Файл: Бухгалтерский учет и анализ (Правовые основы организации и ведения кассовых операций).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание учета наличных денежных средств в кассе предприятия
1.1 Правовые основы организации и ведения кассовых операций
1.2. Применение в деятельности предприятий онлайн - касс
2. Современное состояние ведения кассовых операций в ООО «Водник»
2.1. Расчётно – платежная и кассовая дисциплины на предприятии
2.2 Современное состояние учёта наличных денег в кассе ООО «Водник»
ВВЕДЕНИЕ
Денежные средства предприятий находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банке, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.[6]
Кассовые операции занимают одно из центральных мест в деятельности организации. Потребность в наличных деньгах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплату услуг наличными и т.п. В то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за оказанные услуги, в погашение долга работниками, поступления с расчетного счета и др.[6]
Для хранения, приема и выдачи денежных средств наличными организация создает специальный обособленный участок бухгалтерии - кассу. Основными документами, оформляющими поступление и выдачу наличных денег, являются приходные и расходные кассовые ордера.[7]
Заработная плата, пособия, пенсии и стипендии выдаются из кассы по платежным ведомостям. В этом случае расходные кассовые ордера на каждого получателя не составляются. В кассовых документах не допускаются подчистки, помарки и исправления.
С июня 2014 года был введен новый порядок ведения кассовых операций в РФ. По сравнению с предыдущим периодом, правила ведения кассовых операций изменились, что подтверждает актуальность выбранной нами темы курсовой работы.[5]
Так же, связи с тем, что многие организации и предприятия (а также некоторые индивидуальные предприниматели) ведут бухгалтерский учет будет актуальной изучение более подробно про новый порядок ведения кассовых операций, который начал свое действие в 2014 году и продолжит в 2017 году.[3]
Целью курсовой работы является изучение учета денежных средств на ООО «Водник».
Для достижения цели нами выполнены следующие задачи:
- изучены правовые основы организации и ведения кассовых операций;
- изучено современное состояние учёта наличных денег в кассе ООО «Водник»;
- изучены пути совершенствования кассовых операций.
Изучение учета наличных денежных средств в кассе предприятия является ещё актуальней, потому, что очень часто контролирующие организации проверяют правильность ведения таких операций.
Объект исследования - ООО «Водник». Целью деятельности общества является получение прибыли необходимой для обеспечения интересов акционеров ООО «Водник» и трудового коллектива, а также обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов.
Деятельности общества состоит: из выполнения строительно-монтажных работ; производство строительных материалов и конструкций; закупка материалов и оборудования для комплектации строящихся объектов, средств малой механизации, оргтехники и др. в соответствии с Уставом.
Разработка проектно-сметной документации; производство и реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг предприятиям, организациям и гражданам; грузопассажирские перевозки; иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством республики Узбекистан.
Предметом исследования является изучения состояния учёта наличных денег в кассе предприятия.
1. Сущность и содержание учета наличных денежных средств в кассе предприятия
1.1 Правовые основы организации и ведения кассовых операций
С июня 2014 был введен новый порядок ведения кассовых операций. Этот порядок условно можно разделить на две части:[3]
Обычный (для юридических лиц, кроме банков).
Упрощенный (для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий).
Кассовые операции допустимо производить только в кассе. Ответственным лицом за проведение таких операций является кассир. В случае если на предприятии несколько кассиров, то назначают старшего кассира.
Проводить кассовые операции имеет право лично руководитель организации или индивидуальный предприниматель.[3]
Подписывает кассовые документы бухгалтер (главный бухгалтер). При отсутствии бухгалтера на предприятии документы подписываются кассиром и руководителем.
С 2015 года разрешено вести кассовые операции при помощи программно-технических средств.[3]
Изменения произошли в ведении кассовых операций в обособленных подразделениях. Под обособленным подразделением следует понимать любое подразделение фирмы (по местонахождению которого находится не меньше чем одно оборудованное рабочее место).
Для таких подразделений введен лимит остатка наличных средств и ведение собственной кассовой книги. Листы кассовой книги теперь в одном экземпляре. Их не нужно сдавать на следующий день в главный офис.
Существенных преобразований в сфере кассовых документов не произошло. Кассовая книга, приходные и расходные ордера, а также ведомости не изменились. [5]
Все ранее унифицированные формы продолжают использоваться. Заполнение этих документов следует производить с учетом нововведений.
Индивидуальные предприниматели, в соответствии с новым порядком ведения кассовых операций, освобождаются от ведения следующего перечня документов:[3]
кассовая книга;
приходные кассовые ордера;
расходные кассовые ордера.
ИП ведут налоговый учет доходов и физических показателей, характеризующих их вид деятельности.
Для ведения кассовой документации теперь можно выбирать электронный или бумажный носитель.[3]
Кассовые документы имеет право оформлять приходящий бухгалтер (физическое лицо, которое работает по договору на оказание услуг).
Обособленные подразделения предприятия теперь по-новому передают листы кассовой книги. Копия листа книги (которая заверяется руководителем подразделения) передается в порядке, который был установлен самим юридическим лицом. То есть, листы кассовой книги можно сдавать один раз в год — при подготовке финансовой или бухгалтерской отчетности.
Ошибки в кассовых документах (на бумажных носителях) теперь можно исправлять, за исключением приходных и расходных кассовых ордеров.
Основные нововведения следующие:[5]
допускается ведение кассовой документации в электронном виде с использованием электронной подписи;
бумажные экземпляры кассовой книги и ордеров (приходного и расходного) не требуются при наличии электронных документов;
исправлять ошибки в электронных документах нельзя (подписанный документ с ошибкой удаляется, а вместо него заполняется новый);
второй лист кассовой книги больше не актуален;
единый приходный ордер теперь можно оформлять на бланке строгой отчетности;
собственная запись руководителя о сроках и суммах не требуется;
не ведется реестр депонированных сумм (но в зарплатных ведомостях эта графа сохраняется);
получатель может вписывать сумму прописью по расходному ордеру;
кассовую книгу не заполняют, если в какой-либо день наличные расчеты не производились.[5]
Кассир ставит штамп и свою подпись на квитанции к приходному кассовому ордеру. Кассиры могут теперь передавать деньги без расходного ордера на основании книги учета наличных средств.
В 2015 году изменен лимит остатка кассы. Новая формула расчета лимита наличных денежных средств не привязывается к поступлениям в кассу. Организация имеет право вести расчет исходя из суммы расходов или выручки.[5]
Лимит кассы является обязательным, кроме малых и микропредприятий. Он устанавливает объем средств, которые могут свободно храниться в кассе. Предприятия и организации имеют право лично вводить определенный лимит. Если лимит не был введен, он считается нулевым. Вся оставшаяся сумма в конце дня вносится на счет в банке.
Формулу расчета лимита в кассе регламентируется новым положением. Предприятие может выбрать одну из двух предлагаемых формул расчета:
Расчет производится по наличной выручке (по поступлениям от товара, услуги и прочего).[5]
Расчет производится на основе объема выданных денежных средств.
При наличии обособленных подразделений, общий кассовый лимит определяется с учетом лимита, установленного для подразделения.
То есть, величину лимита можно распределять между обособленными подразделениями.
Первая формула расчета лимита кассы выглядит так:[7]
L = V / P x Nc, (1)
где:
L — лимит в рублях;
V — объем выручки в наличных денежных средствах;
Р — расчетный период, количество рабочих дней, за который происходит учет объема поступлений наличных денежных средств (но не более 92 рабочих дней для юр. лиц).
Nc — период времени между сдачей в банк выручки: 1–7 рабочих дней (если же банка поблизости нет-то до 14 дней).
Вторая формула расчета лимита кассы:
L = R / P x Nc, (2)
где:
R — объем выдачи наличных (без учета сумм выплачиваемых зарплаты, стипендий или других выплат работникам).
В указании Банка РФ № 320-У от 11.03.2014 года сказано, что все малые и микропредприятия освобождены от обязательного установления лимита кассы. А это означает, что данные виды предприятий вправе хранить в кассе любые суммы.
Критерии отнесения к микро и малым предприятиям следующие:[6]
Для микропредприятий:
предельные значения дохода по налоговой декларации за предшествующий год - 120 млн;
среднесписочная численность работников за предшествующий год - 15 человек.
Для малых предприятий:
предельные значения дохода по налоговой декларации за предшествующий год - 800 млн;
среднесписочная численность работников за предшествующий год - 100 человек.
По этим критериям индивидуальные предприниматели относятся к микро или к малым предприятиям, следовательно для индивидуальных предпринимателей не обязательно вводить лимит кассы.[5]
1.2. Применение в деятельности предприятий онлайн - касс
С 2017-го подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей и организаций розничной торговли будут обязаны перейти на онлайн - кассы.[3]
Главная причина нововведений - необходимость выведения из тени той части продаж, которые не фиксируются продавцами и, соответственно, бюджет недополучает налоги с этих сделок. Плюс известная ситуация с незаконной продажей алкоголя во внеурочные часы, которую тоже давно надо поставить под контроль.
Согласно новому закону, розничные продавцы обязаны отныне применять онлайн - кассы при расчетах с клиентами. Новые ККТ будут в режиме онлайн через Интернет пересылать данные о расчетах, продажах в местные налоговые инспекции через посредника - оператора фискальных данных. С ним торгующей организации (ИП) придется заключать соответствующий договор. В этой системе наряду с бумажными будут формировать и электронные чеки, которые передадут покупателям по электронной почте.[5]
Преимуществами данного нововведения являются:
Выручку можно контролировать через интернет;
Время продажи алкоголя также будет подконтрольно;
Ошибки при расчетах проще отслеживать;
Не будет необходимости в ведении кассового журнала;
Потребители смогут удобно контролировать свои покупки, расходы;
При утрате бумажного чека всегда можно найти его цифровой вариант, что решит проблему доказательности многих конфликтов;[5]
В расчетах теперь можно будет использовать удобную современную технику: смартфоны и планшеты;[5]
Затраты на ежегодную перерегистрацию и обслуживание касс снизятся.
Любая продажа будет фиксироваться: в момент, когда продавец (кассир) пробивает чек, онлайн –касса автоматически формирует фискальный признак и отсылает его оператору фискальных данных. Эта информация хранится у оператора. Продавцу отсылается уникальный
номер чека, на что уходит порядка полутора секунд. Параллельно оператор фискальных данных передает информацию о продаже в ИФНС. Оператором-посредником может быть российская компания, получившая соответствующее разрешение от государства.
Купив онлайн – кассу с 2017 года, продавец обязан будет пересылать электронный чек покупателю на смартфон либо электронную почту, если потребитель предоставит такие данные. По требованию покупателя продавец также обязан выдавать и бумажную версию чека, с QR кодом. Получив его, покупатель сможет через Интернет проверить подлинность данных о покупке. А также то, были ли эти сведения переданы в ИФНС.[5]