Файл: № 67 Исковая давность и ее гражданско-правовое значение.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы
1. Понятие и виды сроков исковой давности
1.2 Общий и специальные сроки исковой давности
2. Порядок исчисления, приостановления срока исковой давности
2.1 Течение срока исковой давности
2.2 Приостановление течения срока исковой давности
Правила ст. 477, 483 и 513 ГК дают основания для вывода, что в (настоящее время сохраняют силу указания Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. № 21 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 1 июля 1993 г. № 13), согласно которому (п. 16) течение срока исковой давности для требований, вытекающих из поставки товаров ненадлежащего качества, начинается со дня установления покупателем в подлежащем порядке недостатков поставленных ему товаров[33].
Исчисление срока исковой давности по регрессным обязательствам соответствует сложившейся судебно- арбитражной практике. В этой связи во избежание недоразумений необходимо учитывать норму ГК (ст. 965), регулирующую переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба так называемая суброгация). При суброгации страховщик занимает место страхователя (выгодоприобретателя) в отношениях с лицом, ответственным за у6ытки. Соответственно исчисление срока исковой давности начинается с того момента, когда у страхователя возникло право на требование к такому лицу.
Согласно ст. 201 ГК РФ: «Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления».
Это положение ГК носит универсальный характер. Оно относится как к случаю уступки требования (перехода прав кредитора к другому лицу), так и к случаю перевода долга должником на другое лицо.
Применимо оно как к универсальному (при реорганизации юридического лица и наследовании), так и к сингулярному (частичному) правопреемству.
В статью 201 внесено одно полезное дополнение: установлено, что перемена лиц в обязательстве не влечет за собой изменения не только срока исковой давности, но и порядка его исчисления. Соответственно не вызывает сомнений, что при этом должны учитываться правила как ГК, так и иных законов, относящихся к исковой давности[34].
Дела искового производства возбуждаются путем подачи искового заявления, а дела, возникающие из административно-правовых отношений и особого производства, - жалобы или заявления.
Предъявление иска – обращение в суд за защитой конкретного, указанного истцом, субъективного права или охраняемого законом интереса[35].
Иск служит средством защиты нарушенного либо оспариваемого права и в то же время является средством возбуждения деятельности суда. У иска, таким образом, имеется две взаимосвязанные стороны - материальная и процессуальная. Для того чтобы право лица, обращающегося в суд, было защищено и вынесено решение, которое он считает законным и обоснованным, необходимо, чтобы это лицо имело право на иск. Сообразно двум сторонам иска принято различать право на иск в материальном смысле и право на иск в процессуальном смысле.
Возбуждение гражданского дела представляет собой стадию гражданского процесса, состоящую из двух взаимонаправленных действий: предъявление иска и принятия его судом к своему производству[36].
Заявления, подаваемые по делам искового производства, именуются исковыми заявлениями. По делам неискового производства подаются заявления или жалобы.
Подача в суд искового заявления представляет собой реализацию истцом права на предъявление иска. Это важнейшее процессуальное действие, с которым связывается начало процесса по гражданскому делу.
Поскольку закон употребляет термин «иск» в различных смыслах (в материальном и процессуальном смыслах), постольку двойственным является и понятое «право на иск». Если под иском понимать обращенное к суду требование о защите нарушенного и оспариваемого права, то право на иск будет означать право на обращение в суд за судебной защитой или право на предъявление иска, т.е. право процессуальное. Если под иском понимать материально-правовое требование истца к ответчику, то право на иск будет означать правомочие на принудительное осуществление своего права через суд, т.е. право материальное. Следует различать право на иск, в процессуальном и право на иск в материально-правовом смысле, ибо это различные правовые явления, имеющие различные предпосылки.
Право на иск в материально-правовом смысле есть право на принудительное осуществление своего материального права-требования (притязания) к ответчику. Процесс в суде ведется для того, чтобы выяснить, имеет ли истец право на иск в материальном смысле или нет. Если у истца право на иск в этом смысле отсутствует, то суд в своем решении должен отказать в иске[37].
Понятие иска и права на иск в материально-правовом смысле для процессуальной науки недостаточно и допасло быть дополнено правом на иск в процессуальном смысле. В процессуальном смысле под правом на иск понимается право на обращение в суд за судебной защитой, т.е. право посредством предъявления иска поставить суд перед необходимостью разрешить дело согласно закону. Это право на правосудие по конкретному правовому спору, т.е. право на объективно правильное судебное решение. Право на предъявление иска - одна из форм права на судебную защиту, закрепленного Конституцией (ст. 16).
Толкование нормы п. 2 ст.199 ГК имеет чрезвычайно большое практическое значение. Практика уже поставила ряд вопросов, касающихся применения исковой давности.
Совершенно очевидно, что, приняв такую норму, законодатель запретил, суду «вспоминать» об исковой давности, предоставив возможность сделать это сторонам спора.
Первый вопрос, который возникает в этой связи: а что будет, если суд сам «вспомнит» об исковой давности и применит сроки исковой давности? Какие действия тогда может предпринять сторона, против которой действует этот срок?
Полагается, что здесь надо различать две ситуации.
Если другая сторона не сделала в споре заявления о применении исковой давности, то такое решение является незаконным, может быть обжаловано и должно быть отменено. Так, например, если в судебном процессе вопрос о применении исковой давности вообще не поднимался, а в судебном решении он неожиданно «прозвучал», то решение противоречит закону. Или другой пример. В судебном заседании по инициативе суда поставлен вопрос о применении исковой давности, истец возражал против этого, а ответчик не сделал никаких заявлений, тем не менее, в решении суда исковая давность применена. Такое решение также противоречит закону.
