ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2020
Просмотров: 8135
Скачиваний: 12
7.10.40.
Средняя
точка
серии
электролизеров
не
должна
иметь
глухого
заземления
.
Допускается
использование
нейтрали
серии
для
устройств
контроля
изоляции
,
не
создающих
в
нормальном
режиме
глухой
связи
нейтрали
с
землей
.
7.10.41.
1
Между
токоведущими
частями
в
проходах
между
рядами
электролизеров
(
не
отгороженных
один
от
другого
)
расстояние
должно
быть
не
менее
1,2
м
при
максимально
возможном
напряжении
между
ними
до
65
В
и
не
менее
1,5
м
-
при
напряжении
свыше
65
В
.
Проходы
между
продольным
рядом
ванн
и
стеной
,
между
торцевыми
ваннами
и
стеной
должны
быть
шириной
не
менее
2,5
м
.
Допускается
местное
сужение
до
1,5
м
проходов
между
ваннами
и
колоннами
здания
и
стойками
эстакад
,
несущих
токопроводы
или
материалопроводы
,
при
условии
обязательного
покрытия
колонн
и
стоек
в
проходе
на
высоту
не
менее
2,5
м
от
пола
электроизоляционным
листовым
материалом
,
например
пластиковыми
листами
на
сварке
.
1
Если
требования
,
приведенные
в
7.10.41
,
на
реконструируемых
установках
выполнить
невозможно
,
то
заземленные
коммуникации
и
оборудование
следует
покрыть
изоляционными
материалами
или
изолирующими
кожухами
из
винипласта
,
стеклопластика
и
т
.
п
.
От
токопроводов
электролизеров
и
других
токоведущих
частей
до
заземленного
технологического
оборудования
и
арматуры
светильников
расстояние
должно
быть
не
менее
2,5
м
.
Электролизные
установки
получения
водорода
(
водородные
станции
)
7.10.42.
Электролизеры
водородных
станций
должны
быть
оборудованы
следующей
электрической
защитой
:
от
однополюсных
замыканий
на
землю
,
кроме
электролизеров
,
у
которых
крайний
электрод
или
корпус
крайней
ячейки
по
конструкции
заземлен
,
например
,
через
газоотделитель
;
от
межполюсных
коротких
замыканий
;
от
обратных
токов
при
применении
двигателей
-
генераторов
(
на
реконструируемых
установках
).
7.10.43.
Электролизеры
водородных
станций
,
работающие
под
напряжением
свыше
250
В
по
отношению
к
земле
,
должны
иметь
по
периметру
сетчатое
ограждение
.
7.10.44.
Вокруг
электролизера
водородных
станций
должны
быть
уложены
диэлектрические
коврики
(
дорожки
).
7.10.45.
На
водородных
станциях
расстояния
между
электролизерами
,
а
также
между
электролизерами
и
стенами
помещения
должны
соответствовать
указанным
в
7.10.41
.
Между
оборудованием
должны
предусматриваться
следующие
проходы
:
основные
-
шириной
не
менее
1,5
м
по
фронту
обслуживания
машин
(
компрессоров
,
насосов
и
т
.
п
.)
и
аппаратов
,
имеющих
арматуру
и
контрольно
-
измерительные
приборы
;
для
малогабаритного
оборудования
(
с
шириной
и
высотой
до
0,8
м
)
допускается
уменьшать
ширину
прохода
до
1
м
;
для
возможности
обслуживания
со
всех
сторон
(
если
в
этом
есть
необходимость
)
между
оборудованием
,
а
также
между
оборудованием
и
стенами
помещений
-
шириной
не
менее
1
м
;
для
осмотра
и
периодической
проверки
и
регулировки
оборудования
и
приборов
-
шириной
не
менее
0,8
м
.
Нормируемая
минимальная
ширина
проходов
должна
обеспечиваться
между
наиболее
выступающими
(
на
высоте
менее
2
м
)
частями
оборудования
с
учетом
фундаментов
,
изоляции
,
ограждения
и
т
.
п
.
Электролизные
установки
получения
хлора
7.10.46.
