Файл: правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ_Р_52289-2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2020

Просмотров: 4087

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

8

ГОСТ Р 52289—2004

5.2.18 Знак 1.16

 «Неровная дорога»

 устанавливают перед участками дорог, имеющими поврежде-

ния  покрытия (выбоины, неплавное сопряжение подходов с мостовыми сооружениями, волнистость и т. п.),
затрудняющие  движение  транспортных  средств  с  разрешенной  Правилами  дорожного движения
скоростью.

5.2.19 Знак 1.17 

«Искусственная неровность»

 устанавливают перед искусственной неровностью

для принудительного снижения скорости.

В случаях,  если  расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не

более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью.

5.2.20 Знак 1.18 

«Выброс гравия»

 устанавливают перед участками дорог, на которых возможен

выброс гравия, щебня и т. п. из-под колес транспортных средств.

5.2.21 Знак 1.19 

«Опасная обочина»

 устанавливают перед участками дорог, на которых состояние

обочин не соответствует ГОСТ Р 50597.

5.2.22 Знаки 1.20.1—1.20.3 

«Сужение  дороги»

  устанавливают  вне населенных пунктов перед

участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается более чем на 0,5 м , а в населенных
пунктах — на одну полосу или более. Вне населенных пунктов знак устанавливают также перед мостовыми
сооружениями и тоннелями, если ширина проезжей части в пределах искусственного сооружения равна
или меньше, чем на подходах к нему, а в населенных пунктах — меньше, чем на подходах к нему.

Знак 1.20.2  не устанавливают в местах окончания полосы разгона и дополнительной полосы на

подъеме.

5.2.23 Знак 1.21 

«Двустороннее движение» 

устанавливают перед участками дороги (проезжей ча-

сти) с двусторонним движением, если им предшествует участок с односторонним движением. Знак уста-
навливают независимо от применения знака 5.6. Допускается не устанавливать знак перед участками до-
рог с односторонним движением протяженностью менее 100 м.

Знак не устанавливают, если дорога, обозначенная знаком 5.5, заканчивается на Т-образном пере-

крестке, перекрестке с круговым движением или на площади.

5.2.24 Знак 1.22 

«Пешеходный переход»

 устанавливают вне населенных пунктов перед всеми не-

регулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах — перед переходами,
расстояние видимости которых менее 150 м.

Знак допускается не устанавливать перед переходами, расположенными на перекрестках.
5.2.25 Знак 1.23 

«Дети»

 устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий дет-

ских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка доро-

ги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90—100 м, повторный — на

расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

5.2.26 Знак 1.24 

«Пересечение с велосипедной дорожкой» 

устанавливают перед расположенны-

ми вне перекрестков пересечениями с велосипедными дорожками, обозначенными знаком 4.4.

5.2.27 Знак 1.25 

«Дорожные работы» 

устанавливают перед участком дороги, в пределах которого

проводятся любые виды работ.

Если работы ведутся на тротуаре или велосипедной дорожке, то знак устанавливают в случае, когда

пешеходы или велосипедисты вынуждены использовать для движения проезжую часть.

Повторный знак 1.25 в населенных пунктах, а вне населенных пунктов — в стесненных условиях

устанавливают непосредственно у начала участка проведения работ, при этом за начало участка следует
принимать первое по ходу движения направляющее или ограждающее устройство или временную  дорож-
ную разметку, отклоняющую транспортный поток перед опасным участком.

При проведении краткосрочных работ (профилактического осмотра колодцев подземных инженерных

сетей, уборки проезжей части и т. п.) допускается установка одного знака без таблички 8.1.1 на переносной
опоре на расстоянии 10—15 м от места  проведения работ.

Если перед  участком дороги, на котором проводят дорожные работы, применяют и другие знаки,

знак 1.25 устанавливают первым по ходу движения, кроме случаев применения вне населенных пунктов
знака 6.19.1.

