Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
- предварительная оценка возможных последствий возникновения риска невостребованности продукции;
- анализ возможностей избежания риска;
- пути избежания риска;
- пути минимизации затрат на ликвидацию последствий при возникновении невостребованности продукции;
- создание информационной базы для принятия управленческих решений.
Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию.
Факторы риска невостребованности продукции: факторы производства; среда возникновения; центры ответственности; центры затрат; виновники возникновения; производственные условия; время возникновения; время обнаружения; виды продукции; потребитель продукции; каналы сбыта; спрос на продукцию.
Возникновение риска невостребованности инновационной продукции обусловлено внутренними и внешними причинами в организации.
Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся:
- недостаточная квалификация персонала;
- неправильная организация производственного процесса;
- неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
- неправильная организация сбыта готовой продукции;
- нечеткое управление предприятием.
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов. Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности, являются:
- инженерно-конструкторские;
- платежеспособность потребителя;
- транспортные; социально-экономические; демографические;
- организация работы и состояние финансовой системы;
- повышение процентных ставок по вкладам;
- нормативно-правовые; политические и др.
Инженерно-конструкторские включают в себя уровень конструктивно-технологической проработки и соблюдения сроков сдачи технических условий на изделие. Если, например, нормативно-техническая документация на продукцию вовремя не поступила на предприятие-изготовителя, то может произойти задержка ее выпуска в сроки, соответствующие договорам с покупателями, за это время продукция устареет, появятся конкуренты и т.д. Возникает риск невостребованности продукции.
2.4. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта в организации ОАО "ДРСУ"
Выделяют пять этапов инновационного изменения: подготовку (планирование), «размораживание» (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, «замораживание» (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.
- На этапе подготовки:
- определяют основное содержание и уровень изменения;
- составляют предварительный план изменения, направленного на достижение определенных улучшений;
- проводят анализ движущих и сдерживающих сил и возможного потенциала поддержки изменения;
- определяют, на кого конкретно влияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;
- выбирают стратегию изменения и методы преодоления сопротивления;
- выделяют и анализируют проблемы, которые, вероятно, могут быть вызваны инновацией;
- составляют реалистичный план осуществления изменения и выявляют критерии, по которым будут осуществляться контроль и оценка изменения;
- определяют необходимые ресурсы (кадровые, временные, финансовые, материальные и.др.), включая внешних консультантов.
2. на этапе «размораживания»:
- определяют время для снятия психологического напряжения в организации;
- выбирают методы подготовки и информирования сотрудников, соответствующие стратегии изменения;
- контролируют процесс в подготовке изменения, а в случае необходимости корректируют подходы и планы.
3. на этапе изменения:
- меняют только то, что необходимо для достижения желаемого улучшения;
- формируют достаточные резервы времени и других ресурсов на случай неожиданных затруднений;
- создают условия для изменения стратегии, в случае если, как подсказывает опыт (ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху инновации;
- информируют сотрудников фирмы об успехах преобразований.
4. на этапе «замораживания»:
- выделяют необходимые ресурсы для закрепления, «сохранения» проведенных на этапе изменения действий;
- рассматривают вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);
- осуществляют планы (по использованию результатов инновации) с учетом ситуации.
5. на этапе оценки:
- проводят последующие исследования;
- поддерживают обратную связь с теми, на кого влияют изменения;
- информируют (сотрудников, руководство фирмы, внешнее окружение и.др.) о результатах проведенной инновации.
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные стадии: от состояния, когда «проекта еще нет», до положения, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами или этапами. Каждая фаза разработки и реализации проекта состоит из следующих этапов:
- Формирование инновационного замысла (идеи);
- Исследование инвестиционных возможностей;
- Подготовка контактной документации;
- Подготовка проектной документации;
- Строительно – монтажные работы;
- Эксплуатация объекта;
- Мониторинг экономических показателей.
Под этапом формирования инновационного проекта, в том числе инвестиционного замысла (идеи), понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие организации хозяйствования, использующие инвестиции.
К объектам инвестиций могут быть отнесены:
- строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;
- комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа – производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.
