Файл: Процесс монополизации рынков в теории и на практике (.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Естественные монополии имеют важное социально-экономическое значение для государства и всего общества. Это связано, прежде всего с тем, что деятельность естественных монополий затрагивает все общество, поэтому любые изменения в деятельности естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство тщательно контролировать их деятельность и нести ответственность за характер экономической политики, проводимой монополиями.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию.

Цель курсовой работы - изучение и рассмотрение процесса монополизма на товарных рынках.

Задачи работы:

- определить сущность, причины и виды монополизма;

- рассмотреть влияние монополий на экономику;

-изучить подходы к регулированию монополий со стороны государства;

- оценить последствия монополизма;

-изучить антимонопольную политику..

1.Монтеоретические основы монополизма

1.1 Сущность, причины и виды монополизма

Есть большое число определений монополии, поскольку это многоаспектное понятие. Следующее понятие выступает настолько важным, что в мировой теории экономики есть даже такое понятие, как теория монополии. Итак, монополия это сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении нужно использовать комплексный подход. Как правило, применяется троякое определение монополии, а именно монополию рассматривают как:

  1. рыночную структуру или рыночную ситуацию, когда есть только один продавец товара (если отсутствует заменитель данного товара) и много покупателей;
  2. факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо (на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.д.);
  3. непосредственно крупное предприятие (фирму) или объединение предприятий (фирм), контролирующих большую часть производства и продажи каких-либо товаров и контролирующих в этой связи ситуации в определенных сферах деятельности.

Характерными чертами монополии является:

  1. На монополистическом рынке есть один продавец и множество покупателей;
  2. Производимая продукция уникальна (т.е. нет товаров-заменителей);
  3. Вход новых компаний на рынок по факту невозможен из-за барьеров.

Есть различные причины существования этих барьеров, заключающиеся в:

  1. крупных размерах предприятий и экономии от масштабов производства;
  2. системе лицензий на исполнение отдельных работ, выборочно выдаваемых государством;
  3. монопольном праве собственности на применение определённых ресурсов, связанном с производством редких благ (например, бриллианты);
  4. при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;
  5. нечестной конкуренции, т.е. воздействии на покупателей нечестными по отношению к конкурентам методами при помощи большого бюджета и масштаба компании в целом;
  6. сложности в получении полных данных обо всём рынке.

Существует несколько причин появления монополий, в зависимости от которых монополии условно делят на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштабов производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньше средних затрат, чем маленькая фирма. Следовательно, цена на ее продукта может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства. Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных «линий» (рельсы, провода), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом (метро, трамвай). Сама возможность существования метрополитена объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает за покрытие затрат.

Искусственной монополий называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть:

  • финансовые- если один предприниматель может скупить все остальные фирмы в отрасли и превратить в единого производителя данного продукта.
  • обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становиться единственным продавцом этого блага. Или если только она фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными- фирма может сама открыть эту технологию или может купить искусственное право у ее изобретателя.

В любом случае при естественной и искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

Следует отметить, что монопольное положение желанно для любого предпринимателя или предприятия, поскольку оно позволяет, во-первых, избегать конкурентных рисков; во-вторых, занимать привилегированное место на рынке, концентрируя в своих руках определенную власть. И, наконец, у монополистов есть возможность с позиций силы воздействовать на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Есть разнообразные виды монополий, которые можно классифицировать на три основные: естественную, административную и экономическую.

Как уже упоминалось, естественная монополия появляется из-за объективных причин. Она показывает ситуацию, когда спрос на данные товары в лучшей степени может быть удовлетворен одной или несколькими предприятиями. Она основана на особенностях технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примерами могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В данных отраслях есть ограниченное число, если не единственное национальное предприятие, и поэтому они занимают монопольное положение.

Административная монополия появляется из-за действий госорганов. С одной стороны, это предоставление отдельным предприятиям исключительных прав на исполнение конкретного рода деятельности. С другой стороны, это оргструктуры для государственных компаний, когда они объединяются и могут подчиняться разным министерствам и ассоциациям. Здесь, как правило, могут группироваться предприятия одной отрасли. Они действуют на рынке как один хозяйственный субъект и между ними нет конкуренции.

Экономическая монополия наиболее распространена. Ее появление объясняется экономическими причинами, она развивается на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключен в успешном развитии компании, постоянном росте ее масштабов посредством концентрации капиталов. Второй (более быстрый) основан на процессе централизации капиталов, т.е. на добровольных объединениях или поглощениях победителями банкротов. Тем или иным путем, компания достигает такого масштаба, когда начинает доминировать на рынке.

