Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Менеджмент. Управление. Теории управления).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Введение
Всё так стремительно меняется. Технологии шагнули вперед, экономика развивается, а значит общество, и мы сам тоже меняемся и развиваемся с каждым днём. Постоянно возрастают требования к качеству любой нашей деятельности, усложняются цели, ставятся всё более невыполнимые задачи.
Мир терпит изменения, формирование новых наук, новых методов, в том числе и новых методов управления собой, другими людьми, организации в целом.
Как правильно сформулировать цель, идти к ней, с наименьшими потерями, что нужно делать – обо всём об этом нам может рассказать менеджмент.
Искусство выбора и формирования правильной цели, управление процессом её реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.
А это значит, что ни один руководитель не может стать по истине умелым и грамотным руководителем, если не ознакомится и не овладеет искусством менеджмента.
В своей работе я рассматриваю менеджмент, как организационно-целевое управление
1.1 Понятия «менеджмент» и «управление»
Прежде всего, разберемся с тем, какой смысл вкладывается в понятия «менеджмент» и «управление».
Менеджмент – это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Менеджмент - это искусство точно знать, что предстоит делать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. (Ф. Тейлор).
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей. (Михненко П.А, 2014)
Это лишь часть определений понятия «менеджмент».
Что же означает понятие «управление»?
Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности. (Игнатьева, 1999)
Управление - это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов. (Михненко П.А, 2014)
Управленческое воздействие на организации может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, межличностного общения и т. п. Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на неё.
Используя слово «менеджмент», мы обычно имеем в виду некую группу людей, занимающихся управлением. Тот, кто принадлежит этой группе, называется «менеджером».
Можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Мы можем, например, сказать «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблём». Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент – это управление особого рода, управление деятельностью организации. (Адизес, 2008)
Просмотрев несколько словарей, можно обнаружить следующие синонимы слова «управлять» :« администрировать», «вдохновлять», «властвовать», «влиять», «внушать», «возглавлять», «воспитывать», «выполнять», «дисциплинировать», «возглавлять», «доминировать», «достигать цели»», «контролировать», «использовать», «координировать», «манипулировать», «мотивировать», «подчинять», «править», «стоять у руля», «тренировать».
У всех этих синонимов, несомненно, есть что-то общее - все перечисленные действия носят однонаправленный характер. Управляющий субъект указывает управляемому, что делать. Во многих организациях каждый менеджер решает сразу десятки проблем. Иначе говоря, деловой мир находится в плену ошибочных представлений об индивидуалистическом характере менеджмента. Считается, что один человек должен олицетворять собой весь процесс управления, обладать навыками планирования, мотивирования, манипулирования, коммуникации – выполнять в одиночку все функции менеджмента. Однако в реальности такого менеджера попросту не существует. Менеджмент – слишком сложный процесс, чтобы с ним мог справиться один человек.
Английское слово управлять «to manage» не имеет эквивалентов в ряде языков, например французском, шведском. Вместо него употребляются глаголы «направлять», «администрировать». На испанский язык «manage» переводится как «управлять» применительно к лошади или автомобилю. (Адизес, 2008)
Как мне кажется, путаница в этой области объясняется тем, что нам трудно дать определение данному процессу и его результатам и это проявляется в нашем словарном запасе или отсутствии нужных слов.
1.2 Задачи менеджмента
Основными задачами менеджмента являются следующие:
- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- определение целей развития организации;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
При всём многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными функциями менеджмента. (Михненко П.А, 2014)
Эти функции называются
- Планирование
- Организация
- Мотивация
- Контроль
- Координация
1.3 Понятие целевого управления
Целевое управление - метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Различают:
- простое целевое управление;
- программно-целевое управление;
- регламентное управление.
Простое целевое управление - метод управления, при котором руководитель разрабатывает сроки и конечную цель, без указания механизма ее достижения. Простое целевое управление дает простор для инициативных решений, но не гарантирует достижение цели.
Программно-целевое управление - метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.
Регламентное управление - метод управления, при котором руководитель разрабатывает конечную цели управления и ограничения по параметрам и ресурсам.
Управление с помощью постановки целей - метод управления и оценки персонала, при котором:
- руководитель и подчиненный совместно определяют основные цели для подчиненного;
- по истечении установленного периода руководитель оценивает степень реализации поставленных целей. (Игнатьева, 1999)
1.4 Теории П. Друкера, А. Райа и Дугласа Макгрегора
Управление по целям – один из самых популярных методов управления. Кроме того, УПЦ – это ещё и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Антони Райа вную идею цели и планирования контроля так : «Основное внимание (в УПЦ) уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом. УПЦ – это «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов. (Хедоури, 1999)
Питер Друкер известен тем, что первым опубликовал концепцию УПЦ, как метод повышения эффективности организации. Он полагал, что каждый руководитель в организации, должен иметь чёткие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне. Друкер предполагал, что этот процесс поможет каждому руководителю получить чёткое представление о том, что ожидает от него организация, о целях организации и цели его начальника. (Хедоури, 1999)
Другой сторонник УПЦ, Дуглас Макгрегор, подошёл к рассмотрению этой проблемы с иной стороны. Он полагал, что метод управления по целям необходим, потому что даёт возможность оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств. Например, сообщение подчинённому, о том, что он малоинициативен, не является полезной формой обратной связи. Это некорректно для подчинённого, с точки зрения исправления недостатков в работе. Но, если подчинённому сообщают, что его производительность на 10% ниже контрольной цифры, установленной шесть месяцев назад, то это даёт чёткую систему координат, эталон для контролирования производительности и обсуждения возникших проблем, и того, что можно сделать для повышения производительности. Поэтому Макгрегор предлагает, каждому руководителю устанавливать конкретные производственные цели и средства их достижения совместно со своим непосредственным начальником. После определённого периода времени руководитель и подчинённый смогут оценить фактические показатели работы, сравнивая их с установленными контрольными показателями. (Хедоури, 1999)
2.Управление по целям
Составление целевых моделей – это начальный этап процесса управления по целям – концепции, которая широко используется современным менеджментом. Её суть такова: менеджмент, как целостная система управления, ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель должен иметь чёткие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента доводятся и согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Процесс менеджмента по целям состоит из четырёх этапов :
- Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.
- Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
- Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
- Производятся контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
Таким образом, если целеполагание – это начало всякой управленческой деятельности, то обязательным является определение видов работ, которые нужны для достижения целей.
Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение ,путём формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместный и эффективный труд. Ключевое место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, службы и предприятия в целом. (Игнатьева, 1999)
Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые предпосылки для производительного и эффективного труда всех сотрудников предприятия и всех его подсистем. Поэтому нередко менеджеров называют людьми, умеющими добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, и мотивы поведения других людей. Поэтому к их профессионализму и личностным качествам предъявляются высокие требования.
В качестве примера рассмотрим концепцию УПЦ, разработанную финскими учёными и специалистами и получившую название «Управление по результатам».
Суть концепции: система управления, которая ориентирована на конечные результаты и основана на использовании новых методов и техники управления , а так же творческого потенциала трудового коллектива.
Принципы концепции: результат является основой деятельности. Для его достижения необходимо старательно трудитья и иметь сильную волю.
Основные понятия : цель - это тот ключевой результат, к которому организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени.
Ключевые результаты могут быть трёх типов:
- По коммерческой деятельности (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы, доля на рынках сбыта, рентабельность, платёжеспособность, использование капитала и т.п.)
- По функциональной деятельности подразделений (количество и качество производимой продукции, использование производственной мощности, сырья, материалов, энергии и т. д.)
- По не коммерческой деятельности, способствующей достижению непосредственных функциональных целей (эффективность работы персонала, мотивированность работающих, атмосфера в организации, использование рабочего времени, сотрудничество с другими организациями, имидж предприятия, творческое начало, опыт).
Цели и приоритеты время от времени пересматриваются, в связи с изменением внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности. (Хедоури, 1999)