Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Анализ и изучение конкуренции» (Анализ предметной области).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава Анализ предметной области
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2 Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
Сравнительный анализ в моделировании.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть».
Глава 2. Улучшение бизнес-процессов
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
Ключевые особенности
создание диаграмм по методологиям DFD и IDEF0;
удобный встроенный графический редактор с большой базой готовых элементов;
автоматическое составление отчетов и сопроводительной документации;
масса инструментов для улучшения внешнего вида проектов;
простой и понятный интерфейс.
Business Studio – одна из самых известных и распространенных систем для моделирования бизнес процессов в России, в первую очередь благодаря грамотной маркетинговой политике руководства компании. Разработчик системы — ГК «СТУ» продвигает сайт программного продукта в интернете и способствует распространению программы среди высших учебных заведений России и стран бывшего СНГ.
Архитектура Business Studio тесно интегрирована с набором офисных приложений от компании Microsoft: в качестве редактора бизнес процессов используется Microsoft Visio, экспорт документов производится в Microsoft Word. Данный факт, является как неоспоримым преимуществом системы, так и источником множества технических проблем и «тормозов» программного продукта. В частности у нас возникали ошибки при использовании старых и не русифицированных версий продукта Microsoft Office, при длительной работе с программой, происходили «утечки памяти», иногда приводившие к тому, что легче было перезапустить программу, чем ожидать завершения заданного действия. С выходящей вскоре новой версией Microsoft Office 2010 продукт от ГК «СТУ» не совместим, поэтому любителям всего новенького, придется подождать соответствующего обновления Business Studio.
Текущая версия программного продукта – 3.0, нововведением в этой версии стало появление нотации моделирования EPC и отдельного модуля по СМК. Основным функциональным элементом программы является редактор бизнес процессов, интегрированный в главное окно программы. В качестве нотаций для построения процессов используется стандарт IDEF0, а также Basic Flowchart, Cross Functional Flowchart и EPC
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть».
Формирование модели бизнеса «как есть»
Описание бизнес-процессов, выполняемое на этом этапе, адекватно отражает, смысл и назначение процессов, протекающих в компании. Модель бизнеса «как есть» описывает принципы и механизмы функционирования компании как единого организма. Подобная информация является основой для комплексного, системного анализа процессов, поиска проблем и путей их преодоления.
Описание процессов производится как с использованием графических представлений (схем), так и с использованием вербальных описаний. При использовании графических представлений, процессы не детализируются до мелких работ и не отражаются второстепенные связи между процессами (необходимые для фактического выполнения работ, но не несущие определяющей смысловой нагрузки). Все детальные работы и второстепенные связи описываются вербально или же, по необходимости, графически, но без привязки к основному описанию бизнес-процессов.
Структуризация бизнес-процессов производится в разрезе определяющих процессов (закупка товара, складские операции, продажа товара). Затем проводится совокупное описание (в одной схеме) определяющих и вспомогательных процессов компании без детализации определяющих процессов и с необходимой детализацией вспомогательных процессов. Это позволяет избежать излишней «загруженности» структурных диаграмм и, в то же время, обеспечивает наглядное представление основных процессов и их совместного функционирования. Кроме того, это позволяет равномерно распределить работы между членами проектной команды.
Обычно описание бизнес-процессов производится одновременно с описанием документооборота. Это вызвано тем, что большинство бизнес-процессов существующих компаний основано на документообороте (хотя в идеале формирование документов должно являться следствием выполнения бизнес-процесса)
Для уменьшения времени обследования анкетирование сотрудников строится так, чтобы можно было бы получить информацию одновременно, как о документообороте, так и о сути процессов, протекающих в компании.
В процессе рассмотренных исследований составляется описание бизнес-процессов, такими, какие они есть в данный момент (так называемая модель «как есть"). В общем случае нет необходимости описывать подобную модель детально, до конкретных работ и алгоритмов их выполнения, поскольку в дальнейшем модель компании и сам бизнес в большинстве случаев будут перепроектированы. Достаточно описать ключевые процессы (свойственные такого рода бизнесу вообще), их взаимодействие и перечислить процессы, специфические для конкретной компании.
Полученная таким образом информация будет служить исходной для планирования следующих этапов работ проектной команды, их сроков, определения необходимых ресурсов. Задачей данного этапа является не только сбор первичной информации, а в первую очередь её анализ. Такой подход позволяет выявить проблемы компании, как ранее диагностированные заказчиком самостоятельно, так и не замеченные им, а также, что самое важное, определить истинные причины, породившие эти проблемы.
Первая диаграмма в иерархии диаграмм IDEF0 всегда изображает функционирование системы в целом. Такие диаграммы называются контекстными. В контекст входит описание цели моделирования, области (описания того, что будет рассматриваться как компонент системы, а что как внешнее воздействие) и точки зрения (позиции, с которой будет строиться модель). Обычно в качестве точки зрения выбирается точка зрения лица или объекта, ответственного за работу моделируемой системы в целом.
Рис.2. Контекстная диаграмма
На рис.2 точка зрения компании – это маркетолог.
Рассмотрим входы, выходы, контроль и механизмы, приведенные на диаграмме.
