Файл: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К формам государственной поддержки научной инновационной деятельности относят следующие:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

  • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
  • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и косвенными методами. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИР и ОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИР и ОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

Как известно, смешанное финансирование научно-исследовательских работ (долевое или совместное), т. е. финансирование, осуществляемое из нескольких источников, чрезвычайно распространено в мировой практике. В этом плане Россия не является исключением. Подобная форма финансирования широко используется, например, при объединении бюджетных средств нескольких государственных заказчиков, бюджетных и частных средств, а также бюджетных средств государственного

Непрямое финансирование, то есть финансирование за счет различных фондов государственных министерств и ведомств, получающих деньги из источников федерального бюджета для целевого финансирования исследований и разработок (в соответствии с целями и задачами, определенными в уставе этих фондов), достаточно широко используется в Российской Федерации.


Очевидно, что в создавшихся в Российской Федерации правовых условиях государственные контракты играют исключительно важную роль. Они четко определяют отношения между государственным заказчиком и исполнителем (государственной исследовательской организацией), в том числе по вопросам владения и распоряжения интеллектуальной собственностью и передачи ее третьим лицам. Ввиду отсутствия в настоящее время какой-либо модели обязательного для всех государственных заказчиков государственного контракта, каждый из них имеет право в рамках своей компетенции и нынешней правовой системы определять права и обязанности исполнителя в отношении объектов интеллектуальной собственности, полученных с использованием средств федерального бюджета.

На практике каждый государственный заказчик придерживается собственного подхода к установлению отношений с исполнителями в части владения и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, что фиксируется им в государственном контакте. В подавляющем большинстве случаев государственные контракты, заключаемые различными федеральными органами исполнительной власти, имеют довольно существенные отличия.

Важный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование науки и технологий на государственном уровне.

Косвенные методы государственной поддержки инноваций опосредованно стимулируют инновационную деятельность, требуют значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, ими может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.

Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации:

  1. освобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т. п.);
  2. налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;
  3. налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.

Как показывает опыт, налоговые льготы, включенные в первую группу, не дают каких-либо серьезных стимулов к дополнительному инвестированию в сферу НИОКР. Если государственные и частные некоммерческие организации вынуждены будут платить все предусмотренные законодательством налоги, то государство должно компенсировать эти затраты путем увеличения объемов финансирования. Единственное преимущество этой группы налоговых льгот состоит в том, что общая структура затрат государственных организаций будет относительно ниже, чем у других организаций, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Как и во многих других странах, российские государственные научно-исследовательские институты и университеты освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Это распространяется на исследования, финансируемые государством, а также исследования, выполняемые по контрактам с бизнесом. Налоговые льготы на прибыль не распространяются на государственные научные учреждения и университеты, поскольку целью их деятельности получение не является получение прибыли. Значительно больший интерес представляют две другие группы налоговых льгот, так как они способны реально стимулировать инновационный процесс.


Налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две категории:

  1. Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР.
  2. Налоговый кредит. В этом случае фирмам, инвестирующим средства в проведение исследований и разработок, разрешается вычесть указанный процент затрат на НИОКР из налогооблагаемого дохода или налога на прибыль.

Существуют два основных различия между налоговыми льготами и налоговым кредитом:

1) величина налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время как налоговый кредит напрямую от них не зависит;

2) в обычных условиях неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный налоговый кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его целевым использованием в каждом конкретном случае.

Одним из существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.

Третья группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот.

Стагнация в инновационной сфере в немалой степени связана с недостаточным вниманием к интенсификации и продвижению новаций в реальный сектор экономики со стороны государства. Спрос на технологические нововведения со стороны предприятий во многом определяется ресурсным обеспечением инновационного процесса. Недостаточное финансирование, а также отсрочки в принятии важных организационных решений тормозят реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике. Крупные проекты, охватывающие полный цикл работ (проведение специализированных исследований и разработок, технологическая подготовка производства, выпуск принципиально новой продукции и др.), становятся для отечественных предприятий все более дорогостоящими и недоступными. Поэтому основными сдерживающими факторами инновационного развития предприятия остаются, прежде всего, недостаток собственных финансовых ресурсов и высокая стоимость нововведений. Также следует отметить, что зачастую отечественные предприятия неактивны в кооперационных связях: в поисках источников информации для инноваций, многие из них замкнуты на собственный потенциал и не повышают интенсивность процессов технологического обмена.


