Файл: ИНФОРМАЦИЯ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ (Вариант 1).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Человечество тонет в огромном количестве доступной информации. За последние двадцать лет ее объем увеличился во множество раз относительно прошлых веков, и людям стало сложно воспринимать ее в полной мере. Информация - это предмет, средство, продукт труда человека. Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более ин­тенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения отдельных групп населения, социальное разделение общества. В это же время, современная вычислительная техника позволяет людям кратно увеличить скорость потребления и создания новой информации.

Наше поколение живёт в информационном веке. Каждый человек в нашем обществе связан с производством, хранением или передачей информации. Деятельность отдельных организаций, компаний, групп людей зависит от способности обрабатывать, анализировать и эффективно потреблять полученную информацию. Результат поиска рационального решения в какой-либо сфере человеческой деятельности, лежит в обработке огромного количества информации, что иногда невозможно без специальной вычислительной техники.

Актуальность работы обусловлена тем, что уровень важности информации очень высок в нашем мире. Роль информации в жизни человека постоянно повышается; она является одним из важнейших стратегических ресурсов, наравне с финансами, квалифицированными кадрами, оборудованием, временем, энергией и сырьем. Информация стала товаром, который продается и покупается.

Цель работы : составление характеристики понятия информация и изучение сфер ее пользования.

Задачи:

1. изучить понятие "информация" и ее свойства;

2. ознакомиться с видами информации в материальном мире;

3. установить историческую эволюцию информации в жизни людей;

4. ознакомиться с наукой об информации, узнать об ее единицах измерения;

5. изучить виды операций, производимые с информацией;

6. изучить способы кодирования и декодирования информации;

7. рассмотреть виды носителей данных в мире.

ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ»

Информация – данные об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Информация настолько общее и глубокое понятие, что его невозможно объяснить одной фразой. Информация просочилась в каждую сферу человеческой деятельности и культуры, а это значит, что она может нести различный смысл. 


Настоящий Федеральный закон используют следующее понятие:

информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. [1]
Между объектами информационного взаимодействия выделяют такие связи, как: человек-человек, человек-машина, машина-машина. Изначально «информация» понималась людьми как сведения, которые один человек передаёт другому устной речью, письменным или каким-либо другим способом. Технический прогресс, в свою очередь, позволил нам использовать различные автоматизированные системы, электронно-вычислительную технику, благодаря которым и происходит обмен сведениями с машинами. Еще один немаловажный процесс обмена данными происходит и в природе: передача наследственных признаков организмов на генном уровне.

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Как и любой предмет, информатика обладает свойствами. На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства методов взаимодействия с данными.

Информация характеризуется тремя категориями свойств: атрибутивными (необходимыми для существования информации), прагматическими (характеризующими степень полезности информации для практики) и динамическими (показывающими изменение информации во времени). [5]

В основном в информатике выделяются шесть свойств характеризующие степень полезности информации:

  1. Актуальность – это уровень полезности информации и степень её соответствия реальности в текущий период времени. Неактуальная информация приводит к неверным выводам и в большинстве случаев абсолютно бесполезна и не имеет ценности. Ярким примером неактуальной информации является утверждение о том, что Земля плоская.
  2. Достоверность – это степень неискаженности данных посторонними «шумами» в общем сигнале или послании. Низкое значение достоверности информации заставляет использовать более сложные методы передачи данных.
  3. Полнота – это уровень достаточности информации для принятия какого-либо решения. Примером является точный прогноз погоды на текущий день в вашем городе. Низкий уровень полноты необходимых данных лишает возможности совершать правильные выводы и действия.
  4. Адекватность – это уровень соответствия информации реальным объективным фактам в данный момент времени. Неадекватная информация создается из неполной или недостоверной картины данных.
  5. Доступность – это уровень возможности получения тех или иных данных, низкий уровень доступности приводит к отсутствию информации вовсе или к неправильной интерпретации данных, что в следующем образует неполную, неадекватную, искаженную информацию. Примером является учебник одиннадцатого класса по физике в руках ученика второго класса.
  6. Объективность – показатель того, что информация не зависима от чьего-либо мнения, не является результатом его чувств и эмоций. Этот показатель обычно учитывается в правовых дисциплинах, где информация поступает от третьих лиц или путем собственных умозаключений. [2]

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

По типу восприятия органами человека информация бывает:

  1. визуальная– информация, полученная с помощью зрения;
  2. аудиальная – информация, полученная с помощью органов слуха;
  3. обонятельная – информация, полученная с помощью органов обоняния;
  4. вкусовая – информация, полученная с помощью органов вкуса;
  5. тактильная – информация, полученная с помощью органов осязания.

Специалисты утверждают, что 90% информации человек получает с помощью органов зрения, 9% с помощью слуха, остальные типы информации делят между собой 1%.

