Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.В реалиях современного рынка, для большинства компаний, обучение персонала приобрело особое значение. Это обусловлено повышением требований к квалификации работников, уровню их знаний, умений и навыков. Уровень знаний и навыков, который был приемлем вчера, на сегодняшний день, зачастую, становится неактуальным. В связи с очень динамичными изменениями, происходящими как во внешних (законодательство и система налогообложения, экономическая политика государства, появляются новые конкуренты и т.п.), так и во внутренних условиях функционирования предприятий (изменение технологии производства, реструктуризация организации и др.), компания неизбежно встает перед необходимостью подготовки работников к такого рода ситуациям.

В данный момент к обучению персонала появляется всё больше требований, предполагающих постоянное обновление знаний, имеющихся у рабочих, специалистов и руководителей всех уровней, а также углубление и расширение этих знаний. За последние 30 лет ведущие компании всерьёз озадачились проблемой повышения квалификации собственных работников, в связи со всё возрастающим значением обучения и расширением потребностей компании.

Каждая компания в праве самостоятельно выбирать методы и формы обучения собственных работников из всего разнообразия существующих систем. Необходимо лишь понимание того, что выбор в каждом отдельной ситуации должен быть обусловлен конкретными факторами, такими как: уровень квалификации обучаемых, их профессиональная подготовка и мотивационные установки, а также цели и задачи обучения.

Цель нашей работы заключается в изучении психологических и организационных основ обеспечения профессионального обучения персонала

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать роль обучения персонала в стратегии развития организации;

- изучить существующие методы профессионального обучения;

- рассмотреть основные организационные и психологические факторы профессионального обучения персонала;

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой применения полученных знаний на практике и получения видимых результатов от их внедрения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА

1.1 Роль обучения персонала в стратегии развития организации

Одним из ключевых аспектов в успешности функционирования любой компании является обучение и развитие персонала, поскольку постоянный рост конкуренции, обусловленный научно техническим прогрессом, выдвигает все более высокие требования к уровню подготовки работника, то есть заставляет совершенствовать качество его образования. Ведь на данный момент компания не может рассчитывать на успех, опираясь лишь на собственное научное лидерство.

Обучение персонала не является одноразовым мероприятием, это непрерывный комплексный процесс, который призван подготовить работника к выполнению новых производственных функций и решению новых задач, возникающих на фоне насущных потребностей организации, занятию новых должностей, обусловленных перспективой развития организации. Способы организации обучения и развития персонала существуют самые разные. Это могут быть и семинары по стратегическому менеджменту для руководства фирмы, и изучение иностранных языков работниками маркетингового отдела, и обучение в бизнес-школах молодежи, подающей надежды, и просто ротация среди менеджеров и рядовых сотрудников компании.

Процесс целенаправленного, систематического и планомерного овладения новыми профессиональными знаниями и освоения навыками, умениями и способами осуществления трудовой деятельности под руководством опытных наставников, руководителей, преподавателей и специалистов называется обучением персонала.

Существует 3 уровня обучения персонала:

1. Подготовка кадров, представляющая собой организованное и планомерное обучение с целью выпуска кадров, имеющих соответствующую квалификацию, обусловленную владением необходимым количеством специальных знаний, умений и навыков в различных отраслях человеческой деятельности.

2. Повышение квалификации, представляющее собой обучение уже подготовленных специалистов, направленное на повышение уровня специальных знаний, умений и навыков, обусловленных повышением в должности или ростом требований к современному специалисту.

3. Переподготовка кадров, представляющая собой обучение уже подготовленных специалистов, имеющее целью овладение новыми знаниями, умениями и навыками, обусловленное изменением сферы профессиональной деятельности либо требованием к результату и содержанию труда.


Специалистами выделяются следующие основные цели обучения персонала:

- формирование трудовой мотивации персонала в процессе обучения, с применением навыков управления и принципов, мотивирующих трудовую деятельность;

- формирование кадрового резерва путем подготовки будущих менеджеров;

- повышение квалификации работников путем получениянеобходимых дополнительных знаний и навыков;

- увеличение уровня инновационного потенциала работников;

- обеспечение взаимозаменяемости работников на различных штатныхпозициях;

- повышение уровня лояльности работников и обеспечение их идентификации с компанией.

Ниже приведен Рисунок 1, где приведена схема организации профессионального обучения персонала. Данная схема позволяет понять, что процесс обучения персонала представляет собой циклический процесс. Основной задачей специалистов, управляющих людскими ресурсами организации, является обеспечение непрерывности и эффективности процесса обучения персонала, для чего следует очень тщательно подойти к проработке всех компонентов этого процесса, поскольку все они имеют одинаковую важность. Недостаточная проработка лишь одного компонента, способна нивелировать эффективность всего процесса обучения персонала.

Рисунок 1 - Схема процесса профессионального обучения [5]

Принятие решения о том, что существует потребность в обучении сотрудников организации возможно на различных уровнях. Чаще всего такое предложение вносится менеджером по управлению людскими ресурсами в сотрудничестве с отделом обучения компании и обусловлено анализом соответствия политикой компании, ее производственными целями и планированием рабочей силы. В таких случаях следует, совместно с линейными менеджерами, определить необходимость обучения конкретных групп работников по каждому из существующих подразделений. В данный анализ также следует включить компонент ожидаемого эффекта, который обучение персонала окажет на выполнение компанией производственных задач.

