Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Понятие и признаки предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, которые связаны с продвижением товара на рынок или с его передачей в надлежащем виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Огромное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, так как общественное богатство зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. Но на практике общественное отношение к такому типу предпринимательства не носит действительно приоритетного характера, т.к. общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Это происходит потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в большой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы. Например, удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.

Предпринимательство называется производственным, в том случае, когда сам предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Вывод, функция производства в этом виде предпринимательства, является основной и определяющей.

Предпринимательство при производстве товаров ориентируется на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Можно сделать вывод, что практика предпринимательской деятельности включает в себя инновационный процесс. А деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении в том, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется с использованием каких-то новых методов или приемов, которые связаны с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Рассматривая коммерческое предпринимательство, мы видим, что предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю или покупателю. При таком предпринимательстве прибыль должна образовываться путем продажи товара по цене, которая превышает цену приобретения. Если товар приобретается на законных основаниях, то такое предпринимательство нельзя называть спекуляцией и осуждать на этом основании. Но если наблюдается противозаконная перепродажа, то можно говорить о запретной и преступной спекуляции.


Особой формой коммерческого предпринимательства, является финансовое предпринимательство, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги или ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничество - это предпринимательство, когда сам предприниматель не производит и не продает товар, а выступает в качестве посредника, который является связующим звеном в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Предметом и основной задачей предпринимательской деятельности посредника, является объединение двух заинтересованных во взаимной сделке сторон. Можно сделать вывод, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон, за которые предприниматель получает доход, прибыль.

Метод предпринимательского права - это совокупность приемов и способов воздействия на отношения, которые и составляют предмет предпринимательского права. Но каждая отрасль предполагает только специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Но в ряде случаев, отрасли права регулируют не только привычные для них общественные отношения, но и те отношения, который так или иначе связанные с ними. В этих случаях метод правового регулирования включает такие юридические средства, которые характерны не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. А в сложных отраслях, к которым, естественно, относится и предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования. В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:

- порядок при установлении прав и юридических обязанностей;
- степень определенности тех прав, которые предоставлены прав и автономности действий их субъектов;
- подбор юридических фактов, которые влекут к правоотношениям;
- характер правового положения сторон в таких правоотношениях, в которых реализуются нормы;

- распределение прав и обязанностей между субъектами;

- пути и средства обеспечения субъективных прав.

Российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, которая объединяет нормы как гражданского, так и административного права. Вот его методы:

1) императивный метод, который представляет собой жесткие и властные предписания, регулирующие отношения. Например, такие как, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.;


2) диспозитивный метод, который предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения. Например, в некоторых случаях ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон и др.

3. Принципы предпринимательского права

В различной экономической литературе существует достаточно много определений понятия «предпринимательство». Более точными считаются те, где оно трактуется как специфический фактор общественного воспроизводства. Такая специфика и его функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности, предприниматель, способен особым образом соединять и комбинировать факторы производства. Предпринимательство, что естественно, связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий.

Анализируя зарубежную и отечественную литературу, можно понять, что к экономической сущности предпринимательства необходимо идти через характеристику категории «предприниматель».

Я считаю, что предприниматель, это субъективный, т.е. личностный фактор воспроизводства, который способен на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и, естественно, особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход.

Основным и важным мотивом предпринимательской деятельности является, получение предпринимательского дохода, который можно использовать на развитие этой деятельности и на самообогащение. Это экономические мотивы. Существует и другой мотив, как самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

Рассмотрим, какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы хорошо выполнять предпринимательские функции. Для этого, среди всех качеств нужно назвать следующие умения или способности:

1. Принимать нестандартные и новаторские решения в обычных или в особенно неопределенных ситуациях;

2. Генерировать и продвигать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;

3. Быстро и качественно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности, оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;


4. Рисковать;

5. Анализировать информацию и делать правильные выводы, учитывая позиции рыночной конъюнктуры.

Все перечисленные способности предпринимателя, можно реализовать в совокупности основных способностей его практической деятельности. Например:

- изучение потребностей покупателей, а также их платежеспособности;

- определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, которые намечены к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;

- выявление, необходимых сырьевых ресурсов и рынков там, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам, все это исходя из намеченной производственной программы;

- выбор наиболее точной и правильной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;

- организация и управление производством товаров, которые намечены к продаже.

Принципы российского предпринимательского права, это основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Рассмотрим ряд принципов предпринимательского права:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности, который закреплен в Конституции РФ и которая устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Делаем вывод, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься или нет ему предпринимательской деятельностью, а также, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Этот принцип получил развитие в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах.

2) принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности, а также равной их защиты. Данный принцип основывается на положениях Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодатель не может устанавливать какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3) принцип единого экономического пространства, о котором говорится в Конституции РФ, что «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения можно ввести только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо, чтобы обеспечить безопасность, защиту жизни и здоровье людей, охрану природы и культурных ценностей.


4) принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с Конституцией РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В Конституции РФ установлен и запрет на осуществление экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5) принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Предприниматель, стремясь получить максимальную прибыль, иногда может не учитывать интересы государства и общества в целом. Чтобы этого не происходило, необходимо согласовать интересы предпринимателей и общества. Сделать это позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Такие меры могут быть прямыми, т.е. директивными и косвенными, т.е. экономическими. Прямое государственное регулирование – установление требований, которые предъявляются к предпринимательской деятельности: установлении запретов, применении мер ответственности. Косвенное - предоставление льгот при налогообложении и кредитовании.

6) принцип законности. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства, т.е. государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Заключение

Предпринимательство – это особый вид экономической деятельности, т.к. его первоначальный этап связан только с идеей - результатом мыслительной деятельности, который в дальнейшем принимает материализованную форму.

Для предпринимательства характерно обязательное наличие инновационного момента:

- производство нового товара;

- смена профиля деятельности;

- основания нового предприятия;

- новая система управления производством, качеством;

- внедрение новых методов организации производства, новых технологий.

Субъект предпринимательской деятельности – предприниматель, но он не единственный субъект, т.к. вынужден взаимодействовать с потребителем. Потребитель – это контрагент, т.е. лицо или учреждение, которое берет на себя определенные обязательства по договору, или же государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.