Файл: Эффективность менеджмента организации (Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
1.1. Сущность эффективности управления
1.2. Факторы и критерии оценки эффективности менеджмента
1.3 Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации
Глава 2. Анализ деятельности предприятия «СТАЙЛ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Расчет эффективности управления на предприятии
Глава 3. Совершенствование и оценка эффективности менеджмента на предприятии ООО «СТАЙЛ»
Директор по производству организовывает работу цехов основного производства. Основной обязанностью его является организация и планирование производственного процесса выпуска продукции, оперативное управление производством.
Финансовый директор руководит финансовой службой и отделом бухгалтерии. Он участвует в управлении деятельностью предприятия, управляет финансовой системой, денежными потоками, заведует финансовой отчетностью.
Коммерческий директор мобилизует, контролирует и нацеливает персонал компании на получение максимальной прибыли. В его подчинении находятся отдел продаж и отдел маркетинга.
Директор по рекламе занимается разработкой маркетинговой политики компании, формированием фирменного стиля, миссии компании в области рекламы и связей с общественностью, разработкой стратегии проведения рекламных мероприятий.
Директор по логистике обеспечивает системный подход к функциям управления товарными потоками предприятия: закупки, таможенное оформление, оперативное управление производством, складирование, транспортировка, сбыт, и дистрибуция и обеспечивает эффективное управление товаропроводящей системой предприятия
Основная функция сотрудников административно-хозяйственной части сводится к тому, чтобы грамотно организовать административно-хозяйственную деятельность, минимизировав затраты компании на обеспечение ее жизнедеятельности и создав комфортные условия пребывания на рабочих местах.
2.2. Расчет эффективности управления на предприятии
Так как существует большое количество методов оценки эффективности менеджмента, воспользуемся наиболее оптимальными для предприятия ООО «СТАЙЛ».
Сначала необходимо рассмотреть организационную структуру управления на предприятии и определить, является ли она для него эффективной.
Предприятие ООО «СТАЙЛ» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления, то есть для низших ступеней управления сохраняется линейный, а в руководстве отделами – функциональный принципы. Руководители подразделений по ступеням управления осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, группы), привлекаются специалисты. Последние выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления; они готовят решение, но принимает его руководитель – единоначальник.
Преимуществом этой системы является повышение качества принимаемых управленческих решений и распоряжений, соблюдение принципа единоначалия.
Недостатком этой структуры управления является:
- «разбухание» штата;
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали: подчинение по иерархии управления.
Далее рассчитаем экономическую эффективность менеджмента, используя формулы для определения широкой эффективности.
1. Проведем оценку эффективности менеджмента, учитывая общие среднегодовые затраты на управление и среднегодовую стоимость основных и оборотных фондов:
.
Рассчитаем данный показатель за три года деятельности предприятия, чтобы проследить динамику эффективности управления.
Эу (2016) = (524754 / (31851656 + 14786403)) * 100 % = 1,125 %;
Эу (2017) = (497136 / (31806752 + 14467280)) * 100 % = 1,074 %.
Исходя из полученных расчетов можно сделать вывод о том, что в 2017 году наблюдается повышение эффективности управления, так как были снижены затраты предприятия на управленческий персонал.
2. Рассчитаем также эффективность менеджмента в ООО «СТАЙЛ» с учетом прибыли:
,
Эупр б (2016) = 1445245 / 52 = 27793,17 руб.;
Эупр о (2017) = 1445245 / 49 = 29494,80 руб.
Рассчитаем индекс роста эффективности управления:
Iэ = 29494,80 / 27793,17 = 1,06
Расчет эффективности с учетом балансовой прибыли как и в предыдущем случае показывает, что наибольшая эффективность менеджмента наблюдается в 2017 году.
Кроме того, необходимо провести оценку социальных (качественных) показателей эффективности управления, что сделать гораздо сложнее, так как нет четких данных для такой оценки.
1. Оценка профессионализма управленческих кадров.
Все менеджеры ООО «СТАЙЛ» имеют высшее специальное образование, опыт работы в своей сфере деятельности, а также периодически проходят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С 2004 года на предприятии ввели ежегодную обязательную аттестацию управленческих кадров с выдачей премий за лучшие результаты в своей сфере деятельности. Это является хорошим стимулом для менеджеров, который побуждает их работать более эффективно.
2. Инновационная деятельность.