На этом этапе исследования инвестиционных возможностей осуществляется:
- предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;
- оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);
- подготовка предложений по организационно – правовой форме реализации проекта и составу участников;
- оценка предлагаемого объема инвестиции по укрупненным нормативам и предварительный анализ их коммерческой эффективности;
- оформление исходно – разрешительной документации;
- подготовка предварительных оценок по разделам технико – экономического обоснования, в частности оценки эффективности проекта;
- утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;
- составление контрактной документации на проектно – изыскательские работы.
Целью исследования инвестиционных возможностей является подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, принимается решение о финансировании работ по подготовке технико – экономического обоснования проекта.
Этап технико – экономического обоснования проекта в полном объеме предусматривает:
- проведение полномасштабного маркетингового исследования;
- подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);
- Составление исходно – разрешительной документации;
- Разработку технических решений, в том числе генерального плана;
- мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;
- описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;
- Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;
- планирование сроков осуществления проекта; оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);
- формирование условий прекращения реализации проекта.
Принятие решения по инвестированию осложняется следующими факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектав, ограниченность фининсовых ресурсов, риск и.т.п. решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких – то критериях.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого – то универсального метода, пригодного для всех ситуаций нет.
Вся деятельность организации, особенно ее инновационная составляющая, связана с ситуацией неопределенности, которая в конечном счете характеризует случайное на рынке и в деятельности организации. Риск инновационного проектирования многогранен в своих проявлениях и представляет собой сложную систему факторов, проявляющуюся в виде комплексов рисков, индивидуальных для каждого участника проекта в количественном и качественном отношении.
Инновационные стратегии обусловливают способы конкуренции, обеспечивающие получение конкурентных преимуществ. В то же время эффективность управления инновациями и инновационной деятельностью определяется государственной научно – технической и инновационной политикой. Ключевую роль в развитии инновационного предпринимательства играет государство.
Анализ проблем управления инновационной деятельностью способствует созданию оптимального механизма повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, организаций, товаров.
2.5. Мероприятия по совершенствованию процесса управления рисками
Проведенный анализ внешней и внутренней среды организации ОАО «ДРСУ» показал, что данная организация уверенно чувствует себя на рынке, работники фирмы имеют заинтересованность в своем труде, большое внимание уделяется социальным вопросам. Оценка экономических показателей говорит о хорошем финансовом положении организации.
ОАО «ДРСУ» является коммерческой организацией, имеет много конкурентов на рынке строительных материалов, поэтому ему присущи финансово-экономические риски. Наиболее серьезными рисками являются: снижение цен конкурентами; повышение качества цемента у конкурентов; выпуск новых видов цемента конкурентами.
Социальные факторы также играют важную роль в деятельности предприятия, так как от работы персонала зависит успех компании. Риск заключается в материальной незаинтересованности работников и тяжелых и вредных условиях труда на ОАО «ДРСУ».
Большая степень износа оборудования и большие затраты на очистные сооружения для организации будут являться факторами риска.
Некоторую опасность могут представлять факторы внешней маркетинговой среды, а именно инфляция, рост цен. Наиболее важным внешним риском является реализация продукции. Организация работает в условиях конкурентного окружения. Поэтому рыночные стратегии конкурентов должны быть серьезно изучены. Со стороны конкурентов возможен захват существующих рынков, жесткая система продаж, стимулирование сбыта, снижение цены на продукцию.
В целях снижения отрицательных последствий данных рисков ОАО «ДРСУ» осуществляет:
- производство продукции, конкурентоспособной на российском рынке (качество, ассортимент, обслуживание);
- оптимизацию издержек на всех стадиях производства и продвижения продукции;
- повышение качества продукции за счет использования новых технологий и качественных материалов;
- мониторинг мировых тенденций в области передовых технологий, обновление производственной базы;
- проведение маркетинговых исследований, применение различных средств стимулирования сбыта, выход на новые рынки с новым товаром;
- рост производительности труда, разработка новой системы мотивации труда.
Итак, в современных условиях хозяйствования, важное значение для предприятия имеет стабилизация финансового положения. Основным направлением укрепления финансовых результатов является повышение прибыли и рентабельности организации. Этого можно достигнуть путем внедрения основных направлений научно-технического прогресса, обновления производства на базе передовой техники, широкого внедрения прогрессивных технологий.
Для получения максимальной прибыли организация должна наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. Увеличение объема выпуска снижает издержки на единицу продукции, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль.