Файл: правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ_Р_52289-2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2020

Просмотров: 4119

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

3

4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь

и т. п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению
знаки.

4.5 Технические средства организации дорожного движения, применение которых было вызвано при-

чинами  временного  характера  (дорожно-ремонтными  работами,  сезонными  особенностями дорожных
условий и т. п.), после устранения указанных причин должны быть демонтированы. Знаки и светофоры
допускается закрывать чехлами.

4.6 Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспери-

ментальных  целях  применять технические средства организации движения, не предусмотренные дей-
ствующими стандартами. В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назна-
чении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение про-
водимого эксперимента.

5 Правила применения дорожных знаков

5.1 Общие требования

5.1.1 Номера, наименования и изображения дорожных знаков приведены в приложении Б.
5.1.2 Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в

процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Знаки по ГОСТ 10807, находящиеся в эксплуатации, заменяют на новые по ГОСТ Р 52290, когда их

характеристики перестанут соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.

5.1.3 Действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, велосипедную или пешеход-

ную дорожки, у которых или над которыми они установлены.

5.1.4 Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
5.1.5 Знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии), за

исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом, а также справа от велосипедной или пеше-
ходной дорожки или над ними.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.6 На дорогах  с  двумя  и  более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2,

1.20.1—1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.20, 3.24

1)

, установленные справа от проезжей части, дублируют.

Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе.
На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум

полосам;

- над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более

полосам.

При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.
5.1.7 Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины — от бровки земляного полотна) до

ближайшего  к ней  края  знака,  установленного  сбоку  от проезжей  части, должно быть 0,5—2,0 м
(рисунки В.1а, б), до края знаков особых предписаний 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26 и информационных знаков
6.9.1, 6.9.2, 6.10.1— 6.12, 6.17 — 0,5—5,0 м.

5.1.8 Расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1—1.4.6 и табличек) до поверхности

дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом,
должно быть:

- от 1,5 до 3,0 м — при установке  сбоку  от  проезжей части вне населенных пунктов (рисунок В.1а),

от 2,0 до 4,0 м — в населенных пунктах (рисунок В.1б);

- от 0,6 до 1,5 м — при установке на приподнятых направляющих островках, приподнятых островках

безопасности и на проезжей части (на переносных опорах);

- от 5,0 до 6,0 м — при размещении над проезжей частью. Знаки, размещенные на пролетных строе-

ниях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покры-
тия, не должны выступать за их нижний край.

ГОСТ Р 52289—2004

1)

 Здесь и далее указаны номера знаков по ГОСТ Р 52290.


background image

4

ГОСТ Р 52289—2004

Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности до-

рожного покрытия на краю проезжей части.

Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме

случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей:

- знаки приоритета;
- предупреждающие знаки;
- предписывающие знаки;
- знаки особых предписаний;
- запрещающие знаки;
- информационные знаки;
- знаки сервиса.
На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
5.1.9 Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сер-

виса и т. д., а при необходимости — на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м — вне
населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а

отменяющие ограничения и режимы — в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

5.1.10 Установка знаков на обочинах допустима в стесненных условиях (у обрывов, выступов скал,

парапетов и т. п.). Расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно быть
не менее 1 м, а высота установки — от 2 до 3 м (рисунок В.1в).

5.1.11 Знаки, устанавливаемые на разделительной полосе, приподнятых островках безопасности и

направляющих островках или обочине в случае отсутствия дорожных  ограждений  размещают на ударо-
безопасных опорах. Верхний обрез фундамента опоры знака выполняют заподлицо с поверхностью разде-
лительной полосы, приподнятого островка безопасности и направляющего островка, обочины или присып-
ной бермы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.12 В местах проведения работ на дороге и при временных оперативных изменениях организации

движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части, обочинах и раздели-
тельной полосе.

5.1.13 Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и

распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть 50—200 мм.

Знаки на одной опоре, распространяющие свое действие на разные проезжие части одного направ-

ления движения, располагают над соответствующими проезжими частями или максимально приближают к
ним с учетом технических возможностей и требований настоящего стандарта.

5.1.14 В одном  поперечном  сечении  дороги  устанавливают  не более  трех  знаков  без учета

знаков 5.15.2, дублирующих знаков, знаков дополнительной информации.