5.2.28 Знак 1.26 

«Перегон скота»

 устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль скот-

ных дворов, ферм и т. п., а также перед местами постоянного перегона скота через дорогу.

5.2.29 Знак 1.27 

«Дикие животные»

 устанавливают перед участками дорог, проходящими по терри-

тории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов, и другими участками дорог, если на них воз-
можно появление диких животных, и применяют с табличкой 8.2.1.


background image

9

ГОСТ Р 52289—2004

5.2.30 Знак 1.28 

«Падение камней»

 устанавливают перед участками дорог, проезжая часть которых

не защищена от возможных обвалов, оползней, снежных лавин и камнепадов.

5.2.31 Знак 1.29 

«Боковой ветер»

 устанавливают перед участками дорог, проходящими по горным

перевалам, высоким насыпям, мостам, путепроводам, вдоль ущелий и рек и т. п., на которых возможен
сильный боковой ветер.

5.2.32 Знак 1.30

 «Низколетящие самолеты»

 устанавливают перед проходящими вблизи аэродро-

мов участками дорог, над которыми самолеты или вертолеты пролетают на небольшой высоте.

5.2.33 Знак 1.31

 «Тоннель»

 устанавливают перед тоннелями, в которых отсутствует искусственное

освещение,  а также перед тоннелями, въездные порталы которых из-за рельефа местности видны с рас-
стояния менее 150 м.

Знак 1.31 с табличкой 8.2.1 применяют, если при въезде в тоннель не виден его противоположный

конец.

5.2.34 Знак 1.32

 «Затор»  

применяют  в качестве временного в случае возникновения затора на

участке дороги или на знаках с изменяемым изображением и устанавливают перед перекрестком, откуда
возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор.

5.2.35 Знак 1.33

 «Прочие опасности» 

устанавливают перед опасными  участками дорог, вид опасно-

сти на которых не предусмотрен предупреждающими знаками по ГОСТ Р 52290.

5.2.36 Знаки 1.34.1 и 1.34.2

 «Направление поворота»

 устанавливают на участках дорог с кривой в

плане малого радиуса, если при приближении к кривой определение направления поворота затруднено.

Знаки устанавливают  с внешней стороны кривой на продолжении оси полосы (полос), по которой

осуществляется движение к повороту.

На перекрестке с круговым движением знак 1.34.1 устанавливают на центральном островке, напротив

соответствующего въезда. Допускается не устанавливать знак при наличии искусственного освещения
перекрестка.

Знаки с двумя стрелами допускается устанавливать в стесненных условиях.
Знаки с одной стрелой устанавливают на протяжении одной кривой, число их должно быть не менее

четырех, а расстояние между ними — не более 20 м.

Знаки устанавливают на высоте от 1,5 до 2,0 м.
5.2.37 Знак 1.34.3 

«Направление поворота»

 устанавливают на Т-образных перекрестках  и раз-

ветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении.

На Т-образных перекрестках знак устанавливают напротив дороги, не имеющей продолжения, на

разветвлениях дорог — непосредственно за местом, где разветвляются проезжие части дорог.

Знак с двумя стрелами допускается устанавливать в стесненных условиях.
Знак устанавливают на высоте 1,5—2,0 м.
5.2.38 Знаки 1.34.1—1.34.3 допускается применять в местах производства дорожных работ для до-

полнительного указания направления объезда огороженного участка. Знаки в этом случае допускается
размещать на ограждающих устройствах.

5.3 Знаки приоритета

5.3.1 Знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений

отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.

5.3.2 Знак 2.1 

«Главная дорога»

 устанавливают в начале участка дороги с преимущественным пра-

вом проезда нерегулируемых перекрестков.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед

нерегулируемыми  перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересе-
кающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350

350 мм.

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне

перед примыканием второстепенной дороги к главной.

Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет

направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с
табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов — предварительно на рас-
стоянии 150—300 м до перекрестка и перед перекрестком (рисунок В.4а).