Вторая ситуация. Суд по своей инициативе поставил вопрос о применении исковой давности, что было поддержано ответчиком. Если после этого будет вынесено решение, отказывающее в иске со ссылкой на пропуск исковой давности, то такое решение не будет противоречить закону: ведь невозможно доказать, что ответчик не вспомнил бы сам об исковой давности, даже если бы суд ему не напомнил об этом[38].
На мой взгляд, в этой ситуации оспаривать судебное решение бесполезно. Однако можно предъявить иск к суду о взыскании ущерба за причинение вреда незаконными действиями суда. То же самое относится и к другим участникам процесса (кроме сторон спора).
Обратимся теперь к толкованию выражения «заявление стороны в споре».
Конечно, под стороной в споре в данном случае подразумевается, прежде всего, ответчик (должник). Им могут делаться заявления двух видов. Во-первых, он может прямо потребовать, чтобы в удовлетворении иска было отказано в связи с пропуском исковой давности. Во-вторых, ответчик (должник) может сделать заявление о том, что он просит применить к данному делу исковую давность. Это заявление также должно рассматриваться судом в соответствии с п. 2 ст. 199 ГК.
Вместе с тем закон предусматривает, что заявление о применении исковой давности может быть сделано любой стороной в споре, т.е. и истцом.
В частности, истец может требовать применить нормы о приостановлении течения срока исковой давности (ст. 202 ГК), о перерыве исковой давности (ст. 203), о восстановлении срока исковой давности (ст. 205) и т.п. Кроме того, нельзя дать никаких гарантий того, что истец не сделает заявления такого рода: «Прошу мой иск удовлетворить, несмотря на пропуск, срока исковой давности».
Во всех этих случаях суд обязан входить в обсуждение вопросов исковой давности и принимать по ним решение. Однако само по себе такое обсуждение, основанное на заявлениях истца, не должно рассматриваться как заявление стороны о применении исковой давности, сделанное в соответствии с п. 2 ст. 199 ГК. Иными словами, такие действия истца подают право суду применить исковую давность.
Ситуация, однако, коренным образом меняется, если в таких условиях и ответчик просит применить исковую давность. Вот в этом случае суд обязан применить правила об исковой давности.
Рассмотренная выше ситуация, когда истец поднимает различные вопросы исковой давности, суд обсуждает эти вопросы, а ответчик же делает заявления о применении исковой давности, может показаться надуманной. Конечно, ответчик, как правило, обладает основными правовыми познаниями, он должен вспомнить об исковой давности, особенно если этот вопрос уже обсуждается судом. Но, во-первых, из этого общего правила могут быть исключения. Во-вторых, судебное рассмотрение часто происходит в отсутствие ответчика. Выходит, что такая ситуация может реально встречаться[39].
Завершая анализ п. 2 ст. 199 ГК, отметим, что в соответствии с содержащейся здесь нормой, заявление о применении исковой давности может быть сделано только «до вынесения судом решения».
О каком «решении» здесь говорится? Слово «решение» употребляется в гражданском процессе в двух смыслах. В узком значении решение - это постановление суда или арбитражного суда в первой инстанции. В широком смысле этого слова «решение» включает в себя также определения и постановления вышестоящих судебных инстанций.
Но смысл нормы п. 2 ст. 199 ГК состоит в том, чтобы предотвратить возможность делать заявления о применении исковой давности именно после вынесения решения судом первой инстанции. Ведь если допустить возможность подачи заявления о применении исковой давности на последующих стадиях судебного процесса, то это привело бы к нестабильности принимаемых решений, а также лишало бы смысла рассматриваемую норму статьи 199 ГК[40].
Следовательно, здесь слово «решение» должно пониматься в узком значении, т.е. оно не охватывает постановлений и определений вышестоящей инстанции.
Отметим далее, что вышестоящая судебная инстанция может отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Может ли сторона в споре при этом новом рассмотрении дела сделать заявление о применении исковой давности?
Полагаю, что на этот вопрос следует дать положительный ответ, поскольку прежнего решения суда не существует. И лишь в том случае, если предыдущее решение суда было отменено потому (или, в частности, потому), что суд применил исковую давность по собственной инициативе, заявление о применении исковой давности, не может быть сделано стороной спора. Впрочем, это последнее утверждение не опирается на прямое толкование нормы закона и подлежит обсуждению[41].
Особого внимания заслуживает вопрос о применении исковой давности при защите личных неимущественных прав.
Установленная в ст. 208 ГК норма о нераспространении исковой давности на требования о защите личных неимущественных прав является традиционной для нашего права, ранее она содержалась в ст. 90 ГК РСФСР и в ст. 43 Основ гражданского законодательства 1991 года. Также традиционно и исключение из этой нормы - закон может установить применение исковой давности при нарушении личных неимущественных прав.
Общий смысл нормы о неприменении исковой давности к нарушениям личных неимущественных прав ясен - этим правам предоставляется повышенная правовая защита.
Однако на этом фоне «плохо смотрится» возможность введения законом исключений из этой нормы. Подтвердим сказанное примером. Статья 45 Закона от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»[42] устанавливает, что в течение года со дня распространения средством массовой информации сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство гражданина или организации, они могут обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Значит, в этом случае к защите личных неимущественных прав не только применяется срок исковой давности, но и применяется сокращенный (годичный) срок исковой давности.
Поскольку иски о защите чести и достоинства очень широко распространены, эта специальная норма должна быть тщательно проанализирована.
По моему мнению, моментом, с которого начинает в данном случае течь исковая давность, является момент выхода в свет того средства массовой информации, которое первым распространило указанные сведения. Иными словами, если ответчиком выступает СМИ, которое лишь перепечатало ранее известные сведения, то ответчик может ссылаться на пропуск исковой давности, исчисляемый с момента первой публикации (разумеется, к этому случаю применимы нормы п. 1 ст. 200 ГК).