Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
Такое положение отражало сложную экономическую ситуацию в стране, отсутствие возможностей для изменения сложившейся обстановки с соотношением курсов валют и установления реального обменного курса национальной валюты. В то время либерализация цен внутри страны при отсутствии рыночных условий не представлялась возможной. Унифицированный курс национальной валюты (общий для любых групп товаров, услуг и банковских валютных операций) мог быть введен несколько позже или как более жесткий социальный вариант одновременно с либерализацией цен внутреннего рынка страны[12].
Цены в России были либерализованы со 2 января 1992г., а унификация валютного курса произошла лишь 1 июля 1992г. В промежутке действовали многочисленные коэффициенты для валютных расчетов по централизованному импорту, причем обменный курс для импортных товаров равнялся 1 долл.США за 20 руб., в то время как на свободном рынке за 1 долл.США нужно было заплатить 120 руб.
Естественно, такое положение способствовало получению огромной прибыли, так как разница в обменных курсах использовалась теми, кто имел возможность распоряжаться централизованным, а потому и дешевым импортом, реализуя его по высоким рыночным ценам. Покупая у российских экспортеров иностранную валюту, государство рассчитывалось не по рыночным ценам, а в соответствии с двумя валютными курсами, введенными в принудительном порядке: 50% валютной выручки от экспорта товаров и услуг покупалось по 55 руб. за 1 долл. США, остальное - по 100 руб. за доллар.
Естественное стремление российского правительства снизить собственные издержки на обслуживание внешнего долга вызывало недовольство предприятий, производящих продукцию на экспорт. Некоторым государственным предприятиям иногда удавалось добиваться возможности распоряжаться своей валютной выручкой, а частные производители экспортной продукции старались не афишировать объем поступлений от экспорта. Экспортеры, используя различные, естественно, не всегда законные способы, хранили недоиспользованную валютную выручку за границей.
В результате стремление государства поправить свое финансовое положение за счет экспортеров возымело обратное действие: государство смогло получить лишь малую толику заранее спланированных доходов. Не удалось сбежать нежелательного из последствий - утечки валютных средств за границу[13].
Единственным средством противодействия этому процессу могло бы служить введение унифицированного курса обмена валют, что и было предпринято российским правительством и Центральным банком РФ. Введение унифицированного валютного курса благотворно повлияло на все аспекты валютных отношений в стране, даже на черный рынок, где валютный курс также унифицировался. Однако сохранилась значительная разница между курсами продажи и покупки иностранных валют.
Между тем методика определения обменного курса была еще недостаточно разработана. Если, как уже упоминалось, в восточноевропейских странах в свое время (в начале периода либерализации внешнеэкономических связей) сначала за основу был принят курс черного рынка, а затем по мере стабилизации экономических отношений курсы валют стали определяться посредством рыночной конъюнктуры, т.е. в зависимости от спроса и предложения, то в России государство в лице Центрального банка РФ оставило за собой возможность корректировки обменного курса валют.
Созданный вскоре Республиканский валютный резерв Российской Федерации был призван финансировать государственный импорт. В связи с этим предприятия, производящие продукцию на экспорт, обязали продавать в Валютный резерв РФ часть валютной выручки. Курс продажи был не рыночный, а так называемый специальный, являвшийся производным от рыночного обменного курса, хотя он и определялся в процессе торгов на валютной бирже.
