Файл: Функции налогового учета (Регистры налогового учета на предприятии).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА
1.1 Сущность, принципы и функции налогового учёта
1.2 Регистры налогового учета на предприятии
2 ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Понятие и сущность составления налоговой отчетности
2.2 Общие требования к заполнению налоговой декларации
2.3 Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый учет выступает в качестве процесса фиксации имущества налогоплательщиков, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. Рассматривая налоговый учет с таких позиций, можно утверждать, что в качестве токового позволено рассматривать любой учет, осуществляемый на предприятии, в том числе статистический и бухгалтерский, так как они также связаны с налогообложением.
Налоговая отчётность - это декларации (расчёты) по налогам, представление которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно ст. 313Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый учет представляет собой систему, организованную по принципу последовательности применения норм и правил налогового учета. Под принципом последовательности понимается последовательное применение норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Таким образом, внесение изменений в нормы и правила налогового учета возможно только в начале очередного календарного года. Из содержания ст. 313 вытекает, что нормы и правила ведения налогового учета составляют систему ведения налогового учета, а систему и порядок ведения налогового учета законодатель использует как идентичные понятия.
Актуальность выбора темы для исследования определяется важнейшей ролью налогового учета и отчетности в деятельности любого предприятия, в том числе и предприятия торговли. Чтобы достичь каких-то положительных результатов деятельности, каждое предприятие должно обеспечить качественный сбор информации, который будет влиять на принятие управленческих решений, а значит, на эффективность функционирования экономического субъекта. Деятельность предприятия должна начинаться именно с правильной организации учета. Руководство предприятия должно решить, какие виды учета необходимы для конкретного предприятия, каким образом можно совместить виды учета. Таким образом, в первую очередь важно понять задачи и функции каждого из видов учет.
Предметом курсовой работы является функции, которые осуществяляет налоговый отчет.
Объект – налоги в РФ.
Цель курсовой работы исследовать функции налогового учета.
Задачи курсовой:
- изучить теоретические аспекты налогового учёта;
- рассмотреть принципы составления налоговой отчетности;
- рассмотреть перспективы дальнейшего развития налогового учета.
Методы исследования курсовой работы – анализ и синтез.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение рассматривается актуальность выбранной темы курсовой работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налогового учёта.
Во второй главе рассматриваются принципы составления налоговой отчетности.
В третьей главе рассматривается перспективы дальнейшего развития налогового учета в РФ.
В заключении делаются обобщающие выводы данного исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА
1.1 Сущность, принципы и функции налогового учёта
Впервые понятие «налоговый учет» в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса, то есть с 1 января 2002 года. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ[1].
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя[2].
Значение и задачи налогового учета определяются ролью системы налогообложения в стране. Влияние налогов на экономику на этапе переходного периода к рынку изучается сравнительно недавно и до сих пор проблематично. Общепризнанным является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующие функции. Но сама система налогообложения функционирует на микроуровне, то есть основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов - конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц.
К функциям налогового учета относятся: фискальная; информационная; контрольная.
Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Многие положения Налогового Кодекса РФ и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете налога на доходы физических лиц, подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства[3].
Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.
Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.
Согласно действующему законодательству основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям.
Надлежащее выполнение функций и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета.
Принципы налогового учёта: начисления непрерывности, понятности, существенности, значимости, достоверности, нейтральности, осмотрительности, завершенности, сопоставимости и последовательности.
Перечисленные принципы налогового учета, заложены в концептуальную основу налогового учета. Рассмотрим некоторые из них. Так, Налоговый Кодекс РФ принцип начислений возводит в метод начислений и дает ему следующее определения. Метод начисления - метод налогового учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью реализации и оприходования имущества. Принцип непрерывности в налоговом учете предполагает, что субъект, как налогоплательщик будет функционировать и в будущем; с присвоением ему ИНН за ним будет осуществляться постоянный контроль со стороны налоговых органов. Принцип существенности в налоговом учете тесно связан с достоверностью и значимостью информации налогового учета. Так, устанавливая очередность платежей налоговой задолженности: пени, штрафы и сумма налога, или наоборот, налоговые органы определяют существенность того или иного платежа для бюджета. Принцип осмотрительности в налоговом учете четко проявляется при определении меры ответственности налогоплательщиков в условиях принудительного взыскания задолженности по налогам. Принцип последовательности в налоговом учете предполагает, что принятая налоговая политика также как учетная политика осуществляется согласно утвержденных норм, методов и процедур, согласованных с налоговыми органами[4].
Место налогового учета в системе национального учета определило выбор объектов и содержание метода его ведения. Для налоговых служб объектом внимания выступают хозяйственная деятельность налогоплательщиков. Для бухгалтера, осуществляющего налоговый учет, объектом внимания служат налогооблагаемые показатели и источники их возмещения. Поскольку налоговый учет, в значительно большом объеме ведется на предприятиях, то объекты и предмет налогового учета будет рассмотрен с точки зрения налогоплательщиков. Тогда к объектам налогового учета можно отнести три группы налогооблагаемых показателей:
- имущество (долгосрочные активы);
- доходы от предпринимательской деятельности (все виды);
- разница в оценке стоимости активов.
Или, иначе говоря, к объектам налогового учета можно отнести налогооблагаемые показатели или объекты налогообложения, которые различаются по видам налогов и сборов, а также источникам платежей.
В обобщенном виде предметом налогового учета выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у него как у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налогов. Причем ведение налогового учета может быть возложено, как на налогоплательщика, так и на лиц, обязанных осуществлять исчисление налога.
Для правильного понимания термина «Налоговый учет» важное значение имеет разграничение таких терминов, как физическое лицо, юридическое лицо, резидент и нерезидент Юридические лица подлежат налогообложению отдельно от своих учредителей. Признак юридического лица вовсе не является обязательным для признания его в качестве плательщика налогов, поэтому налоговые службы вправе самостоятельно определять отдельного налогоплательщика или нескольких юридических лиц, осуществляющих деятельность в одном производственном комплексе, рассматривать как единого налогоплательщика[5].
В налоговом законодательстве отмечено, что хозяйствующие субъекты и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны своевременно и правильно начислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц. Кроме того, они же обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицом в календарном году.
Налоговый учет имеет свои особенности:
- обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;
- имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства.
Таким образом, ведение налогового учета позволяет решить государству в лице его фискальных органов целый ряд задач, решение которых с использованием только бухгалтерского учета просто невозможно. В бухгалтериях, должен быть четко налажен и организован налоговый учет не только по установленным срокам платежей, но и, постоянно и непрерывно необходимо вести наблюдение за объектами учета. Это обусловлено следующим:
- объекты налогового учета качественно разнообразны как показатели и как разные платежи.
- налоговый учет должен обеспечить контроль за операциями, фактами хозяйственной деятельности, которые влияют на платежи и расчеты по налогам.
Регистрация движения, изменение объектов налогового учета должна осуществляться в специальных носителях информации, в документах, придающих им юридическую, доказательную силу. Для налогового учета это очень важно, так как здесь чаще, чем где-либо налогоплательщики вступают в правоотношения с другими субъектами[6].