Файл: Процесс монополизации рынков в теории и на практике (.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Антимонопольное регулирование в России

Российское антимонопольное регулирование сравнительно молодо. Впервые о необходимости ограничения деятельности монополий в России задумались в 1991 году, когда был принят закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией. На западе же история борьбы с монополистическими структурами берет начало еще в ХVII веке.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Сегодня российская практика антимонопольного регулирования активно развивается и изменяется под влиянием многих экономических, политических и общественных требований. В этой связи главным предметом исследования в статье стала система отношений, возникающих в процессе реализации антимонопольной политики в РФ.

На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели [1].

Для обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:

  • Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте;
  • Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок;
  • Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке;
  • Принятие мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  • Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке;
  • Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.

Основой российского антимонопольного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сфера антимонопольного законодательства также дополняется другими нормативными правовыми актами.

С целью осуществления единой, эффективной антимонопольной политики государства 9 марта 2004 года была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [2].

В РФ созданы все основы для защиты конкуренции и ее поощрения, однако в последнее время ситуация только ухудшается, — заявил на брифинге по итогам заседания правительства в четверг глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, рассказывая о докладе ведомства правительству. Пожалуй, только в отрасли связи можно говорить об определённых позитивных тенденциях.

Серьёзные ограничения конкуренции вызвал, конечно, мировой экономический кризис, санкции, отметил он, но продолжается примитивное перераспределение «ресурсов “под столом”, то есть без тендеров и конкурентных процедур».

Зачастую, привел пример Артемьев, когда не знают, как решить проблему, создают ГУП или одну компанию, которая будет в дальнейшем монополизировать целую отрасль. Но очень скоро это приводит к тому, что монополии разлагаются, у них всегда самые высокие издержки. В конечном счете они ложатся на потребителя.

«Мы насоздавали госкорпораций в различных отраслях. Эти госкорпорации монополизировали рынки. Я приводил пример с дорожной отраслью: монополизация подрядов в дорожном строительстве за какие-то полтора года увеличилась в три раза. То есть одни и те же компании у нас побеждают в дорожном строительстве, как будто нет других», – указал Игорь Артемьев.


В госзакупках по 223-му закону, где закупают госкорпорации и оборот составляет десятки триллионов рублей разница между стартовой ценой и ценой заключения контракта менее 1%, что говорит о том, уверен глава ФАС, что они ничего не делают для снижения своих удельных затрат, закупают втридорога топливо, электроэнергию и т. д, другие товары. Доходит до абсурда: в некоторых случаях предоставляется тарифная заявка, которую в итоге должен оплатить потребитель, где в тарифе 500 бутылок вина и бриллиантовые женские украшения.

В 2014 г. ФАС России возбудила дело в отношении Пенсионного фонда России. В действиях Пенсионного фонда антимонопольное ведомство обнаружило признаки нарушения законодательства в утверждении аукционных требований на поставку вычислительных комплексов и предоставление прав на использование программного обеспечения.

«Согласно требованиям, поставка серверов не взаимосвязанных конфигураций, а также поставка системного и прикладного ПО осуществляется в рамках одного лота, что может являться существенным ограничением для участия в данном аукционе», – говорится в сообщении ФАС.

Закон «О защите конкуренции» запрещает при проведении торгов действия, способные обеспечить создание преимуществ для одного или нескольких участников тендера.

Дела против крупных нефтекомпаний Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбуждает регулярно, каждый раз, когда, в том числе, сезонно повышаются цены на автозаправках. Сегодня под прицел попали ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». ФАС возбудила против них дело по признакам манипулирования на бирже (часть 4 статьи 11 закона «О защите конкуренции»).

Как сообщает ведомство, ранее по результатам анализа мониторингов рынка нефтепродуктов установлено, что в период с января по сентябрь 2014 года во внебиржевом крупнооптовом сегменте рост цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 составил порядка 20%. А в биржевом крупнооптовом сегменте рынка рост цен на автомобильные бензины марки АИ-92 составил 34%, на автомобильный бензин марки АИ-95 – 35%.

«Такая ситуация стала одной из причин повышения цен в розничном сегменте рынка нефтепродуктов, – заявил начальник Управления контроля ТЭК Дмитрий Махонин. – Так, по данным Росстата с начала года при общем уровне инфляции в 6,3% рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 10%, автомобильный бензин АИ-95 – 7,8%».

