Файл: Взаимосвязь и взаимодействие государства и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Интеграция, усиление экономической, социальной сфер, укрепление правопорядка, борьба с преступностью занимают важное место в деятельности Российского государства.

В обозначенных направлениях активно совершенствовалось гражданское, жилищное, административное, уголовное законодательство. Возросла его роль в регулировании правовых и иных отношений, характерных для рыночной экономики. В нормативных документах закреплены принципы, устанавливающие равенство правового положения граждан, способы реализации прав и обязанностей субъектами.

Разноплановые аспекты развития личности, государства, общества и права рассматривали известные отечественные ученые С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Н.В. Витрук, С.А. Комаров, А.С. Мордовец, Т.Н. Радько, В.А. Рыбаков, А.С. Шабуров.

Вместе с тем существует острая необходимость комплексного изучения соотношения государства, общества и права, их взаимосвязи и взаимозависимости в современных условиях.

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Объект исследования – общественные отношения, возникающее в процессе взаимодействия государства и права.

Предмет исследования – проблемы соотношения государства и права.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи государства и права.

Исходя из цели работы, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

  • рассмотреть подходы к изучению соотношения государства и права;
  • изучить механизм и особенности воздействия государства на право, воздействия права на государство;
  • проанализировать взаимосвязь государства , права и общества в России на современном этапе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Взаимосвязь и взаимодействие государства и права

    1. Подходы к изучению соотношения государства и права

Говоря о соотношении государства и права следует выделить три основных концептуальных модели. Первая - тоталитарная (этатистская) модель, исходит из подчинения права государству, при этом влияние права на государство минимизировано. Вторая - либерально демократическая модель, связана с приоритетом права. Право находится на иерархии выше государства, так как оно старше его и порождает его. Данная модель сформировавшись в русле естественно - правовой школы стала основой для формирования идеи правового государства. Третья модель - прагматическая (реалистическая), исходит из равенства права и государства, их единства и взаимообусловленности. [12.C.6]

На наш взгляд, наиболее приемлемой и реальной для грамотного функционирования является прагматическая модель. В ней государство и право по аналогии с системой разделения государственной власти и по принципу сдержек и противовесов будет поддерживать реальность, справедливость и грамотное построение, как властных структур, так и правовых начал. [9.C.34] Попытаемся обосновать это, государство формирует право, при этом право, по сути, устанавливает рамки государственной реализации власти. К направлениям, ограничивающим власть можно отнести:

а) взаимодействие с гражданами - право является инструментом воздействия на граждан и границами, в рамках которых государство правомочно действовать. Это обуславливает верховенство права как элемента, имеющего в данном аспекте двойную значимость; [11.C.6]

б) законность действий государственной власти - именно с помощью правовых норм государство получает тот набор действий - правомочий, с помощью которых производится государственное регулирование сфер деятельности; [17.C.3]

в) пределы деятельности государства - право может, своими запретами, установить границы, за которыми государство не может осуществлять контроль и руководство; [20.C.4]

г) образ народа - в правовых нормах закрепляются как общие для всех граждан, так и специфичные для конкретных наций, народностей нормы, отражающие традиции и нравы. Наличие таких норм меняет положение власти и ее характер. Так, именно государство, его устройство и стабильность зависит от менталитета народа;


д) способ взаимодействия - посредством различных договоров, нормативно-правовых актов происходит общение между государствами, а так же между государством и народом; [7.C.11]

е) средство легитимации - именно посредством правовых установок государственное принуждение становится законным и обоснованным.

Данные положения устанавливают часть, в которой государство является зависимым от права. То есть право важнее государства. Однако, мы считаем необходимым частично не согласиться с данным мнением. Право, безусловно, является важным элементом жизни общества, но без государства право не может существовать. Выступая инструментом и рамками, ограничивающими действия государства, без самого государства - субъекта власти, правовые предписания не будут корректироваться с течением времени и осуществляться. [19.C.54]

Право выступает государственным регулятором общественных отношений - таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее - государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Представляется некорректным исходить из принципа, что первично и что вторично или рассматривать их с позиций цели и средства. [16.C.76]

Важны и нужны оба эти института: один - как организация силы, другой - как форма выражения воли. В их логической связке объективную ценность имеет не только право, но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходимой. Как, например, в случаях, когда право значительно уступает прогрессу или когда правовые нормы имеют тоталитарный характер. [13.C.54]

Между государством и правом могут быть противоречия и расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Во многом право может быть недостаточно стилизовано под современное общество, а некоторые правовые положения могут препятствовать осуществлению корыстных интересов власти. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде - «антиподы», их позиции не во всем совпадают.

Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. Так, многие ученые, в частности Алексеев С.С. сравнивали право с фактором, сдерживающим власть от произвола или тоталитаризма . [1]


Если государственная власть начинает действовать наперекор интересам общества и против норм права, то народ сможет защитить собственные интересы, опираясь на правовые нормы как на гаранта справедливости. [9.C.3]

В истории, так же, можно усмотреть разные варианты подхода к рассмотрению взаимодействия государства и права. В свое время концепция правового государства критиковалась у нас за то, что она поднимала право над государством, проповедовала «господство», «примат», «первенство» права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее инструментом, средством, орудием, иными словами право считалось единственным гарантом устойчивости государственной власти. Особенно когда речь шла о «диктатуре пролетариата», которая представляла собой «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на силу опирающуюся власть».[17.C.22]

В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели политико-идеологическую силу, орудие в руках господствующего класса. На этой почве укоренился и расцвел правовой нигилизм. [11.C.65]

Лишь в середине 80-х гг. с выдвижением идеи правового государства и признанием таких его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение стало меняться. В праве начали усматривать не только один из рычагов политики, но и общепризнанную историческую, социальную и культурную ценность.

Таким образом, отражая соотношение государства и права, необходимо сделать вывод о том, что данные институты должны действовать сообща. Государство связано правом и подчинено ему, но, право не может само осуществлять контроль над обществом, без помощи государства. Отношение «государство — право» есть отношение людей. В центре государства находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. [4.C.31]

Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.


1.2. Воздействие государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо института. «В общеобязательной нормативности и всеобщности права, в его формальной определённости, обеспеченности и способности дать «гарантированный результат» зримо или незримо присутствует государственная власть, которая как бы просачивается в самую суть права» [7, C.169]

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву. [13.C.87]

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.[12.C.32]

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. [15.C.23] Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.