Знаки, кроме установленных на перекрестках и на остановочных пунктах маршрутных транспортных

средств, располагают вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, в населенных пунктах  — не
менее 25 м друг от друга.

5.1.15 Знаки устанавливают на расстоянии не менее 1 м от проводов электросети высокого напряже-

ния. В пределах охранной зоны высоковольтных линий размещение знаков на тросах-растяжках запреща-
ется.

5.1.16 Типоразмеры знаков по ГОСТ Р 52290 принимают по таблице 1, кроме случаев, оговоренных

настоящим стандартом. При необходимости допускается применять знаки большего типоразмера.

Высоту 

h

n

  прописной буквы на информационных знаках индивидуального проектирования выбирают

в соответствии с таблицей 2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.17 На дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более, а также на автомагистралях

и участках дорог вне населенных пунктов с числом полос четыре и более применяют знаки, изготовленные
с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290.

Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа Б или В,  предпочтительно

применять на кривых в плане с радиусом менее допустимого, на пересечениях с железными дорогами в
одном уровне, пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, участках с расстояниями видимости в
плане (профиле) менее минимальных значений (таблица 3), на мостовых сооружениях с шириной проезжей
части, равной или меньшей ширины проезжей части дороги, и в местах проведения дорожных работ.


background image

5

ГОСТ Р 52289—2004

Т а б л и ц а  1 — Типоразмеры знаков

Типоразмер  знака

по ГОСТ Р 52290

Применение  знаков

вне  населенных  пунктов

в  населенных  пунктах

I

II

III

IV

Дороги с одной полосой

Дороги с двумя и тремя полосами

Дороги  с  четырьмя  и  более  полосами  и

автомагистрали

Дороги  и  улицы  местного  значения,  проез-

ды, улицы и дороги в сельских поселениях

Магистральные  дороги,  кроме  скоростных,

магистральные  улицы

Магистральные  дороги  скоростного  движе-

ния

Места производства ремонтных работ на автомагистралях, опасные участки на других

дорогах  при  обосновании  целесообразности  применения

П р и м е ч а н и е — Классификация дорог вне населенных пунктов — по СНиП 2.05.02 [1]. Классификация

улиц и дорог в населенных пунктах — по СНиП 2.07.01 [2].

Т а б л и ц а  2 — Высота прописной буквы на знаках индивидуального проектирования

Высота  прописной

  буквы 

h

n

,   мм

Знаки  5.23.1,  5.24.1,  5.25,  5.26,  6.9.1,  6.9.2,  6.10.1—6.12,  установленные

75, 100 или 150

150, 200 или 250

200, 250 или 300

300 или 400

400 или 500

Дороги с одной полосой

                              —

Дороги с двумя и тремя полосами

Дороги с четырьмя и более полоса-

ми

Автомагистрали

Дороги и улицы местного значения, проез-

ды, дороги и улицы  в сельских поселениях

Магистральные  дороги,  кроме  скоростных,

магистральные  улицы

Магистральные дороги скоростного движе-

ния

П р и м е ч а н и я
1 Классификация дорог вне населенных пунктов — по СНиП 2.05.02 [1]. Классификация улиц и дорог в насе-

ленных пунктах — по СНиП 2.07.01 [2].

2  Высота  прописной  буквы  на  знаках  6.14.1  и  6.14.2  —  150  мм,  на  знаке  6.16  —  200  мм  вне  населенных

пунктов, 100 мм — в населенных пунктах.

вне  населенных  пунктов

в  населенных  пунктах

Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, предпочтительно при-

менять на дорогах с искусственным освещением вне населенных пунктов и на дорогах в населенных
пунктах с числом полос шесть и более.

Знаки, располагаемые над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м, предпочтительно

изготавливать с применением световозвращающей пленки типа В.

На участках одной дороги с одинаковым числом полос предпочтительно применять знаки, изготов-

ленные с использованием световозвращающей пленки одного типа.

5.2 Предупреждающие знаки

5.2.1 Предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и

приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих
обстановке.


background image

6

ГОСТ Р 52289—2004

5.2.2 Предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1—1.4.6, 1.34.1—1.34.3, устанавливают вне насе-

ленных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии от 50 до 100 м до
начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий види-
мости и возможности размещения.