На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями

проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.

5.3.3 Знак 2.2

 «Конец главной дороги»

 устанавливают в конце участка дороги, где она утрачивает

статус главной.

2*


background image

10

ГОСТ Р 52289—2004

Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой

предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунк-
тов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2,
в населенных  пунктах — за 25 м  от перекрестка  либо  со  знаком 2.4 или 2.5.  Вне  населенных  пунктов
знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах — предвари-
тельно с табличкой 8.1.1 на расстоянии 50—100 м до основного знака (рисунок В.4б).

5.3.4 Знаки 2.3.1 

«Пересечение с второстепенной дорогой», 

2.3.2—2.3.7 

«Примыкание второ-

степенной дороги» 

устанавливают вне населенных пунктов перед  всеми перекрестками на дорогах,

обозначенных знаком 2.1. Знаки не устанавливают перед перекрестками со сложной планировкой и перед
перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление. Знаки 2.3.4—2.3.7 должны быть уста-
новлены, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляет менее 60°.

Вне населенных пунктов знаки 2.3.1—2.3.7 устанавливают на расстоянии 150—300 м, в населенных

пунктах — на расстоянии  50—100 м  до  перекрестка. При необходимости допускается устанавливать
знаки 2.3.1—2.3.7 на ином расстоянии, указываемом в этом случае на табличке 8.1.1.

5.3.5 Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1—2.3.7 перед съездами пересечений дорог в

разных уровнях,  а  также  перед примыканиями к дороге с твердым покрытием дорог с грунтовым покры-
тием, перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные призна-
ки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих
по главной дороге в светлое и темное время суток.

5.3.6 Знак 2.4 

«Уступите дорогу»

 применяют для указания того, что водитель должен уступить доро-

гу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — транс-
портным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по

которой  знаками 2.1  или  2.3.1—2.3.7  предоставлено  преимущественное  право проезда данного пере-
крестка, а также перед выездами на автомагистраль.

Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога

изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13.

Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в

местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неодноз-
начно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и
темное время суток.

Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за

исключением грунтовых дорог, на расстоянии 150—300 м до перекрестка, если перед перекрестком уста-
новлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5.

При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда пере-

крестков знак устанавливают перед началом этой полосы.

5.3.7 Знак 2.5 

«Движение без остановки запрещено»

 применяют для указания водителю остано-

виться и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии
таблички 8.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак 2.5 устанавливают вместо знака 2.4, если не обеспечена видимость транспортных средств,

приближающихся по пересекаемой дороге.

Знак устанавливают перед железнодорожными переездами без дежурного, не оборудованными све-

тофорами, на расстоянии 10 м до ближнего рельса в случаях, если на удалении 50 м от ближайшего рельса
расстояние видимости поезда менее значения, указанного в таблице 5.

Т  а  б  л  и  ц  а    5  —  Минимальное  расстояние  видимости  поезда  из  транспортного  средства,  обеспечивающее
безопасность  движения

Скорость  движения  поезда,  км/ч

25  и  менее

26—40

41—80

81—120

121—140

Расстояние  видимости,  м,

не  менее

500

400

250

150

100

П р и м е ч а н и я
1 За скорость движения принимают максимальную скорость поезда, установленную на подходах к пере-

езду.

2 При проектировании вновь строящихся и реконструируемых дорог на переездах водителю автомоби-

ля,  находящемуся  на  расстоянии  для  остановки  перед  переездом  не  менее  указанного  в  таблице  3,  должна
быть  обеспечена  видимость  приближающегося  к  переезду  поезда,  который  находится  на  расстоянии  не  ме-
нее 400 м от переезда.


background image

11

ГОСТ Р 52289—2004

Временный  знак 2.5  допускается  устанавливать  перед  переездами при проведении работ на

переезде.

При установке  знака 2.5  перед  железнодорожным  переездом предварительный знак 2.4 с таблич-

кой 8.1.2 не устанавливают.

