Файл: Эффективность менеджмента организации (Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
1.1. Сущность эффективности управления
1.2. Факторы и критерии оценки эффективности менеджмента
1.3 Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации
Глава 2. Анализ деятельности предприятия «СТАЙЛ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Расчет эффективности управления на предприятии
Глава 3. Совершенствование и оценка эффективности менеджмента на предприятии ООО «СТАЙЛ»
- улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;
- обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;
- обеспечение информацией по вопросам действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).
К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в ООО «СТАЙЛ» относятся следующие действия:
1) Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.
2) Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.
3) Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.
4) Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.
5) Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации.
2. Разработка дополнительных способов мотивации персонала.
Как было отмечено выше, для сотрудников ООО «СТАЙЛ» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотивации следующие изменения:
1) Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству фирмы необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.
2) Разработать систему бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.
3) Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.
4) Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха.
3. Совершенствование организационной структуры управления.
Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ООО «СТАЙЛ» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления.
Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу. Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.
Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.
Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.
Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.
Заключение
В результате исследования критериев и методов оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат на управление и показатели прибыли и рентабельности предприятия. Более достоверная оценка эффективности менеджмента может быть получена только совокупностью различных показателей, учитывающих влияние различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы организации для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности управленческой деятельности.
Были рассмотрены различные пути повышения эффективности менеджмента с учетом всех элементов деятельности предприятия. Они, направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых качеств самого руководителя или на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.
Также были рассмотрены основные аспекты деятельности предприятия, по которым оценивается социальная эффективность управления. «Слабыми местами» оказались плохая организация коммуникационных связей на предприятии, отсутствие инновационной деятельности, неполная система мотивации сотрудников, а также устаревшая организационная структура управления.
Среди преимуществ, положительно влияющих на эффективность управления можно отметить профессионализм и квалифицированность менеджеров, хорошую систему подбора персонала, благодаря которой структура штата работников состоит из большого количества высококвалифицированных специалистов.
Комплексный анализ всех показателей ООО «СТАЙЛ» показал, что предприятию необходимо повышать эффективность менеджмента.
Мероприятия по усовершенствованию управленческой деятельности в организации и пути повышения эффективности менеджмента были предложены, исходя из выявленных недостатков в системе управления.
Предложение по организации эффективной информационной системы направлено на развитие коммуникаций на предприятии, преодоление психологических барьеров между руководителями и подчиненными, установлению благоприятных, дружеских отношений в коллективе, развитие новаторской деятельности.
Дополнение системы мотивации персонала экономическими методами стимулирования требует больших финансовых затрат, чем предыдущий способ, но это себя оправдывает, поскольку сотрудники будут стремиться работать эффективнее в компании, где созданы хорошие условия труда и отдыха, где работников ценят и признают их значимость для организации.
Предложение по изменению организационной структуры является эффективным для предприятия, так как оно сотрудничает с разными географическими рынками потребителей. Построение по региональному принципу повысит концентрацию внимания руководителей на каждом регионе, что будет способствовать повышению эффективности реализации и продвижения продукции, а также общей деятельности предприятия.
Эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению.
Список использованных источников
- Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие. – М.: ФиС, 2016.
- Андреева И.В., Кошелева С.В., Спивак В.А. Управление персоналом. – СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 2015.
- Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Проспект Велби, 2017.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2009. – 456 с.
- Волков О.И., Девяткин О.В. Организация производства на предприятии (фирме). – М.: ИНФРА-М, 2017.– 568с.
- Гришанина Н.В., Лопашина Г.С. и др. Основы менеджмента. – М.: Юрайт, 2014. – 358 с.
- Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – С-П.: Питер, 2017. – 548 с.
- Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ООО «ТК Велби», 2015. – 568 с.
- Кокорев В.П. Материально-денежная мотивация управленческого труда. М.: ИНФРА-М. 2015. – 279 с.
- Комаров М.А. Менеджмент.– М.: ЮНИТИ, 2015. – 389 с.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: ДеКА, 2014.– 304 с.
- Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. – М.: ПЛЮС, 2015. – 244 с.
- Новицкий Н.И. Организация производства на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 392 с.
- Персональный менеджмент / Под ред. С.Д. Резник. – М.; ИНФРА- М, 2015. – 620с.
- Производственный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенкова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. – 583 с.
- Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2017.
- Радугин А.А. Основы менеджмента.– М.: ЦЕНТР, 2015. – 255 с.
- Русинов Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. – М.: Инфра-М, 2014.– 351с.
- Семенова И.И. История менеджмента. – М.: «ЮНИТИ», 2017. – 412 с.
- Смирнов Э. А. Основы теории организации. - М.: ЮНИТИ, 2015.
- Управление персоналом организации. / Под. ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 458 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.– М.: Интел-Синтез, 2008. – 615 с.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.:ИНФРА-М, 2017. – 526с.
- Яркина Т.В. Основы экономики предприятия – М.: Дело, 2017.
-
Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 2015. ↑
-
Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: ДеКА, 2014. С. 246. ↑
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2009. С. 379. ↑
-
Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий.– М.: Финансы и статистика, 2015 ↑
-
Герчикова И.Н. Менеджмент.– М.: «ЮНИТИ», 2016. С. 231. ↑
-
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – С-П.: Питер, 2017. ↑
-
Гадушаури Г.В., Литван Б.Г. Управление современным предприятием. – М.:ЭКМОС, 2015. ↑
-
Герчикова И.Н. Менеджмент.– М.: «ЮНИТИ», 2016 ↑
-
Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c. ↑
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Повышение эффективности деятельности предприятия. Не на проценты – в разы! // Проблемы экономики и менеджмента №8 2016 г. С. 3-21. ↑
-
Лапыгин Д.Ю. Стратегический анализ факторов развития региона // Региональная экономика. – 2015. - №12. – С. 47-60. ↑
-
Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108. ↑
-
Костко С. Е. Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 78-87. ↑
-
Истомина, Е. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е. В. Истомина. – Ухта : УГТУ, 2017 – 238 с. ↑
-
Шаталов М.А., Мычка С.Ю. К вопросу о необходимости инновационного развития в условиях нестабильности внешней среды // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: материалы III международной научно-практической конференции, 2015. С. 268-270. ↑
-
Powerbranding «Метод SWOT анализа в стратегическом управлении» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/. ↑
-
Стороженко В.В. Современный подход к стратегическому управлению промышленным предприятием, использующий модульное моделирование // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 26. - С. 185 - 188. ↑
-
Першина Т.А., Жипецкий А.Б. Перспективы эффективности деятельности предприятий в условиях нестабильной экономики на основе инноваций // Современные проблемы развития техники, экономики и общества: Материалы I Международной научно-практической заочной конференции. Лениногорс, 2016. С. 196-201. ↑
-
Powerbranding «Матрица McKinsey» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/matrica-mckinsey/ ↑
-
Алексеенко А.А. Выбор стратегии управления предприятием на основе SWOT-анализа // Социальные науки. - 2015. - № 1. - С. 63 - 66. ↑
-
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб., Питер, 2015, - 319 с. ↑
-
МакДональд М. Планы маркетинга. Как их составлять и использовать. Издательский Дом «Технологии», 2014. – 656 с. ↑
-
Власова И. С., Кочерова В. В. Применение маркетингового инструментария при формировании стратегии развития организации // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. - С. 80-86. ↑
-
Генри Минцберг Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 367 с. ↑
-
Молчанова, О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций. Учебник для бакалавриата и магистратуры / О.П. Молчанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c. ↑
-
Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108. ↑