Файл: Организация биржевой торговли (Порядок доступа финансовых инструментов к биржевой торговле).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ФОНДОВАЯ БИРЖА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УЧАСТНИК РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Роль торговых систем на рынке ценных бумаг, формы организаций
1.2 Порядок создания фондовых бирж
1.5 Организация внутреннего контроля
Глава 2. МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
2.1 Порядок доступа финансовых инструментов к биржевой торговле
2.2 Листинг, делистинг, котировка и рейтинг ценных бумаг
2.3 Основные виды биржевых операций
2.4 Способы торговли и организация расчётов на бирже
Глава 3. СПЕЦИФИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДОВЫХ БИРЖ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.3 Организационная структура
В России биржи организованы по американскому образцу - в форме некоммерческих партнерств; такая же организационная структура характерна и для большинства бирж развитых стран. Однако, в некоторых странах (ряд земель Германии, в Австрии) есть биржи, создаваемых в публично-правовой форме (нет членства и процедуры приема в члены биржи, а торговать может каждый, кто заплатил взнос).
Инфраструктура российского фондового рынка за последнее время существенно усовершенствовалась, однако, положительные изменения могут происходить и далее. Тенденция доминирования иностранных инвесторов на российском фондовом рынке приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж
. Влияние иностранных инвесторов и выдвигаемые ими требования по оперативности и качеству обслуживания, управлению рисками будет также в немалой степени способствовать возрастанию роли информационных технологий.[Стр.46 ист.19]
В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физической осязаемой, бумажной форме и печатались типографическим способом на специальных бланках с достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В последнее время, в связи со значительным увеличением оборота ценных бумаг, многие перешли в безналичную, физически неосязаемую (безбумажную) форму в виде записей в книгах учета и счетах, ведущихся на магнитных или иных носителях информации. Поэтому на рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты, купоны). Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называются инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении "денежные фонды") или фондовыми ценностями. В случае если ценные бумаги не существуют в физически осязаемой форме или их бумажные бланки помещаются в специальные хранилища, владельцу ценной бумаги выдается документ, удостоверяющий его право собственности на ту или иную фондовую ценность. Этот документ называется сертификатом ценной бумаги. Сертификаты ценных бумаг могут выпускаться и на предъявителя для замещения собой нескольких однородных ценных бумаг (подобно денежным купюрам различного достоинства). В последнем случае сертификат не содержит информации о владельце фондовой ценности.
1.4 Управление биржей
Для выполнения своих функций биржа формирует органы управления. Органы управления биржи включают организационную и стационарную структуры.
Общественная структура включает в себя: Общее собрание членов биржи, Биржевой совет, ревизионную комиссию, Совет директоров.
Общее собрание членов биржи - это высший законодательный орган управления биржей, который избирает ревизионную комиссию биржи. Оно определяет специализацию биржи. Собрание членов биржи созывается не реже одного раза в год. Но по инициативе Биржевого совета, ревизионной комиссии или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов, общее собрание может созываться на внеочередные заседания.
Для текущего оперативного управления биржей выбирается биржевой совет (или совет биржи).
Совет биржи является общим координационным центром и решает все вопросы деятельности биржи, кроме тех, которые может решать только общее собрание членов биржи. Его возглавляет президент биржи.
Биржевой совет выполняет следующие функции:
- заслушивание и оценка отчетов правления;
- внесение изменений в правила торговли на бирже;
- подготовка решений общего собрания членов биржи;
- установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;
- распоряжение имуществом биржи и т. д.;
Из состава биржевого совета формируется правление, осуществляющее оперативное руководство биржей и представляющее её интересы в организациях и учреждениях.
Состав биржевого совета формируется в России только из членов биржи. В него не включаются ни штатные работники самой биржи, ни представители "публики" - продавцов и покупателей биржевого товара.
Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.
Ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи. Она проверяет состояние кассы и фондов биржи, финансово-хозяйственную деятельность биржи, состояние её статистического учета и достоверность бухгалтерской документации, выполнение установленных смет, постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и т.д.
Совет директоров - это исполнительный орган биржи, обладающий правом контролировать деятельность служб и разрабатывать главные направления деятельности биржи, устанавливать и координировать правила биржевой торговли. Совет директоров избирается членами биржи и состоит как из членов биржи, так и внешних директоров и специальных экспертов.
1.5 Организация внутреннего контроля
Помимо органов управления на бирже должен существовать и внутренний контроль. Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В России впервые разработаны правила борьбы с отмыванием через биржу средств. В ответ на претензию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по итогам проверки РТС составила правила мониторинга подозрительных сделок и оценки степени риска вовлеченности в них участников торгов.
РТС направила на согласование в ФСФР правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В РТС информацию подтвердили.
