Файл: Проблемы профессиональных стрессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной проблемы. Социальная психология развивается по направлению к Личности. Личность предмет изучения неоднозначный и сложный. Несмотря на влияние социальных факторов, на развитие Личности, остается повышенный интерес к проблеме активности самой личности. А именно под воздействием одних и тех же социальных факторов разные личности реагируют по разному. Стрессоустойчивость как необходимое условие повышения социализации рассматривается в рамках научных исследованиях возрастной, дифференциальной и общей психологии. Тогда как социальная психология рассматривает эту проблему через призму социальных отношений. Изучение факторов возникновения профессионального стресса является актуальной проблемой в области организационной психологии, и психологии труда.

В условиях гуманизации общественно трудовых отношений все больше внимания уделяется проблемам формирования и развития социально психологических отношений в коллективе. Повышение эффективности управления возможно при учете воздействия рабочих нагрузок на психоэмоциональное, физическое, умственное состояние персонала. Расширение психологической службы способствует ранней диагностике и профилактике стрессовых состояний персонала.

Целью исследования является: выявление и изучение особенностей профессионального стресса под воздействием социальных факторов.

Задачи исследования:

  1. Теоретическое изучение особенностей учета профессионального стресса под воздействием социальных факторов.
  2. Разработка экспериментальной модели исследования.
  3. Изучение особенностей основных компонентов профессионального стресса.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что возможно профессиональный стресс возникает под воздействием социальных факторов (специфика общения с клиентами) и проявляется в повышение реактивной и личностной тревожности.

Предмет исследования: профессиональный стресс.

Объект исследования: показатели психоэмоционального состояния и специфика общения.

Методы и методики исследования:

  1. Беседа
  2. Наблюдение
  3. Эксперимент с использованием методов диагностики: уровня тревожности Спилбергера, методика Русалова, методика КОТ.

Практическая значимость.

Сложные вопросы, связанные с социально-психологическими проблемами производства, особенно актуальны в свете решения задач трудового кодекса. Роботизация остается условно не реализовоной в системе работы с клиентами. Живой человек оператор способен успешно решить целый спектр проблем, но при этом испытывает на себе все нагрузки. Особенно нагрузки связанные с общением с клиентами. Внедрение психологической службы должно стимулировать возможности ранней диагности профессионального стресса.


База экспериментального исследования

Операторы. Всего 30 испытуемых одного возраста. Из них 15 мужчин и 15 женщин.

ГЛАВА 1 Проблема профессионального стресса, как предмет изучения социальной психологии.

1.1 Факторы возникновения профессионального стресса

Раскрывая проблему стресса в социальных исследованиях психологи обращают внимание на то, что стресс оказывает влияние на протекание всех групповых процессов. Практика показала, что многие лидеры испытывают большие психоэмоциональтные нагрузки (тревожность, страх) в процессе общения. Вследствие, чего отказываются от руководящей деятельности. Стресс оказывает негативное воздействие на отношения в коллективе, становится причиной паники и других негативных отношений в обществе.

Ведущее направление исследований профессионального стресса в организационной психологии, связано с анализом изменений содержания и структуры профессиональной деятельности, которые происходят под влиянием особых и экстремальных условий. При этом главный упор в исследованиях делается на содержательные аспекты анализа деятельности, в частности на исследование деятельности человека, как системы психологических составляющих и с точки зрения концепции психологической системы деятельности. Важной проблемой является исследование не только изменений психологических составляющих деятельности, но и выявление изменений структурных связей между ними.

Согласно концепции Ломова Б.Ф., профессиональная деятельность рассматривается как совокупность структурных связей психологических составляющих, таких как: процесс формирования и хранения образа цели деятельности, исследования вектора «мотив-цель», индивидуальное планирование деятельности, антиципацию и принятие решения. Изменение качества выполнения деятельности безусловно связано с изменением характеристик этих психологических составляющих, при этом их вклад может быть существенно различным. В экспериментальных исследованиях, проводимых в разное время, изменение психологических составляющих деятельности в основном изучалось при действии таких экстремальных факторов, как монотонность, дефицит времени.


Важной характеристикой деятельности оператора в особых и экстремальных условиях является её устойчивость. Решению этой проблемы посвящены исследования задачей, которой является изучение психологических и психофизиологических механизмов и свойств (возможностей) оператора, обеспечивающих устойчивость его деятельности под влиянием экстремальных факторов.

Актуальность изучения устойчивости профессиональной деятельности постоянно возрастает с развитием и совершенствованием автоматизированных систем управления. Объектом психологических исследований устойчивости деятельности служит главная причина её срывов – информационная или эмоциональная перегрузка специалистов. Возможности решения проблемы устойчивости профессиональной деятельности связываются в первую очередь с широко развернувшимися системными исследованиями психики и субъекта деятельности. Операторская деятельность – это момент единства, целенаправленной организации единичных, отдельных процессов (психических, физиологических). Срыв операторской деятельности это момент дезорганизации функциональной системы, системных процессов (Денисов В.А,1982). С позиций системного подхода психологическое исследование устойчивости операторской деятельности должно включать в себя анализ различных взаимосвязанных аспектов проблемы, а именно:

  • Устойчивость психических процессов, обеспечивающих стабильность самой профессиональной деятельности;
  • Иерархия устойчивости психофизиологических процессов, включенных в функциональную систему деятельности.

Особенность такого иерархического анализа функционирования и регуляции профессиональной деятельности состоит в том, что устойчивость систем первого и второго уровней анализа зависит от устойчивости процессов и свойств третьего и четвертого уровней и во многом определяется ими.

Представляется важным в теоретическом и практическом планах связать исследования устойчивости профессиональной деятельности с исследованиями изменений психологических составляющих деятельности в нормальных, экстремальных, особых режимах работы и при срыве.

Влияние экстремальных факторов на оператора в первую очередь сказывается на изменении его функционального состояния. Поэтому изучение психических механизмов регуляции деятельности оператора в особых и экстремальных условиях неразрывно связано с изучением его функциональных состояний, а так же с разработкой методов и способов диагностики и управления состояниями с целью оптимизации деятельности. Изучение этих проблем посвящено исследование, предмет которого – разработка теоретических и методологических аспектов регуляции функциональных состояний, а так же методов, способов и средств моделирования, диагностики и управления функциональным состоянием оператора в особых и экстремальных условиях.


Методологической основой экспериментальных исследований функциональных состояний служит принцип системности и подходы развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, Б.Ф.Ломова, А.Н.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Бернштейна, В.Д. Небылицина.

При этом решаются следующие задачи:

  • Изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития;
  • Разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, речемыслительном, позоповеденческом и т.д.;
  • Разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;
  • Моделирование «трудных» психологических состояний;
  • Изучение адаптационных возможностей человека к деятельности в особых и экстремальных условиях, психической стрессоустойчивости.

На основании этих исследований сделано заключение о принципах систематизации функциональных методов управления и самоуправления состоянием человека оператора в особых условиях.

Самостоятельной проблемой в рамках исследований по этому направлению оказывается изучение стресса, возникающего в ходе избыточности рабочих нагрузок. На основании исследования функционального состояния людей при длительном стрессе было выделено четыре субсиндрома стресса.

  1. Когнитивный субсиндром стресса проявляется в виде изменений восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления.
  2. Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации.
  3. Социально психологический субсиндром стресса проявляется в изменениях общения людей, находящихся в экстремальной ситуации. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним. При стрессе могут складываться социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми.
  4. Вегетативный субсиндром стресса проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые имеют адаптационную сущность, но могут становиться основанием для развития так называемых болезней стресса.

Экспериментальное исследование функциональных состояний в поведении людей в экстремальных ситуациях показали, что индивидуальные различия в поведении при стрессе (его активизация, пассивность) проявляются в зависимости от степени экстремальности стрессогенного фактора. При сравнительно невысокой его экстремальности у большинства людей возникает активное стрессовое реагирование. Для них характерно увеличение скорости реакции, уменьшение числа ошибок. В тех же случаях когда экстремальность высокая у большинства людей наблюдается пассивное стрессовое поведение, проявляющееся в замедлении действий, в снижении волевых импульсов.

Еще одно из направлений исследований это моделирование и проектирование деятельности, в частности обучение операторов для работы в особых условиях, а также разработкой принципов проектирования высокоэффективных СЧМ, независимых от влияний внешних возмущений. Исследование по разработке методов моделирования, проектирования деятельности и процесса подготовки операторов проводятся на основе анализа содержания деятельности, особенностей формирования психологической системы деятельности и определения факторов структурного подобия деятельности. Целью этих работ являлось моделирование алгоритмов деятельности операторов движущихся объектов в отдельных усложненных режимах управления и при возникновении аварийных ситуаций. Моделирование алгоритмов деятельности операторов связано с необходимостью оценки структурного подобия изучаемых алгоритмов реальной действительности.

Исследование по разработке методов проектирования деятельности в процессе подготовки операторов динамических объектов проводится с позиций представления о процессе проектирования как поэтапном формировании нормативных алгоритмов деятельности. При этом конечном результатом проектирования является нормативный алгоритм деятельности или обучающий алгоритм, представляющие собой множество возможных реализаций нормативных алгоритмов с учетом особенностей деятельности и процесса обучения.

Независимо от направлений исследований, методов измерений и анализа психофизических рабочих нагрузок оператора в экстремальных условиях, они носят комплексный характер. В них принимают участие представители общей и инженерной психологии, психологии труда, психофизиологии, организационной психологии, врачи, инженеры. Для регистрации показателя качества выполняемой деятельности и характеристик функциональных состояний широко применяется полиэффекторный метод. Одним из продуктивных методических приемов приемов является режим непрерывной деятельности (РНД), позволяющий анализировать различные аспекты комплексного исследования деятельности, например в течении 72 часов непрерывной работы. При этом циклограмма составляется так, чтобы охватить как можно более широко и часто встречающиеся ситуации в управлении системой и рассмотреть спектр связанных с этим функциональных состояний.