По форме существования информация делится на два типа:

  1. статическая (символьная, изображения);
  2. динамическая (акустическая, световая, электрические и нервные импульсы, хромосомы, с помощью которых передаются по наследству признаки и свойства организмов).

Информация делится на такие типы, как:

-биологическую (обеспечение жизнедеятельностью определённый организм, например, генетическая, наследственная, переданная и записанная с помощью молекул ДНК и РНК);

-социальную (связанная с определённой сферой человеческой деятельности: учебная, финансовая, военная, производственная и т.д.).

В информатике основными видами информации являются:

-графическая(фиксирование данных из аналоговой формы в виде картин, фотографий, схем в дискретную форму)

-акустическая (процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока с последующей дискретизацией сигнала)

-текстовая (процесс кодирования письменной речи в двоичную систему кодировки)

-числовая (процесс кодирования чисел с помощью двоичной системы, хранится и обрабатывается информация в двух видах, с плавающей и фиксированной точкой)

-видео (процесс кодирования и последующего совмещения акустической и графической информации). [4]

ИНФОРМАЦИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая информационная революция связана с зарождением письменности. Возможность фиксировать информацию на материальных носителях и передавать в следующие поколения привела к огромным шагам в развитии человечества.


Вторая информационная революция (в середине XVIвека)вызвана изобретением книгопечатания. Появилась возможность увеличить количество доступной информации на носителе, тиражировать носитель с данными и активно его распространять. Это позволило преумножить степень доступности знаний для разных слоев населения.

Третья информационная революция (в конце XIXвека) произошла после создания электричества. Появились телефоны, радио и телеграфы, позволяющие намного быстрее и в больших объемах передавать данные, чем бумажные носители. Вследствие этого уровень «охвата» населения средствами вещания увеличился. Повысилась роль СМИ как средства для распространения информации в обществе на больших территориях и как средства для воздействия него. У людей появилась возможность оперативно устанавливать контакт и передавать нужные данные между собой.

Четвертая информационная революция(70-е годы XX века) связана с созданием персональных компьютеров. Появилась возможность взаимодействовать с данными в электронном виде. Это привело к возрастанию скорости создания и обработки информации. В памяти компьютеров стали накапливаться огромные объемы данных, увеличилась скорость передачи и получения нужной информации.

На сегодняшний день мы свидетели следующей революции, результат которой – Интернет. Интернет - это единая глобальная информационная сеть. Она связывает миллионы компьютеров, телефонов, телевизоров и планшетов. Человечество никогда до этого не достигало такой огромной скорости поиска и получения нужной информации. Появляются новые возможности передачи, производства и распространения данных между людьми в разных точках планеты. Интернет влияет на каждого человека в каждом доме, в каждой стране и связывает всех в единую глобальную паутину.

Все эти события серьезно повлияли на жизнь и отдельных людей, и общества в целом.

НАУКА ОБ ИНФОРМАЦИИ

Наука, изучающая информацию, называется – информатикой. Этот термин возник путем слияния слов «информация» и «автоматика» в конце 1960-х годов во Франции. Он использовался для обозначения области, которая занимается автоматической обработкой информации с помощью электронно-вычислительных машин. [3] В наше время информатика понимается как структура, изучающая персональные компьютеры в практической деятельности человека.

В России термин «информатика» утвердился с 1983 г. после создания Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации АН СССР. Информатика трактовалась как комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на электронно-вычислительных машинах систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики. [9]


Предметом информатики являются:

-аппаратное обеспечение информационных систем

-программное обеспечение информационных систем

-средства взаимодействия человека и информационной системы

-средства взаимодействия аппаратной части и программной части информационной системы

Средством взаимодействия человека и информационной системы служит интерфейс.

Интерфейс – совокупность технических и программных инструкций, правил и средств, обеспечивающих взаимодействие устройств и программ в вычислительной системе или сопряжение двух систем.

Информатику обычно рассматривают с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.
 Специфика информатики как отрасли народного хозяйства, состоит в том, что от нее зависят и другие отрасли народного хозяйства. Более того, для нормального развития этих отраслей, производи­тельность труда в самой информатике должна возрастать более высокими темпами, так как в современном обществе информация все чаще выступает как предмет конечного потребле­ния: людям необходима информация о событиях, происходящих в мире, о предметах и явлениях, относящихся к их профессиональной деятельности, о развитии науки и самого общества. Дальнейший рост производительности труда и уровня благосостояния возможен лишь на основе использования новых интеллектуальных средств и человеко-машинных интерфейсов, ориентированных на прием и обработку больших объемов мультимедийной информации (текст, графика, видеоизображение, звук, анимация). При отсутствии доста­точных темпов увеличения производительности труда в информатике может произойти существенное замедление роста производительности труда во всем народном хозяйстве. В настоящее время около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработ­ки информации.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методо­логии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.

Цель фундаментальных исследований в информатике — получение обобщенных зна­ний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.