Файл: Взаимосвязь и взаимодействие государства и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичным образом представляется некоторыми авторами развитие государства и в связи с нарастающими в современном мире процессами глобализации. Нарастание данных процессов в различных сферах жизни общества, в особенности в сфере экономики, политики, информатики, технологии, неизбежно ведет, по мнению ряда авторов, к изменению природы и характера государства, к глобализации его функций и постепенному снижению его суверенитета. [9.C.43]

Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия объективно обусловливают возможность и даже неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

Таким образом, неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, и, следовательно, уровнем развития общества, естественного сознания и мышления. [20.C.32]

Вместе с тем она в значительной мере предопределяется субъективными факторами - неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, сложностью и многогранностью самого государства как явления. Важно иметь в виду, что неоднозначность восприятия понятия государства обусловливается тем, что данным термином обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления.

Государство представляет собой форму социальной организации. По мнению В.Е. Чиркина, выражающего достаточно традиционную для социально-политической и юридической науки точку зрения, государство есть особая универсальная для данного общества организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления обществом. Будучи неотъемлемой частью общества на протяжении многих тысячелетий, государство выполняет всеобъемлющие регулятивные функции по отношению к нему. [13.C.65]

Мы полагаем целесообразным рассмотрение государства в широком и узком смыслах. В рамках широкого подхода государство тождественно политически организованному обществу, узкий подход предполагает разграничение государства и общества. В качестве государства выступает только аппарат публичной власти, посредством которого осуществляется принуждение. Общество в данном случае аналогично народу, проживающему на территории страны и подпадающему под его юрисдикцию. При этом формирование структур государственной власти осуществляется по различным схемам: непосредственного и опосредованного представительства; назначения; представления кандидатуры для последующего коллективного утверждения. [18.C.32]


При этом специфическим признаком государства является его генеральная функция по обеспечению целостности, нормального функционирования общества. Существование государства в таком случае доказывается исторически. Другими словами, само существование общества доказывает существование государства. Поэтому исторические предпосылки государства следует искать, прежде всего, в самом возникновении общества (главная предпосылка), в механизмах перехода общества от одного состояния к другому и в характеристиках воспроизводства общества на каждом этапе его развития, которым соответствуют основные стадии «зрелости» государства.

Государство - это одновременно факт (реально существующее социальное явление) и фикция (выстраиваемая посредством логических умозаключений абстрактная схема); субъект и объект политико-правового воздействия; элемент политической системы общества и политическая система общества в целом. В зависимости от обстоятельств государство может рассматриваться в каждом из перечисленных образов. Однако отождествление образов в рамках единого исследовательского подхода представляется недопустимым. [13.C.65]

Рассмотрение соотношения государства и общества предполагает выделение и сравнение однопорядковых критериев, положенных в основание формирования и функционирования общественной и государственной организаций. Если в качестве такого критерия принять союзную форму обоих феноменов, то в этом случае государство следует рассматривать в качестве публичного, централизованного, иерархизированного союза, создаваемого на основании норм, исходящих от государственного аппарата, однако принимаемых от имени всего союза граждан в целях достижения общего блага. [3.C.65]

Общество в рамках подобных рассуждений представляет собой сложившуюся в пределах пространственной юрисдикции государства (страны) совокупность людей, объединенных не только политико-правовыми (публичными), но и другими (семейными, дружескими, религиозными, языковыми, национально-этническими, экономическими, криминальными и т. п.) связями. В основу взаимодействия данных структурных элементов положены интересы, с осуществлением которых связывается функционирование соответствующих социальных групп, а также характер ресурсов, за счет которых та или иная группа реализует тот или иной интерес.

В современной трактовке проблемы взаимодействия государства и общества прослеживаются три основные позиции. Первая идет от Гегеля к теоретикам правового государства, которое должно обеспечить солидарные интересы людей. Вторая имеет в основе приоритет индивидуальных целей и гражданского общества как их сферы перед государством. Третья является составной частью современного консерватизма, предполагающего активную регламентирующую и распределительную роль государства и примат идей равенства и свободы. [11.C.43]


Необходимо отметить, что в силу ряда причин во второй половине XX в. происходят принципиальные изменения в соотношении общества и государства. Среди этих причин усложнение социума в целом; рост числа научных, профессиональных, спортивных и иных объединений, ассоциаций, организаций, средств массовой информации, коммуникации, образующих в совокупности содержание общества.

