Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (издательства «Эксмо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.

Актуальность курсовой работы определяется тем, что для эффективного функционирования организации необходимо создание прочной устойчивой организации, для которой характерно наличие гибкой и, при этом, эффективной формальной и неформальной структуры взаимоотношений составляющих ее элементов, явился одним из наиболее значительных толчков к развитию прикладных теорий культуры. От правильно созданной организационной культуры зависит в каком направлении будет развиваться организация, в позитивном или негативном.

Степень разработанности проблемы. В связи с особой актуальностью данной темы, ее исследованию уделено место в работах таких ученых, как: В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал, М. Максимцов, М. Комаров, М. Переверзев, Л. Алехина, Т. Анурина, Г. Р. Латфуллин, А. М. Лялин.

Объект исследования – организационная культура как способ осуществления деятельности в рамках определенной организации. (на примере издательства Эксмо)

Предмет исследования — роль организационной культуры в развитии организации.

Целью данного исследования является исследование организационной культуры и ее роль в современных организациях.

Задачи курсовой работы:

  • Раскрыть понятие и содержание организационной культуры;
  • Определить функции и принципы организационной культуры;
  • Проанализировать аспекты влияния организационной культуры на деятельность организации;
  • Изучить деятельность руководителя как организатора системы управления;
  • Рассмотреть качества и особенности руководителя;
  • Дать характеристику стилей руководства;

понятие и сущность лидерства и власти.

Методы исследования. В процессе проведенного исследования использовалась совокупность методов современного научного инструментария - структурный, гипотезно–дедуктивный, индуктивный, системный, методы научного анализа.

Теоретической основой исследования являются научные концепции, раскрывающие сущность организационной культуры современного предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в изучении и раскрытии комплекса теоретико-методологических положений касающихся культуры организации.

Структура исследования: введение, три главы включающие семь параграфов, заключение, глоссарий, список использованных источников и три приложения.


Глава 1. Общая трактовка организационной культуры

1.1 Понятие и содержание организационной культуры

Основными направлениями совершенствования организационной культуры производственных организаций, с целью повышения их конкурентоспособности, является создание атмосферы творчества, лояльности, тесно связано с развитием культуры знаний и информационной культуры.

Организационная культура является связующим звеном, объединяющим участников организации. Результатом такого взаимодействия является синергетический эффект, который способствует успеху компании. Университет отдельных групп и организации в целом не может быть скопирована, поэтому организационная культура является незаменимым активом производственной организации. Уникальная организационная культура как результат совместной деятельности людей, связанных миссией, общими ценностями, правилами, приобретенным опытом, корпоративными знаниями, является источником новых идей, создания конкурентоспособных продуктов и услуг, позволяет организации длительное время сохранять конкурентоспособность.

Организационная культура существует в контексте национальной деловой культуры и находится под ее сильным влиянием. Это ведет к возникновению типичных национальных культур, в основу которых были заложены важнейшие ценностные ориентации и верования. (Приложение А)

Анализ типов организационной культуры позволяет говорить о жизнеспособности каждого типа культуры в современных условиях, но их эффективность определяется прежде всего динамичностью внешней среды и задач, которые решает организация или ее подразделение.

Исследование типов организационной культуры современных отечественных предприятий показывают, что в реальных условиях хозяйствования на предприятиях в чистом виде не может существовать ни один тип организационной культуры.

На каждом предприятии существуют имеющиеся характеристики всех типов культуры. Эти исследования становятся основой для реформирования, своего рода переориентации, организационной культуры на новые ценности, способствующие в современных экономических условиях эффективному созданию, распространению и использованию предприятием знаний. Они становится насущной необходимостью и приводит к формированию новых ценностей, а соответственно и к выделению новых типов культуры, которые можно представить как надстройки к существующим типам организационных культур. Такими новыми типами культур является культура знаний и информационная культура, которые могут быть интегрированы в существующую культуру организации независимо от ее типа.


Процесс реформирования организационной культуры не должен разрушать уже сложившуюся систему ценностей, а должен быть направлен на ее развитие. Это связано с тем, что организационная культура существует в любой организации - сформирована она стихийно или целенаправленно. Люди часто не осознают эту культуру, пока не столкнутся с новой. Резкая «перестройка» организационной культуры может вызвать непонимание и, как следствие, сопротивление со стороны персонала предприятия.

Организационная культура, ориентированная на знание способствует формированию новых ценностей, закрепление их в нормах поведения и принципах работы персонала. Она должна обеспечить создание для работников организации такой атмосферы и обстановки, которые способствовали бы привлечению в процесс систематического накопления, широкого распространения знаний и регулярного обмена ими всеми работниками организации.[6, с. 314]

Культура знаний выводит на первый план такие ценности организации, как генерирования идей, как источники новых знаний, инновации, готовность к изменениям, обучение.

Организационная культура современных организаций должна способствовать созданию нового знания, генерации идей, новаторства, творчества во всех делах. Современные экономические реалии ставят перед работниками производственных организаций новые задачи, используя свои знания, научиться генерировать новые идеи. Чтобы добиться эффективности в этой области, руководство должно знать, какого рода идеи нужны, уметь дать им оценку и выбрать те, которые отвечают необходимым требованиям.

