Файл: Основные функции в системе менеджмента (Система менеджмента)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент является современной системой управления, действующей в условиях рыночной экономики. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент (управление), от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что управление рассматривается как процесс по достижению целей, которые очень важны для успеха организации. Важно так же понимать что менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления имеет пять взаимосвязанных функции, которые способствуют эффективному производству: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Цель моей курсовой работы состоит в раскрытии основных функций менеджмента, а так же реализация этих функций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-дать определение системе менеджмента, что в нее входит;

-рассмотреть основные виды управленческой функции;

-определить взаимосвязь между ними.

Предметом исследования курсовой работы является менеджмент. Объектом исследования, соответственно, будут основные функции управления, которые используют все менеджеры в любой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.

Система менеджмента

Термин «менеджмент» прочно вошел в наш словарный запас, заменив прежнее «управление», «управленческая деятельность». В различной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент».

Менеджмент – это способ управления, который обеспечивает организацию труда, повышение его производительности, ориентацию пердприятия на прибыль и доходность, чуткость к различным новациям, воплощение их производственной деятельности.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. [, с.2]

Менеджмент – это разработка (моделирование), создание максимально эффективное использование (управление) и контроль солциально-экономических систем. Фредерик Уинслоу Тейлор - американский инженер, исследователь и организатор управления, основатель школы научного менеджмента, утверждал, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».


Что же тогда является «системой менеджмента»?

Система менеджмента представляет собой последовательный набор взаимосвязанных и взаимодействующих мер и практических методов, направленных на установление политики предприятия и достижения вытекающих из нее целей. Все эти действия должны обеспечить управление и систематическое улучшение процессов организации.

 Ключевыми аспектами в разработке систем управления являются следующие:

  1. Миссия и видение организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. [, с.4]
  2. Оперативные, тактические и стратегические задачи цели организации;
  3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач;
  4. Организационная структура сотрудников и подразделений; 
  5. Наличие и качество систем информационного обеспечения; 
  6. Знание соответствующих методов теорий принятия решений и исследования операций;
  7. Учёт специфики управления персоналом;
  8. Соблюдение финансового равновесия организации.

Польза от создания системы менеджмента очевидна, она позволяет организации выйти на новый уровень развития: модернизировать организационную структуру управления и увеличить ее эффективность; снизить затраты; повысить объемы сбыта продукции и услуг; оперативно реагировать на рыночные колебания; повысить уровень безопасности услуг и продукции; выпускать продукцию ожидаемого потребителем качества; увеличить число конечных потребителей, стать предпочтительным поставщиком; повысить производительность, защитить свою торговую марку и репутацию.

Функции менеджмента

Французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления Анри Файоль (1841 — 1925)  выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль. Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т.п., Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя все пять указанных функций. [, с.59]


2.1. Планирование

Стратегическое планирование имеет дело

не с будущими решениями, а с будущим

решений, принимаемых сегодня.

П. Дракер []

Планирование – это процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени. Другими словами, планирование – это процесс составления планов организации.

Следует различать термины планирование и планы.

План – это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях. План является результатом процесса планирования.

Содержание планирования включает:

- обоснование миссии и выработку целей организации; конкретизацию целей;

- для структурных подразделений организации на плановый период;

- постановку конкретных задач, которые необходимо решить для достижения целей;

- обоснование критериев достижения системы целей, решения поставленных задач, системы ограничений: экономических, социальных, правовых, экологических;

- определение последовательности, сроков и способов решения задач;

- обоснование потребности в ресурсах - трудовых, материальных, финансовых, информационных.

Результатом планирования является разработка системы планов организации. В такой системе можно выделить: стратегические, тактические и оперативные планы, планы организации в целом, ее основных подразделений и функциональных сфер и т.д. Ключевую роль в данной системе играют стратегические планы организации в целом.[, с.41]

Стратегический план – основывается на прогнозировании, его также называют перспективный план. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д.