Другой важный фактор состоит в изменении социальной роли государства, его функций в изменяющемся и усложняющемся обществе. Все меньше остается сфер, которые представляли бы собой исключительную компетенцию общества, очищенного от государственного элемента. Все это свидетельствует о постоянном проникновении государства в сферу общества и обратно, вследствие чего отделить функции государства от функций общества нереально. [7.C.31]

История свидетельствует о том, что, являясь частью общества, государство, как правило, стремится расширить свое влияние на него, причем часто не либеральными методами, а путем достаточно жесткого вмешательства в дела общества. Это происходит не только по субъективному желанию и стремлению стоящих у власти сил, но и по причинам объективного характера. Прогрессивное развитие общества ведет к усложнению экономических, политических, социальных отношений. Значение гражданского общества состоит прежде всего в том, чтобы не допустить такое перерастание, контролировать тенденции государственного развития. Такой контроль необходим, более того, он должен быть постоянным. [4.C.76]

Признавая, что государство регулирует в том или ином объеме и различными способами практически все основные сегменты общества, важно не впадать в чрезмерный этатизм. Чрезмерное вмешательство государства стесняет естественное развитие общества, ведет к его стагнации и краху. Общество - особая сложно организованная система, а таким системам с позиций синергетики нельзя навязывать пути и способы развития. Управление ими недостаточно анализировать с точки зрения кибернетики как воздействие субъекта на объект с целью приведения последнего в заданное состояние. Сама идея принудительного, то есть вопреки заложенным в сложных системах объективным закономерностям, управления может стать тормозом на пути их развития. [2.C.5]

Связующей силой цивилизованного общества называл государство Ф. Энгельс, добавляя, что не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. [23.C.43]


Отметим, что в условиях Античности закладываются идейно-теоретические предпосылки двух основных направлений в рассмотрении проблемы соотношения общества и государства. В рамках первого государство рассматривается как орган, необходимый обществу для зашиты субъективных прав и свобод личности, которыми обладают его рядовые члены, в рамках второго направления государство характеризуется как механизм ограничения индивидуальных волеизъявлений силой закона, причем ограничения не всегда носят справедливый с точки зрения соответствия правовым идеалам характер.

В России в XVIII-XIX вв. сложилось осторожное и даже критическое отношение к либеральному направлению в развитии политико-правовой теории и практики. Российские юристы проповедовали надклассовый характер верховной власти, воплощающей единство страны, делали акцент на необходимости прочной власти, подчеркивали важность соблюдения порядка в стране. [17.C.76]

Отметим, что с начала XIX в. и до настоящего времени наблюдаются две противоположные линии развития теоретической парадигмы «общество- государство». Одна из них опирается на германскую культурную традицию, достигая кульминации у Канта, Гегеля и Маркса. [24.C.61]

Экономические основы функционирования общества и связанные с ним политические особенности были исследованы К. Марксом. В предисловии «К критике политической экономии» ученый приходит к выводу о том, что надстроечные явления коренятся в материальных отношениях, и что анатомию общества следует искать в политической экономии. Данный подход характеризуется приматом политического государства, важностью институционального порядка, коллективистской ориентацией. Акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, то есть решение их государством.

Следует заметить, что эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, согласно которой гражданское общество признается сердцевиной всей политики, развивается стремление к справедливости, равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление, сдерживая рынок, стремящийся к поглощению и разрушению всего, что несовместимо с его логикой прибыли. Этот подход отвергает либеральную идею государства - ночного сторожа и подчеркивает, что государство должно быть демократическим и социальным. [20.C.67]

Необходимо подчеркнуть, что дискуссии о соотношении государства и общества продолжаются и сегодня. Так, широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов населения, снятие или смягчение противоречий, поиск согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается как сообщество свободных индивидов, объединяющихся на солидарной основе для установления контроля над государством. [10.C.45]


Обобщая изложенное, необходимо отметить, что общество первично по отношению к государству. Государство в современном понимании не может быть отождествлено с аппаратом государственной власти и населением. Образ государства целесообразно рассматривать в контексте широкого и узкого подходов. [25.C.43]

2.2. Перспективы развития взаимодействия государства, права и общества

Идейно-теоретические противоречия между обществом и государством носят объективный характер и коренятся в сущностных различиях публичных и частных интересов. Современное государство не в состоянии эффективно реализовать свои функции без активного участия общественности, со стороны которой должен осуществляться постоянный контроль.

Оптимальной является система взаимодействия общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает обществу незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании публичных институтов и контроле над их деятельностью.

Общеизвестно, что государство и право выступают близкими институтами. С.С. Алексеев [1]справедливо пишет, что «именно государство придает определенным общим правилам значение юридических норм. Оно же своей мощью, авторитетом, принудительной силой обеспечивает действие норм права, реальное проведение их в жизнь, превращение юридически должного в реальный правопорядок».

Обобщая основные подходы к вопросу о соотношении государства и права, С.А. Комаров отмечает, что «государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму. Отсюда возникает видимость самостоятельности, независимости права». [18.C.4]

Полагаем, что анализ таких зависимостей имеет принципиальное значение для существующей социальной практики. [22.C.60]

Взаимосвязь государства и права проявляется в том, что они не могут существовать друг без друга. Государство упорядочивает общественные отношения через право, устанавливает общественный порядок, использует легальную форму для защиты личных и других интересов.