Входы:
Данные конкурентов.
Входами функциональных блоков IDEF0 является информация, инициирующая выполнение действия, входные данные. Деньги, равно как и рецепт, пожелания покупателя и т.п., могут быть входом функционального блока.
Выходы:
Результат анализа.
Механизмы:
Маркетолог
Контроль:
Приказ руководителя
После того как контекст описан, проводится построение следующих диаграмм в иерархии. Каждая последующая диаграмма является более подробным описанием (декомпозицией) одной из работ на вышестоящей диаграмме.
На рис.3 уточняется контекстная диаграмма: рассмотрен процесс анализа конкурентов.
Рис.3. Выполнить анализ конкурентов
Как видно, BPwin позволяет детально представить тот или иной бизнес процесс во всех его подробностях.
Проведем декомпозицию диаграммы на рис. 3 – выполним декомпозицию процесса, описываемого функциональным блоком «Выделить и оценить конкурентов» (рис.3). Данный процесс включает в себя такие аспекты процесса, как определение степени конкуренции, оценку интенсивности конкуренции, создание профиля конкурента (как показано на диаграмме, рис.3).
Рис.4. Выделить и оценить конкурентов
Выполним декомпозицию процесса «Изучить рыночные характеристики
Рис.5. Изучить рыночные характеристики
Глава 2. Улучшение бизнес-процессов
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
Существующий способ работы маркетолога связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большой вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день невозможно оперативно получить сведения о конкурентах и ценах на их товар, выполнитьSWOT анализ и выявить ответственных.
Процесс анализа и изучения конкуренции связан с большим документооборотом, необходимостью ведения и учета десятков, а порой и сотен документов, договоров, актов, счетов, клиентов, фотографий, диаграмм и таблиц. В большинстве своем это разрозненные документы, создаваемые и хранимые разными людьми, в разных местах и форматах.
Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы за определенный период, что очень затруднительно.
Для данного способа также характерны следующие недостатки:
- Невысокая скорость и точность выполнения расчетов.
- Неэффективное использование рабочего времени.
- Возможность потери важных документов (заявки, акты о выполнении работ, наряды)
- Бюрократия – увеличивающийся «поток» бумажной работы.
В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о конкурентах, ценах конкурентов, их целевой аудитории, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы.
И возможность потратить рабочее время на важные процессы, которые требуют профессиональных и специализированных навыков (например, более тщательная разработка конкурента, поиск нестандартных подходов и решений), а не механическую работу, окажет очень серьезное положительное влияние на лояльность сотрудников.
Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и, возможно, локальную вычислительную сеть.
2.2. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть».
Модель процессов TO-BE («как должно быть») создается на основе результатов анализа модели процессов AS-IS («как есть»). Модель TO-BE («как должно быть») описывает будущее состояние процессов, с учётом пожеланий Заказчика, а также анализа и оптимизации существующих процессов.
Определение требуемых изменений процессов осуществляется на основании анализа полученной модели AS-IS («как есть») и требований Заказчика к целевому состоянию исследуемых бизнес-процессов.
В рамках описания процессов TO-BE («как должно быть») выделяются все процессы исследуемой области деятельности, определяются участники, ответственные за результат, наделенные необходимыми полномочиями и правами и их взаимодействие между собой.
Модель TO-BE нужна для оценки последствий внедрения КИС и анализа альтернативных, в том числе лучших, путей выполнения работы и документирования того, как предприятие будет функционировать в будущем. Как правило, строится несколько моделей TO-BE, из которых по какому-либо критерию выбирается наилучшая. Например, каждая из моделей TO-BE может соответствовать определенной информационной системе.
Модель TO-BE ’ — это не модель деятельности предприятия, а модель мероприятий по переводу предприятия на новую технологию работы, то есть по внедрению КИС. Используя данную модель, можно с помощью стоимостного анализа оценить объем средств, необходимых для приобретения/разработки и внедрения информационной системы. Такие модели можно построить для перехода на различные модели TO-BE, то есть для внедрения различных КИС (как готовых, так и созданных на заказ) и выбрать оптимальный вариант.
В результате Заказчик получает задокументированный перечень предложений по оптимизации бизнес-процессов, что дает возможность внести соответствующие изменения и оптимизировать свою деятельность, значительно сократить издержки и повысить эффективность деятельности организации.
Рис.6. Контекстная диаграмма
На рис. 6 точка зрения компании – это маркетолог.
Рассмотрим входы, выходы, контроль и механизмы, приведенные на диаграмме.
Входы:
Данные конкурентов.
Входами функциональных блоков IDEF0 является информация, инициирующая выполнение действия, входные данные. Деньги, равно как и рецепт, пожелания покупателя и т.п., могут быть входом функционального блока.
Выходы:
Результат анализа.
Механизмы:
Маркетолог
АИС
Контроль:
Приказ руководителя
После того как контекст описан, проводится построение следующих диаграмм в иерархии. Каждая последующая диаграмма является более подробным описанием (декомпозицией) одной из работ на вышестоящей диаграмме.
На рис.7 уточняется контекстная диаграмма: рассмотрен процесс анализа конкурентов.