Для обеспечения динамичности современных инновационных процессов необходима согласованная координация действий всех участников инновационной деятельности: государственных органов, научно-технических обществ, предпринимательских структур, потребителей инновационной продукции и т. п. Только в условиях согласованных действий между теми, кто создаёт инновационный продукт, и тем, кто его потребляет, возможны масштабные инвестиции в инновации и получение соответствующей пользы.

Национальная поддержка инновационных проектов должна быть закреплена законодательно и подтверждена нормативными актами.

1.3 Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закрепляет понятие поддержки инновационной деятельности со стороны государства. Кроме того, в законе РФ указаны возможные меры, которые применяются для обеспечения правовой и экономической целесообразности внедрения инноваций. Основной направленность политики государства по данному вопросы является улучшение функционирования всей экономики страны, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, услуг и работ.

Законодательная база закрепляет всеобщую доступность инновационной поддержки бизнеса, промышленности на всех уровнях управления. Государством оказывается публичная поддержка субъектов общества, оно гарантирует защиту интересов граждан страны и поощрение их инициативы.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (далее – Указ), и план мероприятий по реализации Стратегии на 2017-2019 годы, призванная ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определила цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики.

Стратегия направлена на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации.

Координатором исполнения Плана является Министерство образования и науки Российской Федерации, ответственными исполнителями – федеральные органы исполнительной власти в соответствии с принадлежностью вопросов, государственные корпорации, институты развития, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Российская академия наук, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Пунктом 3 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности в научно-технологической сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации.

На территории нашей страны участникам инновационной деятельности предлагаются не только налоговые и таможенные льготы, а также образовательные услуги, информационная поддержка и помощь в организации стабильного спроса на инновационные продукты.

Глава 2. Меры поддержки Правительства Москвы

2.1 Перечень мер, выработанных Правительством Москвы

Отдельные мероприятия, предусмотренные планом по реализации Стратегии, в части, касающейся Правительства Москвы, уже реализуются в действующих государственных программах города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 № 477-ПП, и «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП.

Вместе с тем в целях охвата более широкого круга задач и приоритетных направлений, установленных в Стратегии, а также их развития и реализации в Москве, разработан план мероприятий, направленных на обеспечение научно-технологического развития города Москвы.

Рассмотрим некоторые из мер поддержки инновационных предприятий актуальных на январь 2019 года.

Субсидии в целях возмещения затрат, связанных с реализацией за пределами территории российской федерации товаров, произведенных на территории города Москвы при осуществлении сертификации систем менеджмента

Получатели:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Размер субсидии:

50 процентов от выручки от реализации товаров за пределами территории Российской Федерации по договорам, в целях которых произведены затраты, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу в котором подана заявка, но не более 500 тыс. рублей.

Условия получения субсидии:

  • Субсидии не предоставляются претендентам, осуществляющим деятельность в топливно-энергетической отрасли, в части возмещения затрат при производстве и реализации товаров, относимых к сырьевым, топливно-энергетическим видам.
  • Регистрация в качестве налогоплательщика на территории города Москвы.
  • Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на день подачи заявки не менее 6 полных месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии.
  • Производство товаров осуществляется на территории города Москвы.
  • Неполучение средств из бюджета города Москвы в соответствии с иными нормативными правовыми актами на те же цели, на которые предоставляется субсидия.
  • Отсутствие просроченной более чем на 30 календарных дней задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на день подачи заявки на предоставление субсидии.
  • Отсутствие проведения в отношении претендента процедуры реорганизации, ликвидации или банкротства, приостановления деятельности, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на предоставление субсидии.
  • Отсутствие у претендента нарушений обязательств, предусмотренных договорами о предоставлении средств из бюджета города Москвы, в течение последних трех календарных лет, предшествующих дню подачи заявки на предоставление субсидии.
  • Претендент не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранного юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица, в совокупности превышает 50 процентов.