Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Анализ и изучение конкуренции» (Анализ предметной области).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава Анализ предметной области
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2 Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
Сравнительный анализ в моделировании.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть».
Глава 2. Улучшение бизнес-процессов
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
Введение
Конкурентная среда окружает все фирмы, существующие в условиях рынка, ведь лишь в единичных ситуациях конкуренты отсутствуют, например, так бывает, когда компания внедряет на рынок некий инновационный товар. Тем не менее в большинстве случаев каждый новый товар – это некая модификация уже имеющегося на рынке, следовательно, можно говорить о том, что он вступает в отношения косвенной конкуренции. Чтобы грамотно спланировать маркетинговую составляющую бизнеса, необходимо провести детальный анализ конкурентной среды.
Для чего нужен анализ конкурентной среды
Конкуренцию в экономической сфере можно определить так – «соперничество субъектов рыночных отношений за наилучшие условия коммерческой деятельности». Если брать в расчет более глобальные смыслы, можно сформулировать понятие конкуренции как борьбу за покупателя. Поэтому все аспекты конкурентной среды и конкурентные преимущества – это принципиальные показатели, отличающие одну фирму от других и позволяющие обратить на себя внимание клиентов.
Когда компанией не берется в расчет анализ конкурентной среды предприятия (а таких очень много), возникают вопросы в принятии маркетинговых решений. Например, такая ошибка характерна для стартапов. Существуют две важнейших аксиомы в анализе конкурентной среды, применяемые для всех видов бизнеса:
Знание потенциального потребителя и его ценностей и анализ этой информации;
Знание конкурентов, их слабых и сильных сторон и анализ этой информации.
Маркетологи неслучайно ввели понятие «конкурентные войны» в конкурентной среде, поскольку конкуренция близка к военным действиям: существуют разведка, аналитика, проработка стратегии и тактики отвоевывания и закрепления своих позиций в определенном рыночном сегменте. Можно говорить и об атакующих или оборонительных действиях, глобальном наблюдении за противником и временами о диверсии. Соперники в рыночной среде не всегда находятся в состоянии противостояния друг с другом, но нужно всегда иметь точное представление о том, есть ли на рынке кто-то, занимающийся близкой к твоей деятельностью. Оценка и анализ конкурентной среды позволят смоделировать схему роста бизнеса, определить цели и ориентиры.
Составить максимально точный прогноз и анализ потенциальных действий конкурентов довольно проблематично. Причем это еще больше усложняется, когда речь идет о небольших предприятиях. При этом действия больших фирм предугадать несколько легче. Это рыночная гибкость – способность быстро откликнуться на изменения конкурентной среды и предпринять адекватные действия. Однако анализ рынка конкурентной среды нужно осуществлять все время и очень внимательно.
В ходе всех изменений в деятельности любой фирмы, будь то ценовая политика, рекламные кампании, внедрение новых направлений, товаров или услуг, инновационные мероприятия, следует проводить анализ внешней конкурентной среды, а также прогнозировать, какие изменения на рынке последуют за этими нововведениями.
Тема данного курсового проекта – Разработка регламента выполнения процесса «Анализ и изучение конкуренции»
Объект исследования –конкуренты компании.
Предмет исследования – регламент выполнения процесса «Анализ и изучение конкуренции»
Этапы решения поставленной цели:
- Выполнить описание предметной области
- Изучить средства для моделирования бизнес-процессов
- Выполнить моделирование процессов «Как есть»
- Выполнить моделирование процессов «Как будет»
Глава Анализ предметной области
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи.
Анализ конкурентов – это получение конкретной информации о деятельности предприятий, занимающих аналогичную или схожую нишу, работа которых может повлиять на продажи. Знать конкурента в лицо – значит ориентироваться в рынке.
Таким образом, знание конкурентов дает возможность легко парировать возражения клиента, а если их использовать в рекламе и создать билборды с информацией о том, что продаете проточные фильтры с установкой и гарантией – это уже серьезная заявка на победу над конкурентами в конкретном товаре.
Прежде чем анализировать конкурентов, надо их выявить. Сперва определим географию своего рынка: районная, городская, региональная, государственная и т.д. Например, если открывается небольшой спорт-бар в спальном районе, то речь идет о районном рынке; если заниматься клининговыми услугами, то тут налицо городской рынок. Торговля товарами для ресторанов и отелей (оснащение посудой, текстилем) – это уже региональный или государственный рынок.
После того как определили свою географию, начинаем выявлять конкурентов. Для этого надо составить список всех, кто существует на географическом (и прилегающем к нему) рынке, занимается похожей деятельностью и может привлечь клиентов.
Шаг 1. Определяем степень конкуренции и выявляем ключевых конкурентов.
Главными – основными конкурентами называются те, кто может существенно влиять на деятельность компании и отнимать клиентов. Косвенные конкуренты – те, что занимаются аналогичной деятельностью, но в смежной нише. К примеру: Интернет-провайдер для частных лиц и провайдер для юридических лиц.
Получив список прямых и косвенных конкурентов, собираем общую информацию о них:
местонахождение, точки продаж, контакты, руководство;
ассортимент и качество товара;
ценовая политика;
уровень сервиса и дополнительные услуги;
рекламная активность;
потенциал и планы развития.
Также по возможности необходимо оценить количественный уровень продаж конкурента. К примеру, анализируем все те же конкурентные магазины белья. Приходим с утра, почти сразу после открытия и делаем небольшое приобретение, сохраняем чек. Приходим в этот же магазин перед закрытием и снова что-либо покупаем. Сравнивая номера чеков, можно предположить количество дневных продаж.
Если у конкурента несколько касс, соответственно, цифру в разнице номеров чеков умножаем на количество касс в зале и отнимаем 20% (это естественный простой кассы). Но такой способ подходит далеко не всем, поэтому можно заняться элементарным наблюдением или подкупить сотрудника конкурента, чтобы получить нужные данные.
Шаг 2: Оценка интенсивности конкуренции
В отрасли конкуренция может быть высокоинтенсивной и слабой. Если рынок характеризуется слабой конкуренцией, он статичен и редко подвержен изменениям. Чем больше активных конкурентов, тем чаще меняются условия сосуществования. На таком рынке важно
- владеть оперативной информацией о деятельности конкурентов;
- уметь оперативно реагировать на их действия.
Ярким примером высокоинтенсивного рынка служит отрасль портативной электроники – мобильные телефоны, цифровые камеры и смартфоны, планшеты – все это устаревает, как только появляется на полках магазинов, поскольку конкуренция между их производителями невероятно сильна.
Задача понять:
сколько конкурентов у на рынке;
насколько они активно выводят новые товары, меняют цену;
насколько они представлены в медиапространстве, как и в каком количестве рекламируются.
Может быть такое, что конкурент стабилен, он выводит новый товар не чаще 1-2 раз в год, но имеет сильную рекламную представленность. Это позиция стабильной компании, которую знает потребитель и такая информация тоже будет нужна.
Шаг 3: Создаем профиль конкурента
Для этого надо знать весь ассортимент противника. Проведем разведку боем, получим все прейскуранты конкурента и составим его товарный портфель, выделим его якорные (ключевые) позиции, которые обеспечивают самую высокую долю продаж.
Таблица 1
Конкуренты |
Товарная группа |
Товарная группа |
Товарная группа |
Товарная группа |
Компания |
+ |
+ |
+ |
|
Конкурент А |
+ |
+ |
+ |
+ |
Конкурент Б |
+ |
+ |
+ |
|
Конкурент В |
+ |
+ |
+ |
|
Конкурент Г |
+ |
+ |
||
Конкурент Д |
+ |
+ |
+ |
|
Конкурент Е |
+ |
+ |
+ |
Зеленым в таблице выделяется ключевой продукт, а розовым – совпадение ассортиментной позиции.
Шаг 4. Анализируем свойства якорных товаров
Чтобы понимать, как конкурировать с той или иной компанией или продуктом, давайте рассмотрим внимательно тот товар, на который конкурент делает ставку.
Можно провести анализ качеств конкурента самостоятельно (посетив в качестве клиента его точки продаж). Но наиболее объективную оценку даст опрос потребителей.
Например, говорим о спорт-баре. Таким сравнительным продуктом будут предложения по меню и свойствам зрительного восприятия (экраны).
Оценку удобнее всего ранжировать по шкале от 0 до 5, где
0 – это отсутствие качества, а 5 – самое сильное предложение.
Можно провести анализ качеств конкурента самостоятельно (посетив в качестве клиента его точки продаж). Но наиболее объективную оценку даст опрос потребителей.
Полученную информацию можно объединить в наглядный график свойств продуктов.M
Чем ровнее и шире круг на данном графике (построение в Exel – «лепестковая диаграмма»), тем выше характеристики конкурентоспособности:
Рис. 1 Выраженность свойств продуктов
Шаг 5: Анализ ценовой составляющей
Наконец, пришло время сравнить цены. поскольку мы уже знаем оценку качества товара, цену будет понять легче. Чтобы сделать анализ быстро, разбиваем конкурентов на ценовые сегменты:
эконом;
средний;
средний плюс;
высокий;
премиум.
Вероятно, один-два из сегментов могут быть пустыми. Например, далеко не все товары существуют в премиум сегменте, и редкостью может быть средний плюс. Далее выявляем цены на товары и их нижние и верхние границы, среднюю цену:
Таблица 3
Конкуренты |
Самая низкая цена |
Самая высокая цена |
Средняя цена |
Компания |
51 |
69 |
55 |
Конкурент А |
40 |
90 |
53 |
Конкурент Б |
68 |
73 |
71 |
Конкурент В |
65 |
70 |
67 |
Конкурент Г |
25 |
36 |
28 |
Конкурент Д |
44 |
89 |
54 |
Конкурент Е |
150 |
155 |
151 |
Шаг 6: Выявляем рыночные позиции конкурентов
Тут важно понять, как конкурентов видит потребитель и что о них знает. Лучше всего промониторить мнение потребителей (форумы, опросы, отзывы).
Отмечаем для себя следующие пункты:
- насколько конкурент известен и что о нем знают;
- какую ценовую характеристику (дорогой или недорогой) ему дает потребитель;
- какую качественную характеристику (хороший или плохой) товару конкурента дает потребитель;
- когда и зачем клиент идет в конкуренту (специализированный товар или общего назначения);
- какой посыл несет конкурент потребителю (обещание в рекламе);
- как часто покупатель обращается к продукту конкурента.
Шаг 7: Оценка методики привлечения клиентов и рекламирования
Теперь важно понять каким образом конкурент привлекает клиентов. Знаем все о его товаре, о его цене, о том, насколько соответствует цена товару, самое время определить – где покупатель получает стимул к покупке и что для него становится решающим аргументом.
Шаг 8: Выявляем потребительский портрет клиентов конкурента
Для этого применяем все ранее полученные знания о продукте, его цене и качествах, о рекламе конкурента и местах ее размещения.