5.3.8 Знаки 2.3.1—2.3.7, 2.4, 2.5 допускается применять для обозначения отдельных перекрестков,

на которых необходимо установить очередность проезда, отличную от очередности проезда перекрестка
равнозначных дорог. В случаях изменения направления главной дороги на перекрестке на главной дороге
перед перекрестком устанавливают знак 2.1 с табличкой 8.13, а за перекрестком — знак 2.2.

5.3.9. На регулируемых перекрестках знаки 2.1, 2.4, 2.5 следует размещать в непосредственной

близости от основного светофора, предпочтительно на опоре светофора.

5.3.10 Знаки 2.6 

«Преимущество встречного движения»

 и 2.7 

«Преимущество перед встреч-

ным движением»

 применяют для организации движения в местах, где невозможен  или опасен встречный

разъезд транспортных средств (узкие участки дорог, мостовые сооружения, тоннели и т. п.), при интенсив-
ности движения, обеспечивающей саморегулирование встречного разъезда, и видимости всего участка и
противоположного въезда на него с каждого конца узкого участка дороги.

Знаки устанавливают перед мостовыми сооружениями, по которым осуществляется двустороннее

движение при ширине проезжей части менее 6 м.

На участках дорог с продольным уклоном преимущество предоставляется транспортным средствам,

которые движутся на подъем.

Знаки устанавливают непосредственно перед узким участком дороги  с  его противоположных кон-

цов, при  этом  знак 2.6  с  табличкой 8.1.1  размещают  и  предварительно  на  одной  опоре с одним  из
знаков 1.20.1—1.20.3.

5.4 Запрещающие знаки

5.4.1 Запрещающие знаки применяют для введения ограничений движения или их отмены и устанав-

ливают по 5.1.9.

5.4.2 Знак 3.1 

«Въезд запрещен»

* устанавливают:

- на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения

транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделен-
ными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей
части с односторонним движением;

- на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстре-

чу общему потоку;

- для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств,

площадках отдыха, автозаправочных станциях и т. п.;

- для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги.
Знак, запрещающий выезд на отдельную полосу, устанавливают с табличкой 8.14.
Знак на однополосных съездах пересечений в разных уровнях, по которым осуществляется односто-

роннее движение, допускается располагать слева.

Если основной знак устанавливают на участке дороги между перекрестками, в начале участка разме-

щают предварительный знак 3.1 с табличкой 8.1.1.

Не допускается применять знак 3.1 с табличками 8.3.1—8.3.3 и 8.4.1—8.4.8.
5.4.3 Знак 3.2

 «Движение запрещено»

* применяют для запрещения движения всех транспортных

средств на отдельных участках дорог.

5.4.4 Знак 3.3 

«Движение механических транспортных средств запрещено»

* применяют для

запрещения движения всех механических транспортных средств.

5.4.5 Знак 3.4 

«Движение грузовых автомобилей запрещено»

* применяют для  запрещения дви-

жения грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой бо-
лее 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на
знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Действие знака не распространяется на автомобили, предназначенные для перевозки людей.
5.4.6 Знак 3.5

 «Движение мотоциклов запрещено»

* применяют для запрещения движения мото-

циклов, знак 3.6

 «Движение тракторов запрещено»

* — для запрещения движения тракторов и самоход-

ных машин, знак 3.7 

«Движение с прицепом запрещено»

* — для запрещения движения грузовых авто-

* Здесь и далее действие знаков — по 5.4.30 и 5.4.31.


background image

12

ГОСТ Р 52289—2004

мобилей и тракторов с прицепами или полуприцепами любого типа, а также всякой  буксировки механичес-
ких  транспортных  средств,  знак  3.8 

«Движение  гужевых  повозок  запрещено»

*  —  для  запрещения

движения гужевых повозок (саней), животных под седлом или вьюком, а также прогона скота, знак 3.9

«Движение на велосипедах запрещено»

 — для запрещения движения на велосипедах и мопедах.