В
установках
электролиза
поваренной
соли
ртутным
,
мембранными
и
диафрагменными
методами
,
а
также
при
электролизе
соляной
кислоты
должны
обеспечиваться
:
возможность
аварийного
ручного
отключения
питания
электроэнергией
электролизеров
в
соответствии
с
7.10.36
,
а
также
из
помещения
пульта
управления
и
машинистом
хлорных
компрессоров
при
их
остановке
;
автоматическое
отключение
электродвигателей
хлорных
и
водородных
компрессоров
при
всех
методах
электролиза
,
кроме
электродвигателей
хлорных
компрессоров
при
ртутном
методе
электролиза
,
при
внезапном
отключении
выпрямленного
тока
,
питающего
электролизеры
(
с
выдержкой
2-3
с
после
отключения
тока
);
автоматическое
отключение
(
с
выдержкой
до
3
мин
)
электродвигателей
хлорных
компрессоров
при
ртутном
методе
электролиза
с
одновременным
включением
системы
аварийного
поглощения
хлора
;
автоматическое
отключение
системой
блокирования
с
выдержкой
3-5
с
выпрямителей
,
питающих
электролизеры
,
для
всех
методов
электролиза
при
внезапной
остановке
всех
электродвигателей
хлорных
компрессоров
,
если
в
течение
указанного
периода
не
произойдет
самозапуск
,
а
также
при
остановке
группы
электродвигателей
ртутных
насосов
(
число
электродвигателей
в
группе
определяется
в
каждом
конкретном
случае
)
с
одновременным
включением
системы
аварийного
поглощения
хлора
из
системы
и
одновременной
подачей
сигнала
в
зал
электролиза
,
помещение
компрессоров
и
щита
КИПиА
;
автоматическое
отключение
выпрямителя
электролизной
установки
при
повышении
давления
газа
хлора
во
всасывающем
коллекторе
компрессора
сверх
установленного
предела
;
сигнализация
в
зал
электролиза
,
в
помещение
щита
КИПиА
и
на
преобразовательную
подстанцию
при
внезапном
отключении
одного
из
нескольких
работающих
хлорных
компрессоров
;
сигнализация
в
зал
электролиза
и
помещение
щита
КИПиА
при
остановке
электродвигателей
ртутного
насоса
или
прекращении
циркуляции
ртути
в
электролизерах
с
ртутным
катодом
.
7.10.47.
В
основных
производственных
помещениях
,
кроме
сети
общего
освещения
,
должна
предусматриваться
стационарная
сеть
местного
освещения
напряжением
до
50
В
,
питаемая
от
сети
общего
освещения
через
разделительный
трансформатор
.
Установки
электролиза
магния
7.10.48.
Электрическую
изоляцию
,
кроме
указанной
в
7.10.23
-
7.10.24
,
должны
иметь
следующие
элементы
:
оболочки
электролизеров
и
трубопроводов
катодного
и
анодного
отсосов
-
от
земли
и
строительных
конструкций
;
полы
корпуса
,
полы
и
колонны
подвала
,
а
также
рабочие
площадки
,
другие
железобетонные
или
металлические
строительные
конструкции
-
от
земли
;
части
трубопроводов
сжатого
воздуха
и
вакуума
-
от
земли
,
один
от
другого
и
от
электролизеров
;
кабели
и
аппаратура
-
от
каркаса
,
на
котором
установлены
трансформаторы
;
рабочие
площадки
у
электролизеров
(
помимо
упомянутой
выше
электрической
изоляции
от
земли
)
должны
быть
покрыты
диэлектрическим
листовым
материалом
.
7.10.49.
Расположение
электролизеров
в
установках
,
сооружаемых
вновь
,
как
правило
,
должно
приниматься
центральное
с
двумя
проездами
со
стороны
продольных
стен
.
7.10.50.
Проезды
в
залах
электролиза
должны
быть
шириной
:
при
наличии
двух
проездов
со
стороны
продольных
стен
-
не
менее
4,5
м
;
при
наличии
одного
проезда
между
продольными
рядами
электролизеров
-
не
менее
5,5
м
.
В
обоих
случаях
должен
обеспечиваться
свободный
проход
шириной
не
менее
1
м
между
транспортным
средством
и
стеной
корпуса
или
установленным
оборудованием
.
7.10.51.
Проход
между
продольным
рядом
электролизеров
и
стеной
при
наличии
одного
проезда
должен
быть
шириной
не
менее
2
м
.
7.10.52.
Между
токопроводами
двух
рядов
электролизеров
расстояние
должно
быть
не
менее
4
м
.
Установки
электролиза
алюминия
7.10.53.
Электрическую
изоляцию
от
земли
,
дополнительно
к
указанным
в
7.10.23
-
7.10.24
,
должны
иметь
следующие
конструкции
:
фундаменты
электролизеров
и
подземные
каналы
;
опорные
колонны
электролизеров
и
междуэтажного
перекрытия
.