Механизмы функционирования монополии, как правило, рассматривают с двух сторон. В первую очередь, монополизм трактуют как случайный и не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой позиции, то монополистические образования определяют, как закономерные. Самой надежной является, формирование или достижение монопольной позиции. Таким образом, можно сделать выводы, что монополистические тенденции в экономике следуют из закона по максимизации прибыли.


Иным механизмом действий предпринимателей в данном направлении выступает закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдают на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем выступает конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить наибольшие прибыли, предпринимателям приходится внедрять новую технику, увеличивать масштаб производства. Причем из средних и малых предприятий выделяют несколько наиболее крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей появляется альтернатива: или продолжить убыточную конкурентную борьбу, или заключить соглашение относительно масштаба производства, цен, рынков сбыта и т.п. Как правило, они предпочитают второй вариант, приводящий к возникновению сговоров между ними, что является одним из главных признаков монополизации экономики. Таким образом, следует вывод, что появление предприятий-монополистов объясняется прогрессом производительных сил, реализацией преимущества крупной компании над малой.

Следует подчеркнуть, что монополии, монополизировав определенные отрасли и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику в развитии и эффективности. Объясняется это тем, что преимущество крупного производства не является абсолютным, оно приносит рост прибыльности только до определенного времени. [17].

Различают следующие формы монополистических объединений:

1)Картель - предприятия, которые вступают в сговор между собой по поводу цен, единых каналов продвижения товаров, совместных действий, препятствующих вхождению на рынок аналогичных предприятий. Число предприятий, входящих в отрасль невелико, как правило, не больше пяти. В этой форме объединения каждое предприятие сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

2)Синдикат – объединение предприятий, которые устраняют конкуренцию и улучшают условия коммерческой деятельности в области определения цен, закупки сырья, сбыта продукции, сохраняют при этом за членами синдиката производственную и юридическую самостоятельность.

3)Трест - объединения без сохранения юридической независимости однопрофильных предприятий для совместного выступления на рынке, единого снабжения и сбыта продукции. Специфика треста заключается в том, что это не только единое централизованное управление данным производством конкретного региона, но и централизованное снабжение, перераспределение ресурсов и сбыт продукции через единую сбытовую сеть и по единым условиям и ценам сбыта;


4)Концерн – финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, сохраняется юридическая и хозяйственная самостоятельность участников, но с учетом согласования со стороны доминирующих финансовых структур. Преимущество концерна – накопление финансовых и других ресурсов [9].

1.2. Влияние монополий на экономику

Любое крупное предприятие склонно пользоваться своим выгодным положением на рынке и диктовать цену, рассматривая это как способ экономической политики. Монополия, возникнув в какой-либо отрасли экономики, оказывает воздействие на всю экономику. Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двуличное, потому что роль монополии в экономике страны довольно противоречивая. Существуют положительные и отрицательные последствия монополизации рынка.

С одной стороны, наличие сверхприбыли и уверенность в ее наличии в будущем позволяют монополиям вкладываться в НТП. Также монополии часто несут социальную функцию, спонсируя массовые мероприятия, поддерживая социальную инфраструктуру. Продукция монополистов отличается высоким качеством, что и позволило завоевать доминирующее положение на рынке (кроме «естественных монополий», не всегда получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация влияет на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке имеет достаточные средства для удачного проведения научных исследований и разработок. Практика показывает, что многие крупные открытия в науке и технике проводятся небольшими компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы. К тому же, большие масштабы производства дают возможность снижать издержки и экономить ресурсы. Например, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне неблагоприятно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Только использование результатов научных исследований позволило перейти крупным компаниям к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

В случае экономического кризиса крупные объединения фирм (особенно межотраслевые) держатся дольше всех и из кризиса начинают выходить раньше всех, тем самым сдерживают спад производства и безработицу.

Правительства стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются неким образом противодействовать монополизму, поддерживая конкуренцию. Можно подумать, что монополия и конкуренция несовместимы, ведь монополия способна ликвидировать конкуренцию, а конкуренция подавляет чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной связи с конкуренцией. Если производство и продажа какого-то продукта находится в руках монополистической группы крупных предпринимателей, получающих большую прибыль, это ведет к соперничеству, то есть другие предприниматели стремятся получить ту же прибыль. Но если какой-то предприниматель старается победить своих соперников и добивается своей цели, то в дальнейшем начинает господствовать на рынке. В современных условиях крупные объединения не разрушают конкуренцию, а существуют вместе с ней, тем самым обостряя соперничество. Есть много предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут борьбу с ними.