Виды стратегического планирования:

- долгосрочное (10-15 лет и более) планирование;

-среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование;

-краткосрочное планирование.

В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные – на 2–3 года. В период неблагоприятных экономических условиях период стратегического планирования может уменьшаться до одного-двух лет.

Стратегическое планирование всегда должно отвечать на вопрос, что должна делать организация сейчас, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с внешней средой в будущем. Стратегическое планирование - это процесс обоснования руководством основных целей организации и системы важнейших мероприятий, решений и действий для осуществления выбранной миссии организации и достижения ее целей.


Этапы стратегического планирования:

1. определение миссии предприятия;

2. формулирование целей и задач предприятия;

3. оценку и анализ внешней среды и внутренней среды;

4. выбор стратегии и ее реализация;

5. анализ и оценка стратегии.

Миссия раскрывает общественное предназначение организации - удовлетворение определенной общественной потребности (производство товаров, оказание услуг) или выполнение функции, например, обеспечение экологической безопасности.[, с.43] Этот процесс состоит в определении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Для осуществления миссии и достижения высшей цели необходимо разработать ряд прогнозов. Прогноз - это комплекс взаимосвязанных оценок, целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах.

Конкретная организация на основе ее миссии и высшей цели и с учетом прогнозной информации, полученной как подразделениями организации, так и специализированными центрами, разрабатывает стратегию организации.[, с.44] Стратегия-это интегрированный набор действий, разработанный для создания устойчивого преимущества перед конкурентами.

Стратегический план организации является результатом стратегического планирования. Он должен обеспечить:

- существование организации в конкурентной среде, целостность,

стабильность функционирования, перспективы развития организации;

- привлекательность имиджа организации для партнеров, потребителей,

работников;

- гибкость организации, способность легко и оперативно реагировать на воздействия внешней среды, адаптироваться к ее изменениям.

Можно выделить два вида планов:

    1. Текущий (годовой) план - выполняет плановые расчеты и устанавливает те показатели, на основе которых разрабатываются планы производственной, социальной и финансовой деятельности предприятия на предстоящий год.
    2. Оперативно-производственный план – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени: месяц, декада, смена, час. Для управления такой план обеспечивает бесперебойное функционирование предприятия. Оперативно-производственное планирование содержит в себе компоненты, которые отражают межцеховые, внутрицеховые, а также сменно-суточные задачи.

А также планы можно классифицировать по следующим признакам:

1) по содержанию планов (технико-экономический, организационно-технологический, социально-трудовой, финансовый, план рекламной работы и т.п.)

2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское планирование);

3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);

4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);

5) по стадиям разработки (предварительное и окончательное);

6) по степени точности (укрупненное и уточненное);

7) по типу составления (целевое планирование, поисковое планирование).

Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами.

Для того чтобы быть эффективным, планирование деятельности организации должно соответствовать ряду важных принципов:

  1.  Принцип единства. Организация – это целостная система, поэтому её составные части должны развиваться в едином направлении. Планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

2.  Принцип участия. Каждый член организации является участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности.  Планирование, основанное на принципе участия, называется «партисипативным».

3.  Принцип непрерывности. Внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому компания должна корректировать и уточнять свои планы с учетом этих изменений. Процесс планирования должен осуществляться постоянно.

4.  Принцип гибкости. В компании должна быть обеспечена возможность изменения планов при возникновении непредвиденных обстоятельств.

5.  Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая необходима для его правильного исполнения.

Выполнение функции планирования позволяет получить ответ на три вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Анализируются сильные и слабые стороны организации. Этот анализ нужен для определения реальных возможностей фирмы.

2. Куда мы хотим двигаться? Для этого изучаются различные факторы внутренней среды: экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения в организации. Оцениваются возможности положительного или отрицательного влияния внешней среды: условия конкуренции, законы, политическое положение и др. В результате руководство определяет, какие следует поставить цели и что может помешать их достижению.