7.10.54.
Металлические
перекрытия
поперечных
каналов
токопроводов
в
корпусах
электролиза
должны
иметь
электрическую
изоляцию
,
а
на
участках
между
смежными
электролизерами
эти
перекрытия
должны
иметь
электроизолирующие
вставки
.
Металлические
перекрытия
продольных
проемов
и
каналов
токопроводов
должны
иметь
электрическую
изоляцию
от
этих
проемов
и
каналов
,
а
на
участках
между
смежными
электролизерами
должны
иметь
электроизолирующие
вставки
.
7.10.55.
Металлические
перекрытия
проемов
и
каналов
токопроводов
у
электролизеров
должны
иметь
потенциал
катода
электролизера
.
7.10.56.
Напольные
вентиляционные
решетки
в
корпусах
электролиза
и
электролитического
рафинирования
алюминия
следует
укладывать
на
электроизоляционные
основания
.
7.10.57.
Металлические
переплеты
в
окнах
и
аэрационных
шахтах
допускается
устанавливать
на
высоте
не
менее
3
м
от
уровня
пола
в
одноэтажных
и
второго
этажа
в
двухэтажных
корпусах
.
7.10.58.
Торцы
первого
этажа
в
двухэтажных
корпусах
электролиза
и
электролитического
рафинирования
алюминия
должны
быть
ограждены
металлической
сеткой
,
электрически
изолированной
от
строительных
конструкций
,
или
перегородкой
из
неэлектропроводных
материалов
на
высоту
не
менее
1,7
м
от
уровня
земли
.
В
ограждении
должны
быть
ворота
или
двери
,
запираемые
замком
.
7.10.59.
Корпуса
электролиза
должны
иметь
вдоль
наружных
стен
аэрационные
проемы
,
закрытые
на
высоту
не
менее
1,7
м
от
уровня
земли
надежно
заземленными
металлическими
сетками
,
которые
не
должны
затруднять
вентиляцию
корпуса
.
7.10.60.
Лестницы
на
второй
этаж
и
площадки
второго
этажа
,
а
также
перильные
ограждения
второго
этажа
в
двухэтажных
корпусах
электролиза
должны
выполняться
из
неэлектропроводных
материалов
.
Допускается
изготовление
перил
и
лестниц
из
металла
с
покрытием
пластиком
или
другими
электроизоляционным
материалами
.
7.10.61.
Между
выступающими
частями
электролизеров
при
их
продольном
расположении
расстояние
должно
быть
не
менее
0,7
м
.
Это
расстояние
между
торцами
электролизеров
может
быть
уменьшено
до
пределов
,
допускаемых
конструкцией
электролизеров
,
если
нахождение
людей
в
указанной
зоне
исключено
.
7.10.62.
Между
стенками
продольных
каналов
токопроводов
(
проемов
)
в
центральном
проходе
корпуса
расстояние
должно
быть
не
менее
3,5
м
.
7.10.63.
Металлические
трубопроводы
сжатого
воздуха
и
вакуума
,
а
также
магистральные
металлические
газоходы
системы
верхнего
газоотсоса
для
электролизеров
с
боковым
токоподводом
и
обожженными
анодами
,
проложенные
вдоль
корпуса
,
должны
иметь
электроизоляционные
вставки
через
каждые
40
м
.
Магистральные
металлические
газоходы
от
электролизеров
с
верхним
анодным
токоподводом
должны
иметь
перед
входом
в
подземный
канал
две
последовательно
установленные
электроизоляционные
вставки
.
7.10.64.
Газоотсосные
патрубки
электролизеров
должны
иметь
электрическую
изоляцию
от
магистральных
газоотсосных
трубопроводов
.
7.10.65.
Газоотсосные
патрубки
электролизеров
с
подземной
системой
газоотсоса
должны
иметь
электрическую
изоляцию
от
строительных
конструкций
.
7.10.66.
У
электролизеров
с
боковым
токоподводом
и
с
самообжигающимся
анодом
должны
иметь
электрическую
изоляцию
:
катодный
кожух
-
от
фундамента
или
от
опорных
строительных
конструкций
;
металлоконструкции
электролизеров
-
от
анода
и
от
катодного
кожуха
;
шторные
укрытия
-
от
катодного
кожуха
;
анодные
пакеты
шин
-
от
металлоконструкций
;
крюки
для
временной
подвески
анода
-
от
металлоконструкций
или
же
должен
быть
узел
электрической
изоляции
непосредственно
на
переносных
тягах
для
временной
подвески
анода
при
перетяжке
анодной
рамы
.