Такое решение правительства отнюдь не стимулировало производителей к увеличению объемов производства экспортируемых товаров, поскольку вырученные от продажи продукции валютные средства приобретались по заниженному курсу. Например, в январе и феврале 1992 г. специальный курс рубля для обмена на иностранную валюту составлял всего 50% от рыночного, в марте он чуть повысился до 61%, а в апреле - июне опять понизился до 55%. Возникла необходимость изменения сложившейся практики пополнения государственных валютных ресурсов. В связи с этим с 1 июля 1992 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» специальный валютный курс, а также обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров были упразднены. Вместо прежних мероприятий устанавливался новый порядок, в соответствии с которым все предприятия с любой формой собственности, местом регистрации, долей участия иностранного капитала были обязаны продавать 50% экспортной выручки от продажи товаров или услуг в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке только через уполномоченные банки, но уже по рыночному курсу. Новый порядок был закреплен в Инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 1 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями-части валютной выручки через уполномоченные банки»[14]
Подобное решение насущных проблем страны в сфере валютных отношений и нового шага вперед на пути создания полноценного валютного рынка России стало возможным только вследствие создания двухуровневой банковской системы, формирование которой завершилось в начале 90-х годов. Упрочившиеся в сложившейся банковской двухуровневой системе валютные отношения упразднили монополию Внешэкономбанка СССР на банковское обслуживание счетов в иностранной валюте и осуществление операций с иностранной валютой и иными валютными ценностями. Такие обыденные банковские операции, как ведение счетов в иностранной валюте, обслуживание международных расчетов, различные виды валютных операций, были переданы в ведение коммерческих уполномоченных банков.
Функции, выполнявшиеся коммерческими банками в валютной сфере, значительно отличались в зависимости от характера валютных операций, на которые у них была лицензия. Коммерческие банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, имели право работать только на внутреннем валютном рынке. Выход на внешний валютный рынок становился возможным лишь после открытия одного или нескольких валютных счетов во Внешэкономбанке или в каком-либо ином кредитном учреждении, обладающим генеральной лицензией.
Генеральная лицензия означала для банка возможность осуществлять любые законные валютные операции не только на внутреннем валютном рынке, но и на мировом, а также открывать любое число корреспондентских счетов в зарубежных банках.
С течением времени увеличивалось число валютных операций на межбанковском рынке, а именно между уполномоченными банками и между уполномоченными банками и Центральным банком РФ, т.е. постепенно обретал силу рынок, на котором обычно формируются обменные курсы иностранных валют к национальной валюте страны. Объем валютных операций уполномоченных банков по обслуживанию клиентов также постепенно возрос. Это свидетельствовало о положительных сдвигах в развитии валютного рынка Российской Федерации, о первых признаках его децентрализации, и в целом о приближении к уже устоявшимся и положительно себя зарекомендовавшим моделям валютных отношений переходного периода. С апреля 1991 г. начала функционировать валютная биржа Банка России, где еженедельно совершались торговые сессии. Участниками торгов являлись представители крупнейших коммерческих банков страны, аккумулировавшие на своих счетах около 80% иностранной валюты предприятий, ориентировавшихся в основном на экспорт или импорт продукции. Менее года спустя, была зарегистрирована Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), по форме собственности представлявшая собой акционерное общество закрытого типа. Ее акционерами явились крупнейшие банки страны, располагающие соответствующей лицензией, среди которых был и Центральный банк РФ.
Следующей важной вехой развития валютных отношений в стране можно считать март 1991 г., когда был принят Закон СССР «О валютном регулировании» [15]. Понятийный аппарат этого закона впервые содержал такие важные термины, как «валюта СССР», «иностранная валюта», «валютные ценности», «валютные операции», «резиденты», «нерезиденты» и пр. В соответствии с законом Государственный банк СССР, как и центральные банки других стран, стал ведущим органом валютного регулирования и валютного контроля[16].
Письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» утверждались основные принципы функционирования валютной сферы в стране, важнейшие аспекты валютных отношений и взаимоотношения участников валютных операций.
