Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и юридическая природа нотариата
1.2 Нотариат в правовой системе России.
1.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях.
Глава 2. Нотариат в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов
2.1 Деятельность нотариата по обеспечению конституционного права на частную собственность
2.3 Нотариат в механизме обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.
Что касается прав и обязанностей нотариуса, направленных на реализацию вышеуказанных обязанностей, то они имеют процессуально-правовую природу. Существенной особенностью как судебной, так и нотариальной деятельности, непосредственно связанной с претворением в жизнь принципа законности, является наличие в ее основе строгой процессуальной формы, которая четко регламентируется законодательством.
Например, установление нотариусом личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия (статья 42 Основ законодательства о нотариате). Эта обязанность имеет процессуальную сущность. Аналогичными примерами могут служить права и обязанности нотариуса, связанные с порядком подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов (содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам; документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса; если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия).
По критерию содержания прав и обязанностей можно выделить организационные и профессиональные права и обязанности нотариуса. Организационные права и обязанности связаны с порядком и процедурой замещения должности нотариуса, его взаимодействием с нотариальной палатой, органами юстиции, другими субъектами конституционных правоотношений. В качестве примеров можно привести права информировать общественность о своей деятельности, проводить индивидуальную имиджевую политику, обязанность участия в деятельности профессиональной корпорации. В свою очередь, профессиональные права и обязанности касаются права истребовать сведения и документы, обязанностей составлять проекты документов, давать консультации и разъяснения, оказывать посреднические услуги.
В свою очередь, организационные права и обязанности нотариуса поддаются последующей классификации по следующим признакам:
1)порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий (право на равный доступ к замещению должности нотариуса; недопустимость произвольного прекращения полномочий нотариуса иначе как в случаях и порядке, установленных законом);
2)внешние атрибуты нотариуса (право на личную печать, штампы и бланки);
3)соблюдение правил территориальной подведомственности в пределах нотариального округа (обязанность, по общему правилу, совершать нотариальные действия в пределах нотариального округа; установленные законом исключения из этого общего правила);
4)ритуальные действия (обязанность нотариуса приносить присягу с торжественным обещанием исполнять полномочия в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку);
5)деятельность нотариальной палаты (обязательность членства, обязанность уплаты членских взносов, обязанность предоставлять палате необходимые сведения, обязанность личного участия в заседаниях палаты, право избирать и быть избранным в руководящие органы палаты). Так, во Франции нотариус несет обязанность личного присутствия на общем собрании нотариусов, причем отсутствие на собрании без уважительных причин может стать предметом дисциплинарного расследования;
6)государственный контроль нотариата (обязанность представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы).
Государственный контроль за осуществлением нотариальной деятельности - "это не самоцель, это не безликое и уж тем более не слепое проявление власти. Это способ убедиться в том, что деятельность каждого нотариуса наилучшим образом отвечает потребностям граждан, которые заинтересованы в защите своих прав"". Имеются факты, когда нотариальные палаты и территориальные органы юстиции немотивированно блокируют решения друг друга, что дает основания некоторым авторам квалифицировать нотариат в качестве "падчерицы юстиции".
В этой связи следует согласиться с мнением, что государственный контроль не должен касаться собственно нотариальных действий. Вопросы делопроизводства, организации деятельности нотариуса, дисциплины, режима работы - все это подведомственно государственным органам управления юстиции. Что же касается оценки тому, в соответствии ли с законом совершил нотариус нотариальное действие - то дать подобную оценку вправе лишь суд на основе принципа состязательности и равноправия сторон по отстаиванию прав и законных интересов.
Права и обязанности нотариусов могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. В частности, нотариальное сообщество имеет право участвовать в политической жизни страны, предлагать свои концепции развития законодательства о нотариате, давать экспертные заключения на законопроекты о нотариате, на паритетных началах взаимодействовать с органами государственного контроля, уполномоченными в сфере нотариата. Однако авторитет нотариальной корпорации в России "пока не настолько высок, чтобы с ним считаться на законодательном уровне". Эта негативная тенденция, на наш взгляд, нуждается в коренном переосмыслении и преломлении.
В частности, вытеснение нотариата из сферы оборота недвижимости, по мнению Л.B. Усович, «абсолютно не характерно для стран нотариата латинского типа». Для того, чтобы законодательство Российской Федерации было перенаправлено в русло общеевропейских стандартов, необходимо активное участие нотариата в политическом процессе, включая законотворческую деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.
Приведенные выше теоретико-методологические подходы к правовому регулированию конституционно-правового статуса нотариуса, как показывает анализ действующего законодательства, еще не нашли своего адекватного выражения в соответствующих нормативных правовых актах. Многие права и обязанности нотариуса четко не зафиксированы в законе, что дает основания для произвольной правоприменительной практики, нарушению прав и законных интересов участников нотариальных правоотношений, избыточным дискреционным полномочиям органов юстиции. При этом в законодательстве следует предусматривать не только перечень прав и обязанностей нотариуса, но и указывать условия их реализации. Значительную помощь в этом процессе может оказать метод сравнительного правоведения.