Допускается устанавливать  предупреждающие знаки на ином расстоянии, указываемом в этом слу-

чае на табличке 8.1.1.

5.2.3 Повторные предупреждающие знаки с табличкой 8.1.1, кроме знаков 1.4.1—1.4.6, допускается

устанавливать между перекрестком и началом опасного участка в случаях, если расстояние между ними
составляет 20—150 м вне населенных пунктов и 20—50 м — в населенных пунктах (рисунок В.2а). Повтор-
ные знаки 1.1, 1.2, 1.5, 1.9, 1.10 устанавливают обязательно.

Предупреждающий знак с табличкой 8.1.3 или 8.1.4 при расстоянии между перекрестком и началом

опасного участка менее 20 м допускается устанавливать на пересекающей дороге на расстоянии 50—60 м
от перекрестка (рисунок В.2б), в этом случае знаки 1.1, 1.2, 1.5, 1.9, 1.10 устанавливают обязательно.

5.2.4 Знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.21, 1.23, 1.25 устанавливают повторно вне населенных пунктов, а

знаки 1.23, 1.25 — и в населенных пунктах. Повторный знак вне населенных пунктов устанавливают на
расстоянии 50—100 м до начала опасного участка, а в населенных пунктах — по 5.2.25 и 5.2.27.

5.2.5 Знаки 1.1 

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» 

и 1.2 

«Железнодорожный  пере-

езд без шлагбаума» 

устанавливают перед всеми железнодорожными переездами, соответственно обору-

дованными или не оборудованными шлагбаумами. Знаки дублируют на дорогах с двумя или более полоса-
ми для движения в одном направлении, а на дорогах с одной полосой, если расстояние видимости переез-
да вне населенных пунктов менее 300 м, а в населенных пунктах — менее 100 м.

При расстоянии между железнодорожными переездами 50 м и менее знаки устанавливают перед

первым переездом, а при расстоянии более 50 м — перед каждым переездом.

5.2.6 Знаки 1.3.1 

«Однопутная железная дорога»

 и 1.3.2 

«Многопутная железная дорога»

 уста-

навливают перед всеми железнодорожными переездами без шлагбаума соответственно через железную
дорогу с одним или двумя и более путями. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки
устанавливают на одной опоре со светофором, а при ее отсутствии — на расстоянии 6—10 м до ближнего
рельса.

5.2.7 Знаки 1.4.1—1.4.6 

«Приближение к железнодорожному переезду»

 устанавливают вне на-

селенных пунктов на дорогах с двумя и более полосами для движения в обоих направлениях перед каж-
дым переездом, а на дорогах  с одной полосой — при расстоянии видимости переезда менее 300 м.

Знаки 1.4.1—1.4.3  устанавливают  с  правой  стороны  дороги,  а  знаки 1.4.4—1.4.6 — с левой. Знаки

1.4.1 и 1.4.4 устанавливают с первым (основным и дублирующим) по ходу движения знаком 1.1 или 1.2,
знаки 1.4.3 и 1.4.6 — с повторным знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 — самостоятельно, на равном
расстоянии между первым и повторным знаком 1.1 или 1.2 (рисунок В.3).

Знаки 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 размещают под знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.2 и 1.4.5 — на высоте,

равной высоте установки знаков 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6.

5.2.8 Знак 1.5 

«Пересечение с трамвайной линией» 

устанавливают перед пересечением дороги с

трамвайными путями вне перекрестка, а также перед перекрестками (площадями), через которые проходят
трамвайные пути, при расстоянии видимости путей менее 50 м.

5.2.9 Знак 1.6 

«Пересечение равнозначных дорог»

 устанавливают на подъездах к перекрестку

равнозначных дорог, с которых расстояние видимости перекрестка вне населенных пунктов менее 150 м, а
в населенных пунктах — менее 50 м.

Знак устанавливают перед перекрестком, на котором отменяют очередность проезда, установленную

знаками приоритета.