7.10.67.
У
электролизеров
с
обожженными
анодами
должны
быть
электроизолированы
:
катодный
кожух
-
от
фундамента
или
опорных
строительных
конструкций
;
металлоконструкции
анодной
части
-
от
катодного
кожуха
;
металлоконструкции
,
установленные
на
специальных
опорах
, -
от
этих
опор
,
опоры
-
от
земли
(
опоры
должны
быть
электрически
соединены
с
катодным
кожухом
);
домкраты
механизма
подъема
анодов
и
анодного
токоподвода
-
от
анодной
рамы
;
укрытия
-
от
катодного
кожуха
.
7.10.68.
У
электролизеров
с
верхним
токоподводом
и
с
самообжигающимся
анодом
должны
иметь
электрическую
изоляцию
:
катодный
кожух
-
от
фундамента
или
опорных
строительных
конструкций
;
домкраты
основного
механизма
подъема
-
от
специальных
опор
(
при
их
установке
на
специальные
опоры
),
специальные
опоры
-
от
земли
(
опоры
должны
быть
электрически
соединены
с
катодным
кожухом
);
домкраты
вспомогательного
механизма
подъема
анода
-
от
анодного
кожуха
.
7.10.69.
Система
электроизоляции
в
корпусах
электролиза
должна
исключать
наличие
потенциала
«
земля
»
в
ремонтных
зонах
напольных
рельсовых
машин
и
местах
загрузки
их
сырьем
до
уровня
подкрановых
балок
1
.
1
ПБ
11-149-97
(
п
. 2.5.42).
7.10.70.
Рельсы
для
напольных
рельсовых
машин
должны
иметь
электроизоляционные
вставки
на
участках
между
электролизерами
.
Участки
должны
иметь
потенциал
катода
соответствующего
электролизера
,
а
на
участках
ремонтных
зон
-
потенциал
крайнего
в
ряду
электролизера
.
У
напольной
рельсовой
машины
должны
быть
электроизолированы
:
ходовые
колеса
-
от
металлоконструкций
;
привод
ходовых
колес
-
от
металлоконструкций
;
механизм
продавливания
корки
электролита
-
от
металлоконструкций
;
соединительное
устройство
аэрожелоба
или
монжусных
труб
-
от
металлоконструкций
машины
и
соприкасающихся
с
ними
элементов
корпуса
электролизера
;
аэрожелоб
и
монжусные
трубы
-
от
металлоконструкций
;
трубопроводы
-
от
металлоконструкций
в
месте
перехода
их
в
исполнительный
орган
механизма
продавливания
корки
электролита
;
стыковочное
устройство
машины
-
от
металлоконструкций
корпуса
,
число
ступеней
изоляции
должно
быть
не
менее
трех
;
выдвижной
конвейер
для
загрузки
машины
анодной
массой
-
от
металлоконструкций
корпуса
,
число
ступеней
изоляции
должно
быть
не
менее
трех
.
7.10.71.
Подкрановые
пути
в
корпусах
электролиза
алюминия
должны
быть
заземлены
.
Сопротивление
заземляющих
устройств
не
должно
превышать
4
Ом
.
7.10.72.
Электробезопасность
при
ремонтах
электролизеров
должна
обеспечиваться
системой
аварийной
сигнализации
,
срабатывающей
при
потенциале
электролизера
по
отношению
к
земле
свыше
50
В
и
при
замыкании
на
землю
главных
цепей
выпрямленного
тока
на
других
участках
серии
.
7.10.73.
Нейтраль
в
электроустановках
напряжением
до
1
кВ
переменного
тока
в
корпусах
электролиза
может
быть
как
изолированная
,
так
и
глухозаземленная
.
Отключение
при
первом
замыкании
в
электроустановках
напряжением
до
1
кВ
с
изолированной
нейтралью
в
корпусах
электролиза
в
соответствии
с
требованиями
технологии
недопустимо
.
Для
таких
электроустановок
должен
быть
предусмотрен
контроль
изоляции
с
действием
на
сигнал
.
Звуковой
и
световой
сигналы
о
снижении
изоляции
ниже
заданного
значения
должны
передаваться
в
помещения
с
постоянным
пребыванием
обслуживающего
персонала
.
Световой
сигнал
должен
указывать
магистраль
,
на
которой
произошло
снижение
изоляции
.