Так, в российском законодательстве весьма неопределенным образом сформулированы права и обязанности нотариуса в сфере информирования общественности о нотариальной деятельности. Французское законодательство о нотариате и правоприменительная практика Франции предполагают следующие критерии для оценки законности информирования общественности о нотариусе: сказанное должно ограничиваться только информацией, необходимой и полезной для общественности; не должно иметь место восхваление личных заслуг нотариуса и уничижение его коллег; нотариус не должен иметь заранее обдуманный умысел сделать личную рекламу. Соответствующие критерии целесообразно указать и в отечественном законодательстве. Следует согласиться с предложением о наделении нотариуса правом на самостоятельный сбор и личную проверку документов, необходимых для совершения нотариального действия.
Вместе с тем, не всегда высказываемые в юридической литературе предложения по совершенствованию законодательства о статусе нотариуса являются обоснованными. Например, в экспертном заключении Регионального общественного фонда ИНДЕМ в целях исключения взяточничества при назначении на должность нотариусов были предложены следующие меры: снять количественное ограничение учреждаемых должностей нотариусов; отменить конкурсную процедуру занятия вакантной должности нотариуса; наделять заинтересованных лиц полномочиями нотариуса в течение месяца после подачи им в органы юстиции заявлений и лицензий на право нотариальной деятельности. Эти меры, с нашей точки зрения, привели бы не только к нарушению конституционных прав и свобод нотариусов как граждан Российской Федерации, но и вряд ли способствовали устранению тех негативных явлений, которые послужили причиной принятия подобных мер. Следует подчеркнуть, что не всегда предложения, направленные на снижение коррупциогенности российского законодательства о нотариате, являются адекватными мерами, соответствующими конституционным принципам и ценностям.
Завершающим элементом в системе конституционно-правового статуса нотариуса является механизм его ответственности. Ответственность является "социальным свойством любого общественного организма и выступает в качестве признака его социальной организации". Ответственность нотариуса является существенным признаком нотариальной деятельности при общей тенденции роста корпоративной и социальной ответственности нотариусов.
Юридическая ответственность как разновидность государственного принуждения занимает особое (специализированное) место в системе таких мер, причем основные отличия юридической ответственности от иных разновидностей государственного принуждения выделяются по таким критериям, как: цель применения, характер возникновения, функции применения, характер последствий, связь с санкцией правовой нормы, порядок и время применения, наличие вины субъекта. Одно из наиболее часто встречающихся оснований для вынесения частных определений судами и представлений правоохранительными органами в отношении нотариусов - формальное невнимательное отношение к установлению личности граждан и определению их дееспособности, нарушение прав несовершеннолетних при удостоверении сделок с недвижимостью, удостоверение сделок в отсутствие сторон, нарушение прав третьих лиц.
Нотариус несет не только "юридическую ответственность перед государством за выполнение возложенных на него публичных полномочий", "но и нравственную ответственность за свои действия перед обществом и гражданами". Однако при такой логической конструкции возникает опасность разграничения юридической и нравственной ответственности нотариуса не по критерию характера совершенного деликта, а исходя из субъектного состава отношений. В действительности, юридическая и нравственная ответственность нотариуса не находятся в прямой зависимости от того, перед какими лицами такая ответственность наступает, на что обращалось внимание в юридической литературе. Так, по справедливому утверждению В.С. Нерсесянца, "отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах". Ключевое значение здесь имеет юридический и, соответственно, внеправовой характер деяния.
Глава 2. Нотариат в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов
2.1 Деятельность нотариата по обеспечению конституционного права на частную собственность
Исследование конституционно-правовых проблем организации и деятельности нотариата завершает анализ реализации нотариатом ряда конституционных прав и свобод человека и гражданина. На наш взгляд, наиболее важными объектами правозащитной деятельности нотариата являются право на частную собственность, свобода предпринимательской деятельности и право на квалифицированную юридическую помощь. Каждой из названных проблем посвящен отдельный параграф данной главы данного исследования.
Вопросы собственности - одни из центральных в любой правовой системе, причем эти проблемы нельзя рассматривать сугубо в гражданско-правовом аспекте. В конституционно-правовой науке убедительно доказано, что собственность как таковая является объектом, прежде всего, публично- правового регулирования, что не исключает гражданско-правового аспекта в частной собственности. Нормы конституционного права "формируют межсистемное единство различных - экономической, политической, социальной, правовой, идеологической систем нашего общества".
Исходя из конституционных целей частной собственности, нотариат в рамках своей компетенции призван обеспечить ее охрану и защиту (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации), свободное владение, пользование и распоряжение ею лицами, которые такими правами обладают с соблюдением установленных законом ограничений и процедур (часть 2 статьи 35, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Положения статьи 35 Конституции Российской Федерации производим от нормы части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, которые в их системном единстве основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права (статья 17 Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Протокола №1 от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Из этих конституционных положений вытекает обязанность нотариата обеспечивать нормальное, беспрепятственное развитие отношений частной собственности исходя из такого приоритета государственной политики, как поощрение частной собственности. Будучи основой развивающегося гражданского общества и материальной базой рыночного хозяйства, собственность граждан создается и преумножается за счет их доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и иным основаниям, которые не противоречат закону. Во всех случаях, когда нотариальная форма допускается к использованию, она должна применяться наиболее эффективным образом.