, что круг полномочий нотариусов планомерно расширяется, чтобы надежно защитить права заявителей, а именно физических и юридических лиц. Осваивать новые компетенции нотариату необходимо быстро и эффективно, при этом на нотариусах лежит высокая степень ответственности за свою деятельность, включая полную имущественную ответственность.
В таких условиях вновь принятый Регламент выступает четким ориентиром для самих нотариусов, а также дополнительной защитой для интересов клиентов нотариальных контор. Значимость данного нормативного правового акта сложно переоценить, как для самого нотариата, так и для граждан.