Инновационная деятельность в ООО «СТАЙЛ» развита довольно слабо, поскольку руководство недоверчиво относится к выдвигаемым снизу новым идеям и не считает нужным согласовывать внедрение каких-либо новинок с персоналом. Поэтому на предприятии отсутствует атмосфера «творческого поиска». С одной стороны, это не является большим недостатком, который оказывал бы влияние на эффективность управления, так как основная деятельность предприятия – производство, которое требует от работников четкого выполнения своих функций. С другой стороны, с увеличением новых продуктов на рынке и сокращением их жизненного цикла для поддержания эффективности организации необходима высокая плотность потока новаторских идей. Кроме того, поддержка инновационной деятельности способствует формированию благоприятного социально-психологической обстановки в коллективе.
3. Информационные системы.
В ООО «СТАЙЛ» существует единая компьютерная сеть, которой могут пользоваться менеджеры и сотрудники, у которых имеется к ней доступ.
Эффективным средством коммуникации на предприятии являются информационные доски. Их размещают в помещениях фирмы (коридорах, лестничных клетках и др.) Характер информации зависит от типа информационной доски. Иногда доски разделяют на ряд секций, каждая из которых предназначена только для определенной информации.
В целом система коммуникаций на предприятии довольно слабая, так как существует некоторый информационный барьер между руководителями и рядовыми сотрудниками, а также отсутствует свободное распространение информации. Это способствует образованию определенных психологических барьеров у работников и ведет к недостатку информации, что негативно сказывается на общих результатах деятельности предприятия.
4. Система мотивации.
Система мотивации также развита довольно слабо, что способствует значительному снижению эффективности управления.
В качестве средств мотивации на предприятии используются:
- возможность неограниченного карьерного роста;
- курсы по повышению квалификации за счет предприятия;
- гарантированное предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней;
- столовая для работников на территории предприятия и др.
Руководство ООО «СТАЙЛ» мало внимания уделяет разработке системы премий и надбавок к заработной плате (за проявление хороших результатов в работе; премии к праздникам и т.п.), а материальные стимулы, находятся, как правило, на первом месте у сотрудников.
5. Система подбора персонала.
Прием на работу наемного персонала осуществляется в соответствии с действующим законодательством по трудовому договору. Прием на работу лиц, не являющихся временными сезонными работниками, осуществляется только по трудовым книжкам.
Подбором персонала занимается отдел кадров. В управленческие кадры принимаются только сотрудники с соответствующим высшим образованием и опытом работы не менее трех лет. Работники производства должны иметь хотя бы среднее специальное образование.
Для новых сотрудников на предприятии проводятся обучающие курсы, а в дальнейшем – курсы повышения квалификации.
Анализ структуры и квалифицированности персонала в ООО «СТАЙЛ» представлен в таблице 2.1, приведенной ниже.
Таблица 2.1. Анализ структуры и квалифицированности персонала
в ООО «СТАЙЛ»
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
Абсолютное отклонение, чел. |
Темп прироста, % |
Списочная численность, чел. |
592 |
517 |
– 75 |
– 12,7 |
В том числе: |
||||
|
132 |
137 |
5 |
3,8 |
|
218 |
206 |
– 12 |
– 5,5 |
|
242 |
174 |
– 68 |
– 28,1 |
Из данных таблицы видно, что среднесписочная численность работников сократилась на 12,7 % в 2017. При этом следует отметить, что количество работников высокой квалификации в 2017 году увеличилось на 5 человек (по сравнению с 2016 годом) при уменьшении общей численности на 75 человек.
Больше всего сократилось число работников низкой квалификации в 2017 году на 68 человек при общем сокращении количества персонала на 75.
Количество работников средней квалификации с учетом изменения среднесписочной численности работников сократилось на 12 человек.
Таким образом, с точки зрения структуры и системы отбора персонала менеджмент на предприятии за последние три года можно считать эффективным, так как отчетливо наблюдается динамика увеличения количества высококвалифицированных работников и сокращения работников низкой квалификации. Росту эффективности управления способствует также система обучения персонала и повышения квалификации.
Проведенная оценка эффективности менеджмента по разным критериям позволяет сделать следующие выводы:
В целом управление в ООО «СТАЙЛ» можно считать эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2017 году возросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.
Основными недостатками, снижающими эффективность менеджмента в ООО «СТАЙЛ» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточная мотивация сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные недостатки в организационной структуре управления.
Комплексный анализ всех показателей эффективности менеджмента, и количественных и качественных, показал, что предприятию необходимо повышать эффективность управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы обеспечить высокие результаты деятельности.
Глава 3. Совершенствование и оценка эффективности менеджмента на предприятии ООО «СТАЙЛ»
Так как в результате оценки эффективности менеджмента в ООО «СТАЙЛ» были выявлены некоторые недостатки в системе управления, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности менеджмента.
В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:
1. Создание эффективной информационной системы.
Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.
Так как в ООО «СТАЙЛ» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям: