Файл: Финансовая политика (Финансовый механизм как форма реализации финансовой политики).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, чрезмерному росту военных расходов, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
2.2.Финансовый механизм как форма реализации финансовой политики
Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.
Структура финансового механизма достаточно сложна. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Заключение
Анализ многих рассмотренных определений "финансовой политики" показывает, что они все в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.
Финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.
При анализе финансовой политики следует исходить из специфических черт, проявляющихся в ее целях, стратегии и тактике.
Так, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться.
И, наконец, финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.
В современных условиях приоритетными задачами финансовой политики являются:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих предпринимательству;
существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;
создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижение среднесрочной финансовой стабильности;
достижение сбалансированности бюджетной системы и усиление эффективности её функционирования;
создание условий для интеграции России в мировое сообщество.
Таким образом, сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.
Основная литература:
1.Щеголева, Н.Г. Финансы и кредит: учебное пособие [Текст] / Н.Г. Щеголева, В.И. Хабаров. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 512 с.
2.О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162657/.
3.Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / М.: Дашков и Ко, 2013. - 242 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135050.
4.Современные финансовые рынки [Электронный ресурс] / В.С. Воронов, Н.С. Воронова, И.А. Дарушин и др. ; под ред. В.В. Иванов. - М. : Проспект, 2014. - 572 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252311.
Дополнительная литература:
1.Алпатова Э.С. / Особенности функционирования финансовых рынков в России в условиях экономической турбулентности / Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2015. Т. 1. № 1 (64). С. 86-94.
2.Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2013. – 749 с.
3.Воробей И.А. / Роль финансовой системы в реализации приоритетных задач развития экономики России / Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 5. С. 66-70.
4.Гончаренко А.П. / Эволюция международных финансовых рынков / Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5 (47). С. 126-129.