Наиболее полно сущность организационной культуры раскрывается через такие ее виды как:

  • культура познания - нацелена на определение наилучшего способа работы организации;
  • культура понимания - предусматривает выработку системы культурных ценностей;
  • культура мышления - представляет бизнес как последовательность проблем, а задачу управления - в определении этих проблем и поиске информации о средствах их решения;
  • культура обучения - предусматривающая эксперимент, конструктивную дискуссию, признание ошибок. [3, с. 412]

Культура знаний тесно связана с информационной культурой. Информационные технологии должны обеспечить поиск необходимой информации, мгновенный и свободный доступ к данным, их накопления в организационной памяти, быть эффективным средством коммуникации, обмена и распространения знаний. Современные информационные технологии непосредственно влияют на бизнес-процессы и повышают конкурентоспособность организации в целом.


Каждая организация имеет свои культурные особенности, которые отличают ее от других организаций, так как она является результатом взаимодействия уникальных людей - работников организации.

Основным направлением совершенствования организационной культуры производственных организаций, с целью повышения их конкурентоспособности, является создание атмосферы творчества, профессионализма, лояльности.

1.2 Функции и принципы организационной культуры

В концептуальной модели организационной культуры важная роль отводится ее функциям. Функции организационной культуры отражают не только ее сущностную характеристику, направления исследования, но и значение в системе менеджмента для повышения деловой активности организации.

Просветительско-воспитательная функция - помогает в воспитании морально-этических, экономических, инновационных норм и диктует определенные ориентиры поведения работников. Данная функция является носителем базовых установок, произведенных определенными традициями и которых стараются придерживаться в организации. Она способствует в формировании типа поведения, который лучше соответствует духу организации.

Мотивационная функция чрезвычайно актуальна, поскольку при совпадении организационной культуры с жизненными принципами работников организации, она будет поощрять их к активной деятельности, стимулировать развитие инициативы и укрепления инновационного потенциала организации.

Стабилизирующая функция обеспечивает психологический настрой работников организации в кризисных ситуациях, она актуальна в современных условиях развития общества.

Защитная функция - позволяет приспособиться к внешней среде с помощью сильных конкурентных преимуществ организации. Эффективная организационная культура относится к числу конкурентных преимуществ и во многих организациях является решающим фактором достижения успеха.

Селективная функция обеспечивает психологическую комфортность в организации путем эффективной кадровой политики - естественный отбор работников, воспринимаемой ценности организационной культуры.

Системообразующая функция способствует образованию современных, нестандартных организационных структур, в которых стимулируется нестандартное мышление, способствует эффективному принятию управленческих решений.


Оптимизационная функция благодаря интеграции предыдущих функций организационной культуры оптимизирует составляющие элементы организации: структуру, поведение, процессы. Вместе с экономическими показателями она может быть критерием оценки перспективности бизнеса и эффективности управления. Эта функция является действенной, когда корпоративная культура соответствует миссии организации и ее роли в обществе.

Интегрируемая функция благодаря системе ценностей позволяет объединить интересы всех уровней организации и ее работников; развивает у них чувство целостного единства с организацией.

Регулирующая функция благодаря определенным правилам, нормам поведения организационной культуры упорядочивает все хозяйственные, организационные, информационные процессы, предоставляя им устойчивый и согласованный характер. Она ориентирована на эффективные партнерские отношения потребителя и повышение социальной ответственности субъектов рынка.

Функция управления качеством - так как организационной культура является качественной категорией, характеризующей качество среды организации, то, соответственно, это качество трансформируется в качество труда и качественное выполнение всеми работниками своих функций. [1, с. 309]

Коммуникативная функция обеспечивает связь с другими культурами через подобные базовые установки, ценности, а также связь с внешней средой организации.

Функция ориентации на потребителя - выполняет роль регулятора взаимосвязи с внешней средой, в частности, рынком, на котором присутствуют потребители со своими ценностями и нормами поведения. Итак, учитывая цели, запросы и интересы потребителей, отраженные в элементах культуры, благодаря организационной культуре можно наладить хорошие и стабильные взаимоотношения с клиентами.

Адаптивная функция обеспечивает взаимное приспособление работников к организации и организации к работникам благодаря принятым ценностям и философии организации. Адаптивная функция, наряду со стабилизирующей, способствует приспособлению организации к резким колебаниям на рынке и поддержанию финансовой устойчивости. Тогда она дополняется защитной функцией.

Экономическая функция обусловлена требованиями времени и необходимостью управления изменениями. Она реализуется благодаря популяризации креативных настроений и инноваций в организации и способствует усилению свободы в действиях всех работников и привлечению их к процессам управления. Экономическая функция воспитывает у работников чувство соучастия во всех процессах, следовательно, чувство собственности, развивая желание высокой самореализации. При высоком внутреннем сознании и самоорганизации отпадет необходимость функции контроля в управлении. Умело сочетая принципы коллективизма - индивидуализма, жесткости - гибкости, нормативности - креативности с помощью организационной культуры можно быстрее достичь стратегических целей и высоких конкурентных преимуществ на рынке.