Электродвигатели
,
расположенные
на
изолированной
от
земли
анодной
раме
электролизера
,
должны
иметь
надежное
электрическое
соединение
болтами
их
корпусов
с
металлоконструкцией
,
на
которой
они
установлены
.
При
этом
специальный
проводник
,
соединяющий
корпус
электродвигателя
с
металлоконструкцией
для
его
установки
,
не
требуется
.
Эти
двигатели
могут
иметь
нормальную
изоляцию
и
должны
присоединяться
к
трансформатору
общего
назначения
с
изолированной
нейтралью
через
групповые
разделительные
трансформаторы
с
напряжением
вторичной
обмотки
до
220
В
,
в
остальном
должны
выполняться
требования
,
приведенные
в
7.10.18
.
7.10.74
.
Электроприемники
мостовых
кранов
и
напольно
-
рельсовых
машин
должны
присоединяться
к
трансформатору
общего
назначения
с
изолированной
нейтралью
.
7.10.75.
Пусковая
аппаратура
и
аппаратура
управления
механизмами
установок
электролиза
,
по
возможности
,
должна
располагаться
в
специальных
электротехнических
помещениях
.
При
размещении
такой
аппаратуры
в
шкафах
у
электролизеров
металлические
конструкции
шкафов
должны
иметь
электрическую
изоляцию
от
пола
и
других
строительных
элементов
,
исключающую
возможность
попадания
потенциала
«
земля
»
на
корпус
шкафа
.
7.10.76.
В
двухэтажных
корпусах
электролиза
алюминия
допускается
устройство
специальных
сварочных
магистралей
для
сварки
выпрямленным
током
путем
отбора
электроэнергии
от
работающих
электролизеров
.
Использование
таких
магистралей
для
электрической
сварки
заземленных
конструкций
не
допускается
,
за
исключением
электросварочных
работ
при
капитальном
ремонте
электролизеров
.
7.10.77.
Сварочные
магистрали
для
отбора
электроэнергии
от
главного
токопровода
выпрямленного
тока
должны
быть
секционированы
.
Электротехнические
устройства
для
присоединения
сварочных
трансформаторов
(
подключительные
пункты
)
должны
быть
изолированы
от
строительных
конструкций
и
присоединяться
к
силовой
сети
с
изолированной
нейтралью
через
разделительный
трансформатор
.
7.10.78.
Металлические
трубопроводы
,
проложенные
вдоль
корпусов
электролиза
на
высоте
менее
3,5
м
,
должны
иметь
электроизоляционные
вставки
через
каждые
4
электролизера
,
а
расположенные
вертикально
или
поперек
электролизных
серий
-
через
каждые
3
м
.
Установки
электролитического
рафинирования
алюминия
7.10.79.
Между
торцами
соседних
в
ряду
электролизеров
расстояние
должно
быть
не
менее
1
м
,
а
между
выступающими
частями
-
не
менее
0,6
м
.
Если
между
торцами
соседних
в
ряду
электролизеров
не
предусматривается
нахождение
людей
,
расстояние
между
торцами
может
быть
сокращено
до
пределов
,
допускаемых
конструкцией
электролизеров
.
7.10.80.
У
электролизеров
должны
иметь
электрическую
изоляцию
:
оболочка
-
от
земли
,
строительных
конструкций
,
анодных
блюмов
и
металлических
конструкций
электролизера
;
пакет
анодных
шин
-
от
домкратов
подъемного
механизма
анода
.
Электролизные
установки
ферросплавного
производства
7.10.81.
Сборные
баки
для
электролита
и
вентиляционные
воздуховоды
электролизных
установок
ферросплавного
производства
,
выполненные
из
металла
,
должны
быть
заземлены
.
Электролизные
установки
никель
-
кобальтового
производства
7.10.82.
Электролизные
ванны
никель
-
кобальтового
производства
должны
быть
укрыты
и
снабжены
местными
отсосами
. (
Необходимая
степень
укрытия
определяется
при
проектировании
.)
Для
загрузки
и
выгрузки
ванны
без
перерыва
тока
в
серии
следует
предусматривать
шунтирующее
ванну
устройство
,
установка
и
снятие
которого
должны
быть
механизированы
.
Установки
электролиза
меди
7.10.83.
В
залах
электролиза
рекомендуется
применение
медных
шин
токопроводов
.
Рекомендуемая
плотность
тока
шин
1
А
/
мм
2
.
Алюминиевые
шины
применяются
в
обоснованных
случаях
,
рекомендуемая
плотность