Биржевые аналитики смотрят на такие выводы с иронией: «Похоже, ФАС как обычно осенью начинает пиариться на популярной теме: якобы хочет наказать крупные компании за повышение цен на бензин, - говорит Александр Разуваев, руководитель аналитического департамента «Альпари». – Дело в том. что внебиржевые цены всегда отличаются от биржевых, поскольку последние прописаны в ранних контрактах, а заработать на бирже в моменте никто не упускает возможности. Думаю, пошумят и притихнут».


Однако ФАС подозревает, что все дело в особом порядке торгов на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (ЗАО «СПбМТСБ»). Ранее Управление контроля ТЭК запросило реестры всех сделок, заключенных на биржевых торгах нефтепродуктами и зарегистрированных в системе электронных торгов ЗАО «СПбМТСБ» (реестр биржевых торгов) за период с января по сентябрь 2014 года.

В итоге, например, в результате анализа реестра биржевых торгов на базисе Уфимской группы НПЗ было зафиксировано значительное количество «секундных» сделок на биржевых торгах на продажу со стороны ОАО АНК «Башнефть» и на покупку нефтепродуктов со стороны ОАО «НК «Роснефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт».

«Анализ характеристик этих сделок позволил ФАС России сделать вывод о возможном наличии манипуляции на биржевых торгах вышеуказанными компаниями», - сообщает пресс-служба ФАС.

«Другими словами, мы полагаем, что есть признаки манипулирования на бирже. Анализ имеющейся у нас информации показывает наличие большого количества сделок между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, а также их дочерними структурами. В ходе рассмотрения антимонопольного дела мы намерены окончательно с этим разобраться, – подчеркнул Дмитрий Махонин. – На сегодняшний день появились тенденции по снижению стоимости автомобильных бензинов в биржевом сегменте оптового рынка и замедление темпов роста цены в розничном сегменте автомобильных бензинов. Однако этого недостаточно, поэтому сегодня ФАС возбудила это дело. Возможно, будут и другие дела».

«Если и установят факт манипуляционных сделок компаний между собой, может кого-то и накажут, но штрафы будут символические, а компании как этим занимались, так и будут заниматься ежегодно», - считает Александр Разуваев.

Заключение

Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.


Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

В Законе «О защите конкуренции» доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему право влиять на общие условия обращения товара на рынке или затруднять доступ на рынок остальным хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции описывает количественные границы монопольной власти. Наряду с ним применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия, которые включают правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.

Таким образом, национальная антимонопольная политика Российской Федерации охватывает практически всю область решений, нацеленных на развитие нашей экономики, увеличение конкурентоспособности продуктов и услуг отечественных производителей, обеспечение эффективной занятости. Стратегия антимонопольного регулирования определяет широкое содействие органов правительства в выработке финансовой политики страны в целом и тех ее направлений, которые могут воздействовать на конкурентную структуру российского рынка, бизнес практику, хозяйственную деятельность субъектов рынка. При разработке способов борьбы с монополизмом предусматривались специальная модель высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
  3. Авдашева С.Б. Конкурентная политика / Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. // Экономический журнал ВШЭ- 2011г.
  4. Авдашева С.Б. Конкурентная политика / Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. // Современная конкуренция- 2012г.
  5. Демин // Проблемы современной экономики-2012г.
  6. Долгих Т.А. Некоторые аспекты государственного регулирования естественных монополий в РФ // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, 2014. С. 450-455.
  7. Илларионов А. Актуальные проблемы экономического роста в России / Илларионов А. // Общество и экономика- 2012г.
  8. Комаров А.В. Антимонопольная политика РФ на современной этапе: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Научно-практические конференции ученых и студентов режим доступа: http://sibac.info/conf/econom/lx/49892
  9. Маркетинговое исследование и анализ российского рынка розничной торговли [Электронный ре­сурс]// Режим доступа: http://www.4p.ru/main/research/57357/
  10. Мамедов Т.Ш. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013.№ 65. С. 212-218.
  11. Меркулова Ю.С. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика - 2013. - № 3. – С. 22 – 38.
  12. Никонова Я. С. Антимонопольная политика России // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2015. 6. С. 182-186.
  13. Окрепилова И.Г. Организационно- экономические основы антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой / Розанова Н.М. // Экономический журнал-2011г.
  14. О необходимости реформирования подходов к регулированию естественных монополий // Институт проблем естественных монополий, Меморандум к 10-летию Института проблем естественных монополий (Москва, апрель 2015). – М:, 2015. – С. 4–6.
  15. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой // Экономический журнал-2011г.
  16. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России [Текст] / О. И. Халяндра // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.).  — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169-172.
  17. Экономическая теория. Краткий курс / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 7-е изд., исправ. – М.: КноРус, 2016. – 384 стр.