Файл: Понятие и значение приватизации ( Субъекты и объекты приватизации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, значительно снижалась вероятность успешного противодействия попыткам через решение общего собрания акционеров снизить долю государства в уставном капитале путем его непропорционального увеличения или реорганизации общества разными способами; внести изменения в устав, ограничивающие права государства как акционера; принять решение об отчуждении эффективных активов приватизированного общества.

На протяжении длительного периода времени специальное право владельца «золотой акции» на участие в принятии важнейших решений органов управления акционерных обществ не было законодательно оформлено. В связи с этим у акционерных обществ, в отношении которых действовало такое право, возникали затруднения при решении ряда вопросов. Внесенные в Федеральный закон «Об акционерных обществах» изменения устранили указанные недостатки.

Кроме того, указанный Федеральный закон, регламентирующий права, связанные с «золотой акцией», направлен на усиление защиты прав акционеров, в том числе государства. «Золотая акция» – это обыкновенная акция, предоставляющая ее владельцу право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов, в частности по внесению изменений и дополнений в Устав общества, по принятию решений об отчуждении в любой форме имущества, об участии в других предприятиях, о ликвидации общества. Данный Закон также способствует повышению степени защиты интересов акционеров от ставшего распространенным на практике «размывания» их долей, так как для них устанавливается преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие нормы призваны защитить в первую очередь мелких акционеров, что является необходимым условием для привлечения внутренних инвестиций в российские акционерные общества.

Вышеуказанные изменения в законодательстве о приватизации государственного имущества, а также в области защиты прав акционеров позволят обеспечить рост российской экономики, формирование сильных и эффективных собственников, что в конечном счете направлено на увеличение благосостояния российских граждан.

Заключение

Государственное имущество – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.
В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности:
1) имущество, действительно необходимое для осуществления «публичных» функций.


По сути, это – имущество, вообще исключенное из оборота, и имущество, ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;
2) имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности и использоваться в качестве базы выполнения социальных обязательств до того времени, пока такие обязательства окончательно не перейдут в плоскость рыночных, частно-правовых отношений; 
3) недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности имущество, то есть имущество, используемое властными органами на цели, не имеющие никакого отношения ни к администрированию, ни к социальным обязательствам перед обществом.
Процесс управления государственной собственностью основывается на тесной взаимосвязи экономических и юридических отношений, однако он отнюдь не однообразен. Управление собственностью реально протекает в различных формах, отображающих особенности правового режима объекта управления и правового статуса, а также порядка действий субъекта управления. К одной из форм управления государственной собственностью относится приватизация.

Понятие приватизация подразумевает отчуждение имущества принадлежащего государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а так же земельного и жилищного фонда, который находится в коммунальной или госсобственности в пользу юридических или физических лиц, которые являются покупателями в рамках законодательства о приватизации.
Приватизация может осуществляться в форме приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в государственное акционерное общество; в форме приобретения объекта государственной собственности по конкурсу и в форме приобретения объекта приватизации или его имущества на аукционе. 

Существует государственная программа приватизации государственного и муниципального имущества, а так же аналогичные местные программы приватизации субъектов РФ. В плане приватизации на ближайшие годы также значится аэропорт Шереметьево и десятки других стратегически важных объектов. Новая волна приватизации, рассчитанная на 2014 год призвана пополнить бюджет за счет средств от приватизированного имущества (по прогнозам ежегодный доход от приватизации составит 3 млрд.р.). Согласно плану приватизации из 1795 ФГУП приватизировано будет 514, из 2337 акционерных обществ акции 436 компаний планируется также передать в руки частных собственников


В результате проведенной в стране приватизации, по крайней мере, формально, было создано одно из необходимых условий перехода к экономике многоукладного типа. В то же время, ни одна из декларированных приоритетных целей приватизации так и не была достигнута. Положительная оценка же приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии государственной собственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.
Приватизационные процессы в нашей стране продолжаются.

Но механизм передачи государственной собственности в частные руки несовершенен, а это может привести к огромным потерям государственных финансовых средств. Механизм несовершенства искусственно заложен в законодательство, при этом коррупция, взяточничество, рейдеры увеличивают финансовые и моральные потери государства.
Для устранения отрицательных эффектов приватизации требуется создание институтов рынка, демонополизация экономики, повышения эффективности функционирования рабочей силы, усиление мотивации трудовой деятельности, а также легализация теневой экономики и подчинение ее интересам общества.
Без такого понимания невозможно активное участие граждан в реализации своих материальных интересов в области частной собственности. Подводя итог, можно сказать, что в нашей стране нужно:
• устранить не государственную собственность, а ее монополию. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль;
• решить проблемы национальной безопасности, избавляясь от прибыльных объектов;
• обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа;
• приватизировать крупные предприятия.
Перечень федерального имущества, планируемого к приватизации в 2016 - 2018 годах, будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности.

Библиография

1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".- М.: Закон, 2012. - 84с.
2. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление; Юрайт - Москва, 2014. - 416 c.
3. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление; Юрайт - Москва, 2015. - 496 c.
4. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление; Юрайт - Москва, 2014. - 464 c.
5. Государственное и муниципальное управление. Шпаргалка; Окей-книга - Москва, 2012. - 617 c.
6. Государственное и муниципальное управление; Юрайт - Москва, 2012. - 625 c.
654с.
7. Приватизация предприятия. Сборник законодательных актов. Комментарий законодательства РСФСР и СССР - М.: Российский коммерсант 2015. - 745с.
8. Самойлов В. Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2017. - 312 c.
9. Государство учится управлять своей собственностью // Экономика России XXI. -2013.- № 1. С.17
10. http://www.minfin.ru - Сайт Минфина РФ 
11. http://www.garant.ru/ - Информационно-правовой портал