5.2.10 Знак 1.7

 «Пересечение с круговым движением»

 устанавливают перед перекрестками, обо-

значенными  знаками 4.3, вне  населенных  пунктов — перед  каждым перекрестком,  в населенных  пунк-
тах — перед перекрестками, расстояние видимости которых менее 50 м, а также  перед перекрестками, на
которых отсутствует искусственное освещение.

5.2.11 Знак 1.8 

«Светофорное регулирование» 

устанавливают вне населенных пунктов перед каж-

дым перекрестком, пешеходным переходом или участком дороги, кроме железнодорожных переездов,
движение на которых регулируется светофорами, в населенных пунктах — при расстоянии видимости све-
тофора менее 100 м, а также перед первым после въезда в населенный пункт перекрестком или пешеход-
ным переходом со светофорным регулированием.

5.2.12 Знак 1.9

 «Разводной мост»

 устанавливают перед всеми разводными мостами и паромными

переправами.


background image

7

ГОСТ Р 52289—2004

5.2.13 Знак 1.10 

«Выезд на набережную»

 устанавливают перед участками дорог, выходящими на

набережную или берег какого-либо водоема. Знак устанавливают независимо от наличия дорожного ограж-
дения.

5.2.14 Знаки 1.11.1 и 1.11.2 

«Опасный поворот»

 устанавливают перед кривыми в плане, на которых

значение коэффициента безопасности

1)

  менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние

видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка доро-
ги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (таблица 3).

Т  а  б  л  и  ц  а    3  —  Минимальное  расстояние  видимости,  обеспечивающее  безопасность  движения  при  данной
скорости

Скорость  движения,  км/ч

120

110

100

90

80

70

60

50

40

30

Минимальное  расстояние

видимости, м:

- встречного автомобиля;

- для остановки перед пре-

пятствием

90

45

110

55

130

75

170

85

200

125

250

150

300

175

350

200

400

225

450

250

П р и м е ч а н и я
1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70 % расчетной скорости, а для эксплу-

атируемых дорог — скорость, которую на данном участке не превышают 85 % транспортных средств.

2 Расстоянием  видимости  встречного  автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты

1,2  м  (уровень  глаз  водителя  легкового  автомобиля)  можно  увидеть  предмет,  находящийся  на  высоте  1,2  м
над  уровнем  проезжей  части.

3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень

глаз  водителя  легкового  автомобиля)  обеспечивает  видимость  любых  предметов  высотой  не  менее  0,2  м,
находящихся  на  середине  полосы  движения.

1)

 Отношение скоростей проезда опасного и предшествующего участков.

5.2.15 Знаки 1.12.1 и 1.12.2 

«Опасные повороты»

 устанавливают перед двумя и более следующи-

ми друг за другом кривыми в плане, если расстояние между ними менее 300 м и если перед первой из них
согласно 5.2.14 должен быть установлен соответственно знак 1.11.1 или 1.11.2.

Расстояние между соседними кривыми в плане определяют между концом и началом следующих

друг за другом кривых — круговых или переходных.

Знаки 1.12.1 и 1.12.2 с табличкой 8.2.1 устанавливают при трех и более следующих друг за другом

кривых в плане.

5.2.16  Знаки 1.13 

«Крутой спуск»

 и 1.14 

«Крутой подъем»

 устанавливают:

- если длина участка дороги на спуске или подъеме больше указанной в таблице 4 при соответствую-

щей величине уклона;

- если на вертикальных выпуклых кривых расстояние видимости встречного автомобиля меньше ука-

занных в таблице 3 при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги.

Т а б л и ц а  4  — Минимальная длина участка дороги на уклоне при
установке знаков 1.13 и 1.14 в зависимости от величины уклона

Уклон,  о/оо  (%)

Длина  участка  дороги  на  уклоне,  м

40 (4)
50 (5)
60 (6)
70 (7)

80 (8) и более

600
450
350
300
270

В случае, если спуски и подъемы

следуют друг за другом, знаки (без таб-
лички 8.1.1) допускается устанавливать
непосредственно перед началом спуска
или подъема.

5.2.17 Знак 1.15 

«Скользкая доро-

га»

 устанавливают перед участками до-

рог, на которых коэффициент сцепления
шины с покрытием, измеренный в соот-
ветствии с ГОСТ 30413, менее 0,4.