Файл: 6. Логические команды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 30.10.2018

Просмотров: 285

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6. Логические команды  

Особенность логических команд – обработка отдельных битов в байте. 

Все логические команды можно разбить на две группы: 

 

выполнение основных логических операций 

 

команды, выполняющие сдвиги битов в байте 

В первую группу входят следующие команды: 

 

логическое отрицание:   NOT   операнд   ; инверсия битов 

 

логическое сложение:    OR    op1, op2     ; op1 = op1 OR op2 

 

логическое умножение: AND    op1, op2   ; op1 = op1 AND op2 

 

исключающее ИЛИ:  XOR   op1, op2      ; op1 = op1 XOR op2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности выполнения логических операций: 

 

операции  –  только  над  одноименными  битами,  причем  –  параллельно 

сразу со всеми 

 

длины операндов – согласованные (либо байты, либо слова) 

 

операнд1 – либо регистр, либо память, а операнд 2 – либо регистр, либо 

память, либо непосредственный операнд. 

Примеры: 

MOV   AL, 1100b        ;  (AL) = 0000 1100 

NOT    AL                   ;  (AL) = 1111 0011 

AND    AL, 1010b        ;  (AL) = 0000 0010 

OR  AL, 0011b          ;  (AL) = 0000 0011 

XOR  AL, 1111b          ;  (AL) = 0000 1100 

Команда  XOR  имеет  одно  интересное  применение:  если  операнды 

команды  совпадают,  то  результат  будет  нулевым.  Это  можно  использовать 

для очистки регистров, что быстрее записи туда нуля или вычитания:  

XOR  AX, AX     ; (AX) = (AX) XOR (AX) = 0, что бы ни было в AX 

Команды второй группы позволяют сдвигать набор битов в байте или 

слове влево или вправо на заданное количество позиций разными способами. 


background image

Различают  команды  логического  сдвига,  арифметического  сдвига  и 

циклического сдвига. Общий формат команд сдвига: 

МКОП     операнд, величина 

Здесь  “операнд”  -  это  байт  или  слово  в  регистре  или  области  памяти,  а 

“величина” - целое число позиций сдвига. 

Логический  сдвиг  реализуется  следующим  образом:  крайний 

выталкиваемый  за  разрядную  сетку  бит  сохраняется  в  битовом  флаге 

переноса CF, а на освободившееся место с другого конца заносится ноль: 

сдвиг влево на один разряд:    SHL   op, 1    ; SHL - это SHift Left 

CF 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сдвиг вправо на один разряд:   SHR   op, 1   ;  SHR – это SHift Right 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CF 

 

Пример. 

MOV   AL,  01010101b      ;  (AL) = 01010101 

SHL    AL,  1 

; влево на 1:  (CF) = 0,  (AL) = 10101010 

SHR    AL,  1 

; вправо на 1: (CF) = 0,  (AL) = 01010101 

SHL    AL,  3        ; влево на 3: 10101(000) 

SHR    AL,  2        ; вправо на 2: (00)101010 

Одно из применений логических сдвигов – умножение и деление целых 

чисел  на  степени  2.  Например,  вместо  умножения  на  8  можно  выполнить 

сдвиг влево на 3 позиции. Например: 5 = 101

2

 после сдвига влево на 3 будет 

101000

= 40

10

.  

Арифметические сдвиги: 

 

влево – команда SAL (т.е. Shift Arithmetic Left), которая работает точно 

так же, как и SHL 

 

вправо – команда SAR, которая в старший бит заносит не 0, а 0 или 1 в 

зависимости от знака исходного числа, т.е. число сохраняет свой знак 

MOV    BH, 10001110b       ; (BH) = 10001110 


background image

SAR     BH, 1                       ; (BH) = 11000111 

MOV    BH, 00001111b       ; (BH) = 00001111 

SAR     BH, 1                       ; (BH) = 00000111 

 

Циклический  сдвиг  имеет  следующую  особенность:  “выталкиваемый” 

бит  восстанавливается  с  другого  конца  с  одновременным  занесением  в  CF. 

Циклический  сдвиг  влево  –  команда  ROL  (т.е.  Rotate  Left),  соответственно 

вправо – ROR.  

Пример: 

MOV    CL, 11000011b         ; (CL) = 11000011 

ROL     CL, 1                         ; (CL) = 10000111 

Основное  использование  логических  команд  –  выделение  в  ячейке 

заданных  битов  с  обнулением  остальных.  Для  этого  используется  команда 

AND, в которой второй операнд имеет 1 в тех битах, которые надо оставить, 

и 0 – там, где надо обнулить. Такие операнды называются масками.