Отсутствие у РТС правил внутреннего контроля было основной претензией ФСФР по результатам плановой проверки РТС, прошедшей летом 2010 года. Таких правил нет ни у одной российской биржи. Ранее еще предшественница Федеральной Службы по Финансовым Рынкам - Федеральная комиссия по ценным бумагам - дала разъяснения о том, что биржам такие правила не нужны. Среди проф. участников рынка ценных бумаг отслеживают сделки по легализации средств, полученных преступным путем, брокеры, дилеры и управляющие компании.
Согласно правилам внутреннего контроля РТС предлагает помимо идентификации участников торгов, которая проводится, и сейчас, поделить их на четыре группы в зависимости от "степени риска совершения участником торгов операций, связанных с легализацией". В зависимости от группы меняется частота и полнота проверок сделок, совершенных участниками торгов за свой счет или в интересах клиентов.
Факторами, повышающими степень риска вовлеченности участника торгов в операции, связанные с отмыванием, биржа считает участие его в капитале, а также наличие в его акционерах, в частности, туристических компаний, компаний игорного бизнеса, операторов денежных переводов, не являющихся кредитными организациями, и вообще любых компаний, чья деятельность "связана с интенсивным оборотом наличности". В определении этой группы критериев РТС не проявила новаторства - Росфинмониторинг рекомендует отчитывающимся перед ним организациям обращать большее внимание именно на такие компании.
Кроме того, подозрения РТС будет вызывать как небольшое число клиентов -- физических лиц у проф. участника торгов, поскольку такой участник может оказаться "карманным", так и слишком активная работа проф. участника торгов с физическими лицами, так как это повышает риск появления среди них клиента, отмывающего деньги. Впрочем, точное число физ. лиц соответствующего участника торгов, "совершивших в течение месяца хотя бы одну сделку", которое станет для биржи сигналом для повышения группы риска, пока не установлено.
Сделки, совершенные на биржевых торгах, эксперты РТС предлагают оценивать с точки зрения их необычности. Определены восемь основных признаков необычных сделок в зависимости от таких факторов, как отклонение цены сделки (заявки) от цены последней сделки, совершение участником торгов сделки, в которой этот участник одновременно является продавцом и покупателем, совершение сделок между участниками торгов, в которых последние попеременно выступают продавцами и покупателями (взаимные сделки). В случае выявления необычных сделок биржа будет иметь право запрашивать у участников торгов дополнительную информацию, по итогам обработки которой и будет делаться вывод о подозрительности сделки и о необходимости предоставления информации в Росфинмониторинг.
В ФСФР считают, что правила внутреннего контроля по отслеживанию сделок по легализации средств должны быть на всех биржах. "Закон о противодействии отмыванию распространяется на всех проф. участников рынка ценных бумаг, а значит, и на биржи тоже. Будем рассматривать документы РТС, и если они соответствуют нашим требованием, мы их согласуем",- говорит глава службы Владимир Миловидов. "Биржа является структурой, у которой есть большие возможности,- она видит все сделки, видит стороны сделок. Не удивительно, что государство решило воспользоваться такими возможностями", - считает председатель наблюдательного совета группы компаний "Алор" Анатолий Гавриленко.
В группе ММВБ подтвердили, что у них нет правил внутреннего контроля по противодействию легализации средств. Сейчас правила в процессе разработки. Также в ближайшее время планируется обсуждение с представителями РТС по этому вопросу. Необходим единый подход, идентичность операций, идентичность подходов к клиентам, к рискам, к наполнению программ внутреннего контроля.
1.6 Персонал биржи
Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) - это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчёты по ним, вступая между собой в определённые экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг. [стр45 ист.12]
Всех участников рынка ценных бумаг условно можно разделить на профессиональных и непрофессиональных участников. В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности: 1) брокерскую деятельность; 2) дилерскую деятельность; 3) деятельность по управлению ценными бумагами; 4) расчётно-клиринговую деятельность; 5) депозитарную деятельность; 6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; 7) деятельность по организации торговли ценными бумагами.
В зависимости от позиции, которую занимают участники на рынке ценных бумаг по отношению к рынку, их делят на продавцов, покупателей и организации, обслуживающие операции с ценными бумагами на рынке.
В своей книге В.С. Торкановский и В.И. Колесников разделяют участников рынка ценных бумаг на четыре группы: 1) главные участники рынка ценных бумаг (государство, муниципалитеты, крупные национальные и международные компании), ценные бумаги которые высоконадежны, но не всегда обеспечивают высокие доходы; 2) институциональные инвесторы - финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (банки, страховые общества, пенсионные фонды и т.п.); 3) индивидуальные инвесторы - частные лица, в том числе владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса; 4) профессионалы рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры и т.п.)
В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на: 1) эмитентов; 2) инвесторов; 3) фондовых посредников; 4) органы регулирования и контроля; 5) организации, обслуживающие рынок.
I. Эмитенты ценных бумаг - это хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ устанавливает, что эмитент - это «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых ими».