5.4.7 Знак 3.10 

«Движение пешеходов запрещено»

 устанавливают в местах, где движение пеше-

ходов недопустимо по условиям их безопасности (искусственные сооружения, не имеющие тротуаров,
ремонтируемые участки дорог и т. п.). Знак устанавливают на той стороне дороги, на которой вводят запре-
щение.

Знак допускается применять для запрещения перехода на регулируемых перекрестках, где какие-

либо направления  движения пешеходов запрещены. Знак устанавливают на краю тротуара лицевой сторо-
ной к пешеходам, движение которых следует запретить.

5.4.8 Знак 3.11 

«Ограничение массы»

 применяют для запрещения движения транспортных средств,

в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на
знаке.

Значение допустимой массы, указываемой на знаке, установленном перед мостовым сооружением

(мосты,  путепроводы и т. п.), определяют с учетом грузоподъемности сооружения по результатам специ-
альных обследований и испытаний.

Значение допустимой массы на знаке, установленном перед ледовой переправой, определяют с уче-

том несущей способности льда по результатам обследований и испытаний.

5.4.9 Знак 3.12 

«Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» 

применя-

ют для запрещения движения транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на
любую ось,  больше указанной на знаке.

Знак 3.12 с табличкой 8.20.1 или 8.20.2 применяют для запрещения движения транспортных средств,

у которых фактическая масса, приходящаяся на любую из осей тележки, больше указанной на знаке.

Значение допустимой массы, указываемой на знаке, определяют по фактической несущей способно-

сти дорожной одежды и элементов мостового сооружения в данный период времени по результатам обсле-
дований.

5.4.10  Знак  3.13 

«Ограничение  высоты»

  применяют  для  запрещения  движения  транспортных

средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

Знак устанавливают  в случаях, если расстояние от поверхности дорожного покрытия до низа пролет-

ного строения искусственного сооружения, инженерных коммуникаций и т. п. менее 5 м.

Высота, указываемая на знаке, должна быть меньше фактической на 0,2—0,4 м для инженерных

коммуникаций, на 0,3 и 0,4 м — для путепроводов, по которым проходят соответственно автомобильная и
железная дороги. Разницу между фактической и указываемой высотой допускается увеличивать в зависи-
мости от ровности дорожного покрытия.

Повторный знак 3.13 допускается устанавливать на пролете искусственного сооружения, а при нали-

чии перед ним габаритных ворот — на воротах.

5.4.11  Знак  3.14

  «Ограничение  ширины»

  применяют  для  запрещения  движения  транспортных

средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

Знак устанавливают перед проездом, если его ширина в тоннеле, между опорами мостового соору-

жения и т. п. менее 3,5 м.

Ширина, указываемая на знаке, должна быть меньше фактической на 0,2 м.
Повторный знак 3.14 допускается устанавливать на пролете или опоре искусственного сооружения.
5.4.12 Знак 3.15 

«Ограничение длины»

 применяют для запрещения движения транспортных средств

(составов транспортных средств), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на
знаке, на участках дорог с узкой проезжей частью, тесной застройкой, крутыми поворотами и т. п., где их
движение или разъезд со встречными транспортными средствами затруднены.

5.4.13 Предварительные знаки 3.11—3.15 с табличкой 8.1.1 устанавливают за перекрестком в начале

участка дороги, на котором основными знаками 3.11—3.15 введены соответствующие ограничения.

5.4.14 Знак 3.16 

«Ограничение минимальной дистанции»

* применяют для запрещения движения

транспортных средств с дистанцией между ними менее указанной на знаке (на мостовых сооружениях с
пролетами ограниченной грузоподъемности, на ледовых переправах, в тоннелях и т. п.).

5.4.15 Знак 3.17.1 

«Таможня»

 применяют для запрещения проезда  без остановки на контрольно-

пропускном пункте таможни.