В дальнейшем распад СССР определил необходимость создания собственной законодательной базы Российской Федерации в области валютных отношений. В ноябре 1992 г. вступил в силу Закон Российской Федерации № 3616-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Новый закон, естественно, опирался на Закон СССР «О валютном регулировании» 1991 г. Однако структура нового закона подверглась значительным изменениям. Уже имевшиеся в прежнем законе понятия были уточнены и получили дальнейшее развитие. Были также введены новые понятия, такие как «валюта Российской Федерации», новые статьи, например, «Защита валюты Российской Федерации» с важным положение о расчетах между резидентами, которые производятся в национальной валюте Российской Федерации без ограничений. Кроме того, многие понятия были более четко сформулированы (например, «резиденты» и «нерезиденты»). Было введено в практику понятие агентов валютного контроля:
Новый закон определил статус Центрального банка Российской Федерации в качестве преемника Государственного банка СССР как органа валютного регулирования и валютного контроля.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России является основным органом валютного регулирования и валютного контроля и поэтому обладает определенными полномочиями в валютной сфере. Основной задачей Центрального банка Российской Федерации является разработка нормативных актов, регулирующих валютные отношения и подлежащих исполнению всеми резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает порядок обращения в России иностранной валюты, платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки через границу Российской Федерации иностранной валюты, платежных документов, и ценных бумаг в иностранной валюте, условия и порядок открытия резидентами счетов в иностранной валюте в других странах.
При разработке валютной политики Банк России стремится к стабильности в валютной сфере страны, своими решениями и мероприятиями претворяя ее в жизнь. При разработке эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ руководствуется такими принципами, которые позволяют планировать, формировать, регулировать и организовывать на государственном уровне комплексную систему валютного регулирования и валютного контроля за соблюдением валютного законодательства. Однако валютное законодательство Российской Федерации по разным причинам далеко от совершенства и нуждается, с одной стороны, в упрощении, с другой - в ликвидации пробелов по актуальным проблемам валютного регулирования и контроля, не нашедшим еще отражения в законах и нормативных документах. Более того, валютное законодательство иногда сложно для толкования не только работникам предприятий и учреждений, финансово-банковской системы, но даже специалистам. Наконец, нормативные документы содержат множество исключений из общих правил, что ставит участников рынка в неравные условия.
Наряду с Центральным банком РФ в соответствии со ст. 11 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» правительство Российской Федерации также является органом валютного регулирования и валютного контроля. Статус органа валютного регулирования и валютного контроля закреплен и за Государственным таможенным комитетом (ГТК), что подтверждается разделом 6 Таможенного кодекса, однако разработка нормативных документов осуществляется ГТК только в пределах собственной компетенции.
Специальные правомочия президента Российской Федерации оговорены в ст. 6, п. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В ст. 11, п. 3 закона определены органы, наделенные функциями агентов валютного контроля (учреждения, которые в соответствии с валютным законодательством России также имеют полномочия в области валютного контроля, в основном уполномоченными банками, подотчетными ЦБ РФ).
Необходимые разъяснения относительно Федеральной службы валютного и экспортного контроля даны в Положении ЦБ РФ от 9 сентября 1992 г. № 1157 и в Указе Президента Российской Федерации от 29 ноября 1996 г. № 1611 «О восстановлении федеральной службы валютного контроля».
Основные полномочия органов и агентов валютного контроля определены в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»[17].
3. Положение российского рубля в мировой валютной системе
В течение последних десяти лет в мировой валютной системе главными резервными валютами являются доллар США, евро, японская йена. Но из-за изменений в расстановке экономических сил, успешному развитию по сравнению с наиболее развитыми странами ряда развивающихся экономик уже в середине 2000-х гг. некоторые эксперты стали высказывать мнение о возможности появления новых региональных и мировых валют. Финансовый и экономический кризис 2007—2009 гг., который выявил резкие дисбалансы современной МВС и ее неполное соответствие реалиям развития мировой экономики, стал еще одним подтверждением этой гипотезы. Данный кризис спровоцировал повышение неустойчивости ведущих мировых валют как по отношению друг к другу, так и по отношению к валютам других стран, что привело к осознанию необходимости реформирования мировой валютно-финансовой системы, расширения перечня резервных валют, выполняющих одну или несколько функций мировых денег в рамках региона или на глобальном уровне.