Файл: 2. Структура программ на языке ассемблера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 30.10.2018

Просмотров: 576

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2. Структура программ на языке ассемблера 

Ассемблерная  программа  представляет  собой  текст,  строго  разбитый 

на  строки  и  оформленный  по  специальным  правилам.  Каждая  строка 

содержит  либо  ассемблерную  инструкцию,  либо  управляющую  директиву 

языка.  Этот  входной  текст  обрабатывается  программой-ассемблером  с 

переводом текста в двоичное представление. 

Весь текст обычно разбивается на две основные части: 

  описание  данных,  используемых  в программе (набор  управляющих 

директив  объявления  данных);  такой  фрагмент  часто  называют 

термином «сегмент данных» 

  набор  ассемблерных  инструкций,  определяющих  операции  с 

данными  в  соответствии  с  реализуемым  алгоритмом  –  сегмент 

команд или кодовый сегмент 

Ассемблерная  инструкция  (команда)  –  это  символьная  запись 

соответствующей  машинной  команды.  Каждая  строка  с  ассемблерной 

инструкцией может содержать до четырех компонентов, порядок следования 

которых строго определен

 

на  первом  месте  записывается  так  называемая  метка  команды  (она 

может отсутствовать); метка заканчивается двоеточием 

 

после  метки  через  разделитель  (хотя  бы  один  пробел)  записывается 

мнемонический код команды (МКК)  

 

после  МКК  через  пробел  задаются  операнды  команды  (они  могут 

отсутствовать); если операндов два, то они отделяются друг от друга 

запятой 

 

в  конце  строки  с  помощью  точки  с  запятой  можно  обозначить 

необязательное поле комментария 

Тем  самым,  общий  формат  ассемблерной  команды  выглядит  следующим 

образом: 

метка:     МКК    операнд1,операнд2   ;  комментарий 

Каждое поле имеет свою смысловую нагрузку: 


background image

а)  Метка  –  короткое  символьное  имя,  которое  заменяет  адрес, 

назначаемый данной командой. Метка используется в операндах команд для 

ссылки на помеченную команду. Это позволяет в  ассемблерных программах 

не  работать  непосредственно  с  адресами  памяти.  Замена  меток  адресами 

выполняется  при  ассемблировании.  Метка  представляет  собой  набор 

латинских  букв  и  цифр,  как  привило,  начинающийся  с  буквы.  Регистр 

безразличен. Важно: все метки в программе должны быть разными!  

б) Мнемонический код команды заменяет двоичный код более понятным 

символьным  обозначением;  набор  МКК  зафиксирован  в  языке  аналогично 

служебным  словам  языков  высокого  уровня.  При  ассемблировании  МКК 

заменяется двоичным эквивалентом  

в) Операнды задают объекты команды и могут включать в себя:  

 

непосредственные константы разных типов 

 

имена регистров (например, AX, ECX, BL) 

 

метки команд 

 

символьные  имена  переменных  (они  заменяют  адреса 

размещения в памяти обрабатываемых данных) 

В качестве операндов можно использовать следующие типы констант: 

 

числовые двоичные константы как набор 0 и 1, заканчивающийся 

символом b (от binary, двоичный), например: 00101011b  

 

десятичные числа в обычном представлении 

 

шестнадцатеричные  константы  вида  2А1Сh  с  обязательным 

оконечным  символом  h  (от  hexadecimal),  причем,  если  число 

начинается  с  A-F,  то  спереди  обязательно  ставится  незначащий 

ноль: 0B2h – число, а B2h – символьное имя 

 

Символьные  константы  с  помощью  одинарных  или  двойных 

кавычек могут задавать один или несколько символов, например 

„А‟, “Hello”. 

Примеры  ассемблерных команд: 

Met1:   ADD   AX, 1   ;комментарий 


background image

 

  MOV   BX, MyName   ; здесь  MyName – имя переменной  

Директивы  (псевдокоманды)  используются  для  управления  процессом 

ассемблирования.  В  отличие  от  ассемблерных  команд  директивам  НЕ 

соответствуют 

никакие 

машинные 

команды, 

поэтому 

после 

ассемблирования  исходного  текста  явных  следов  использованных  в  нем 

директив  заметно  не  будет  (хотя  неявное  воздействие  на  создаваемый  код 

безусловно имеется). 

Общий формат директив похож на формат команды:  

имя  название  операнд(ы)   ;комментарий  

Здесь  обязательным  полем  является  только  название  директивы.  Все 

названия  являются  служебными  словами  языка  и  должны  записываться 

строго  по  правилам.  Основные  директивы  вводятся  в  дальнейших  разделах 

пособия  по  мере  необходимости,  но  уже  сейчас  надо  определить  три 

важнейшие  директивы,  которые  используются  для  описания  данных  в 

программе, то есть переменных и констант. Это следующие директивы: 

 

объявление байтовых данных – DB (т.е. Define Byte) 

 

объявление данных размером в слово – DW (т.е. Define Word)  

 

объявление данных размером в двойное слово – DD (т.е. Define Double) 

С  помощью  одной  директивы  можно  задать  как  одиночный  элемент 

данных,  так  и  целый  набор  однотипных  данных.  Можно  не  определять 

начальные  значения  описываемых  данных,  а  только  лишь  зарезервировать 

память под последующее использование. 

Примеры использования директивы DB:  

Zero  DB  0    ; определяет область памяти размером в 1 байт с       

                       ; начальным значением 0 и именем Zero  

Plus    DB  „+‟  ; в области памяти с именем Plus записывается код  

                         ; символа 

Mass   DB   1, 2, 3, 4, 5   ; пять байтов с целыми числами, где имя Mass  

        ; определяет адрес размещения первого числа 

X1   DB   ?     ; только резервирование одного байта без инициализации 


background image

X2  DB  1, ?, ?, ?, 4   ; резервируются 5 байтов, три из которых содержат 

  

 

 

    ; старую информацию 

Str   DB   „Привет‟   ; 6 байтов с начальным адресом Str и кодами  

    ; символов. 

Для  задания  набора  данных  с  одинаковыми  значениями  можно 

использовать служебное слово DUP (от duplicate, дублировать, повторять):  

MasZero   DB   10   DUP (0)     ; 10 байтов с нулями 

MasX        DB   20   DUP („X‟)     ; 20 байтов с кодами символа „Х‟ 

Nabor        DB    5    DUP (1, „a‟, 2)     ; 5 раз повторяется тройка вида 

; число 1 – код символа „a‟ – число 2 

Наконец,  можно  выполнить  объявление  данных  аналогично  заданию 

двухмерного масива: 

Mas2D     DB   10   DUP (5  DUP(?))   ; резервировать 10 раз по 5 байтов 

Использование  директив  DW  и  DD  практически  такое  же,  только 

распределение  памяти  выполняется  не  по  байтам,  а  по  словам  или  по 

двойным словам: 

A   DW   ?   ; резервирование одного слова 

B   DW    1234h   ; слово с начальным значением 1234

16

, причем  

; “переворот” числа выполнит ассемблирующая программа 

C   DW   10   DUP (?)      ; резервируются 10 слов (20 байт) 

D   DD     5    DUP (?)      ; резервируется 5 двойных слов (20 байт) 

 

Константы определяются с помощью директивы EQU: 

имя     EQU   операнд              

M        EQU   100                     ; константа M=100 

N         EQU   2*M*M - 5*M+1 ; константа N=2*100

2

-5*100+1=19 501 

STAR  EQU   „*‟                      ; константа STAR = „*‟ 

ERR    EQU   „Это ошибка‟    ; константа ERR заменяет текст