Выбирая формы, методы и содержание программы обучения персонала, следует опираться в первую очередь на потребности компании в освоении её работниками новых знаний, умений и навыков, получении информации, направленной на достижение наибольшего эффекта от трудовой деятельности, с целью повышения общей эффективности деятельности компании.

Без сомнения, содержание предполагаемого обучения сотрудников компании должно быть обусловлено не только краткосрочной перспективой, но и долгосрочными планами по развитию хозяйственной деятельности организации. Не менее важным аспектом также является и проблема своевременности обновления знаний персонала, позволяющим поддерживать необходимый уровень их профессиональных компетенций [6].


1.2 Методы профессионального обучения

Подбирая методы обучения собственных сотрудников, менеджер компании по управлению людскими ресурсами в первую очередь должен руководствоваться соображениями об эффективности воздействия данных методов на группу обучающихся сотрудников. Здесь необходимо учитывать существующие принципы, касающиеся обучения взрослых людей, а именно:

1.Принцип участия, исходя из которого необходимо дать обучающимся возможность активного участия в учебном процессе, что позволит им использовать в ходе обученияполученные знания и навыки;

2.Принцип обратной связи, исходя из которого следует регулярно предоставлять обучающимся информацию об их уровне продвижения вперёд. Данное условие позволит им скорректировать собственное поведение и достичь наиболее высоких результатов.

3. Принцип актуальности, опираясь на который, учебный материал подбирается таким образом, чтобы иметь непосредственное отношение к профессиональной или личной жизни обучающегося;

4. Принцип повторения,который позволяет закрепить в памяти новый материал и дает возможность приобретенные навыки превратить в привычку.

Классификация видов обучения по различным признакам приведена в Приложении 1.

Если обучение сотрудников организовано на рабочем месте, возможно использование следующих формы обучения - наставничество,планомерное приобретение опыта через ротации,демонстрация, коучинг [10].

Наставничество (кураторство) это такой метод профессионального обучения, который организован в виде взаимного обмена практическим и житейским опытом и ориентирован на развитие и поддержку сотрудника, исходя из целей его жизненного и карьерного роста. Процесс наставничества организован таким образом, чтобы специально подготовленные и подобранные наставники помогали закрепленным за ними сотрудникам развиваться в профессиональном плане, давая им дельные советы и указания.

Приобретение профессионального опыта через ротации рабочих мест дает возможность сотруднику расширять собственный опыт с помощью перемещения с одной должности на другую.

Метод демонстрации заключается в рассказе или показе обучаемому способа выполнения определенной работы. Чаще всего этот метод реализуется в виде демонстрации приемов работы непосредственным руководителем или сотрудником.

Коучинг представляет собой процесс, направленный на повышение компетентности сотрудника и совершенствование его профессиональных навыков, предполагая его развитие. Фокусируясь на потребностях и целях обучаемого, в коучинге применяют методы практической психологии.


В случае организации обучения работника вблизи рабочего места, возможно применение следующих методов: техническая учеба, дистанционное обучение,рабочие инструктажи, использование аудио- и видео учебных пособий.

Метод реализации технической учебы представляет собой усвоение узкоспециальных знаний работниками по специальным программам под руководством линейных менеджеров.

В компаниях, где применяются программы дистанционного обучения, обучение проводится опытными преподавателями, которые используют в своей работе опыт других организаций и наиболее современную информацию. Помимо обучения в рабочее время, дистанционный метод может быть реализован и в виде самостоятельной работы сотрудника в свободное время. Программы дистанционного обучения компании адаптированы для любого уровня подготовки обучающихся и являются очень технологичными.

Рабочий инструктаж – это обучение специально подготовленным сотрудником или линейным руководителем вопросам, связанным с выполнением работы на данном виде оборудования; вопросам, связанным с обеспечением охраны труда или пожарной безопасности на конкретном рабочем месте.

Использование аудио- и видео учебных пособий предназначено для индивидуального обучения вблизи рабочего места различным конкретным элементам данного бизнес-процесса [10].

В рамках обучения персонала в учебном центре компании возможно применение таких методов какделовые и ролевые игры, групповые дискуссии, лекции, круговой опрос, анализ практических ситуаций, бизнес-тренинги.

Деловые игры представляют собой обыгрывание группой обучающихся реальной бизнес - ситуации, включая количественные расчеты и анализ. Ролевые игры – это разыгрывание конкретной ситуации, где ученики принимают на себя определенные роли. В ходе ролевых игр отрабатываются межличностные навыки общения, взаимодействия и управления людьми в обстановке близкой к реальной жизни. Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуации.

Групповая дискуссия позволяет активизировать обучаемых через постановку перед ними проблемного вопроса или группы вопросов по теме курса. Основными задачами дискуссии является эффективное усвоение материала и обмен опыта между обучаемыми.

Лекция, являясь одним из основных методов обучения, предназначена для передачи слушателям информации запланированного содержания в отведенное для нее время. Лекции проводятся подготовленными и опытными преподавателями, которые используют наиболее современную структурированную информацию и опыт других компаний.