Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Введение).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
Введение
Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.
В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.
Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.
Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.
Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.
Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.
Развитие института лицензирования на рубеже 1991—1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.
Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. В первую очередь это может быть связано с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает некоторые барьеры, и их избыток влияет на развитие государственной рыночной экономики.
К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно. Тем не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время — в эпоху развития рыночной экономики и становления относительно новой российской государственности.
Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован не полностью. Вопрос о сущности и юридической стороне этого института в своих кругах всё ещё осуждаемый.
По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.
Лицензирование отдельных видов деятельности – это форма государственного регулирования, ограничивающая количество субъектов, которые занимаются определённым видом деятельности, и определяющая условия, а также требования для осуществления. Таким образом, ошибки и прочеты при организации работы по лицензированию порой приводят к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.
В целях государственных интересов лицензирование должно, с одной стороны, обеспечивать правовую защиту граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.
Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иными законами и подзаконными актами.
В настоящее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может повлечь неблагоприятные последствия.
Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования данного вида деятельности.
Глава 1. Понятие и субъектный состав лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
Лицензирование - это форма регулирования государством предпринимательства, которое выражается в юридическом запрете заниматься определённой деятельностью без получения специального разрешения. Правоотношения между лицензирующими органами и предпринимателями, только начинающиеся, по структуре представляют собой вертикальные, так как складываются при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. "Вертикальные" правоотношения означают отношения власти-подчинения, то есть орган, который занимается лицензией, дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, и другие исполняют указанные предписания, и при неисполнении их ожидает привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель обязан брать на себя ответственность осуществлять лицензируемый вид деятельности, и соблюдать особые правила, а в ответ государство обязано предоставлять ему право вести эту деятельность.
«Лицензирование» как понятие обозначает разновидность разрешительной государственной политики. В отечественной административно-правовой науке и предпринимательском праве появилась совсем недавно. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской России лицензирование с помощью её методов применялось во время континентальной блокады (1811—1812 гг.). Тогда внешнеторговая деятельность Англии была ограничена из-за ее острого конфликта с Францией, и Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, и их именовали «льготными письмами». В самой России выдавались «особые льготные письма», которые по своей сути представляли собой лицензии для торговли с Англией. В Советском Союзе никаких проблем с лицензированием не было совсем в виду отсутствия частного предпринимательства. А в лицензировании государственных предприятий не было смысла.
Тем периодом истории Российского государства, когда понятие "лицензирование отдельных видов деятельности" вновь появилось в российском праве, можно считать время, когда вновь вступили в действие законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России). Таким образом, в обиходе появилось более общее понятие о лицензировании предпринимательской деятельности. И тогда же, согласно 4 пункту ст. 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" начала действовать норма, предусматривающая такое лицензирование. Эта норма устанавливала, что отдельные виды деятельности предпринимателей в Российской Федерации могут осуществляться лишь на основании лицензии (специального разрешения компетентных органов). Предполагалось, что перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, будет определяться Правительством Российской Федерации.
Новой ступенью правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности является принятый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.06.2008 г.
Этот Закон внес ясность в концепцию правового регулирования предпринимательской деятельности посредством лицензирования, поставил лицензирование предприятий и предпринимателей на прозрачную, четкую основу, определил процедуру и порядок лицензирования.
Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Как видно из данного определения соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:
- разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
- деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
- предоставление услуг в области шифрования информации;
- разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
- деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);