Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Сущность, особенности функционирования валютной системы, ее эволюция и правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации…).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
Следует отметить, что важнейшей проблемой на пути развития валютного рынка является частичная конвертируемость национальной валюты в разрезе текущих операций платежного баланса. По счету движения капитала российский рубль абсолютно неконвертируем [25, c.15]. Полная конвертируемость национальной валюты может стать реальностью только при условии стабильно низкого уровня инфляции, устойчивого экономического роста, уменьшения уровня дефицита платежного баланса и снижения уровня внешнего долга, благоприятной внешней и внутренней экономической, политической и социальной обстановки.
Переход к полной конвертируемости национальной валюты – процесс длительный и поэтапный. Следует отменить валютные ограничения на проведение капитальных операций. Должна быть создана свободная экономическая система, которая обладает конкурентностью в разрезе качества товаров и затрат на их производство.
Внутренний национальный валютный рынок должен стать составным элементом мирового валютного рынка [29, c.18]. Национальная валюта должна котироваться на международном валютном рынке. Должен также быть выбран оптимальный курс национальной валюты. В настоящее время российский рубль – только внутренняя валюта. Курс национальной валюты определяется политикой Банка России. Валютный рынок связан с большим риском, возможны валютные потери, так как имеется динамика процентных ставок, цен рынка. Банковские учреждения сталкиваются с проблемами повышенного риска при проведении валютных операций. Национальное законодательство имеет значительные пробелы в регулировании применения валютных финансовых инструментов. Эффективность развития валютной системы обусловлено состоянием межбанковского валютного рынка.
Как видно из проведенного исследования, курс национальной валюты находится в прямой зависимости от стоимости нефти, что для развития валютной системы является опасной ситуаций, сопровождающейся высоким уровнем риска. Еще одним фактором, который влияет на стабильность валютной системы государства, является производительность труда, которая в Российской Федерации находится в сравнении с развитыми экономиками на низком уровне. По показателю производительности труда Россия уступает всем странам ОЭСР (кроме Мексики). В 2018 году производительность труда в РФ составила 26,5 дол. в час, тогда как в США - 72 дол. в час. [36]
Фонд национального благосостояния и Резервный фонд в среднесрочном периоде способствуют снижению зависимости национальной валюты от нефтяных цен и ее стабилизации. В долгосрочной перспективе должен быть взят курс на диверсификацию экономики. Дефицит бюджета также оказывает влияние на ослабление национальной валюты. Государственный бюджет 2019 является профицитным (1,8 % ВВП или 1,885 трлн. руб.) [37]. Такое случилось впервые с 2011 года. Необходимо стремиться к поддержанию этого показателя и в дальнейшем, что будет способствовать укреплению валютной системы и устойчивому развитию всей экономической системы.
3.2. Проблемы и перспективы либерализации валютного регулирования в Российской Федерации: анализ зарубежного опыта и возможности применения в Российской Федерации
Невзорова А.В. в своем исследовании современного состояния валютно-курсовой политики указала на то, что структурные принципы регулирования экономики Российской Федерации не находятся в соответствии с быстро меняющимися финансовыми и геополитическими условиями, что приводит к курсовым качелям в валютной системе государства [20, c. 59]. Курс национальной валюты, таким образом, находится в сильной зависимости от внешних воздействий. Согласно информации Банка международных расчетов, удельный вес российского рубля в произведении мировых операций приблизился к значению 1 % [21, c.119]. Естественно, это слишком малое значение. Однако видно, что постепенно российский рубль интернационализируется. Темпы интернационализации российского рубля незначительны и тому имеются причины. Прежде всего, основными причинами такого положения дел является недостаточное и неэффективное валютного регулирование, которое нуждается в постепенной либерализации.
Сегодня существуют валютные ограничения при совершении валютных операций как предприятиями, так и организациями. Так, существует требование о репатриации и обязательной продаже валютной выручки. Также зарубежные счета субъектов используются с некоторыми ограничениями. В государствах ОЭСР уже несколько десятилетий сняты подобные ограничения [17, c.12]. Трансграничные потоки управляются передовыми экономиками мира несколько иными путями. Валютный контроль в развитых экономиках производится не выходя за рамки особенных сфер регулирования. Так, принято и эффективно действует налоговое законодательство, а также нормативно-правовые акты, направленные на противодействие отмыванию незаконно полученных денежных средств. В Российской Федерации валютный контроль осуществляется согласно действующему законодательству о валютном регулировании. Такое положение дел препятствует свободному и эффективному осуществлению деятельности российских предприятий. Наши организации подвержены сильной дискриминации по сравнению с их зарубежными партнерами и не могут рационально принимать участие в мировой торговле, а также проводить операции на финансовом рынке [23, c.19].
Россия использует постоянные меры валютного контроля, которые действуют независимо от экономической и геополитической обстановки. В других странах мира такие меры внедряются в случае кризисных явлений в экономике. Так, в таких странах как Кипр, Малайзия, Исландия были введены валютные ограничения на проведение некоторых операций в период кризисов [17, c.32]. Такие меры способствуют поддержанию доверия зарубежных партнеров и инвесторов в период экономической нестабильности.
Либерализация процесса движения валюты в Российской Федерации была введена в середине 2000-х годов. В ходе этой либерализации было внедрено следующее:
- отменено требование, которое предписывало использование спецсчетов для реализации операций валютного характера;
- отменено требование в обязательном порядке реализовывать часть валютной выручки на национальном валютном рынке;
- отменена необходимость предварительно осуществлять регистрацию зарубежных счетов [11, c.15].
В 2018 году все еще существовали требования валютного законодательства, создающие преграды отечественным организациям в реализации валютных операций. Согласно закону, принятому в 2017 году, уполномоченные банки могут отказать в просьбе, исходящей от клиентов, по реализации некоторых валютных операций, противоречащих действующему валютному законодательству [17, c.28]. Передовые экономики мира идут по пути либерализации валютных ограничений. В Российской Федерации таких случаев еще мало и часто действуют особые валютные ограничения.
Сегодня согласно российскому законодательству сохранен запрет на реализацию валютных операций между резидентами. Причем нет разницы, на какой территории осуществляются подобные операции. Стоит сказать о двух важнейших валютных ограничениях, введенных в действие с принятием закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Эти ограничения стали причиной серьезных препятствий для физических и юридических лиц-резидентов. Заметим, что подобные ограничения не действуют в передовых экономиках мира. Итак, эти ограничения следующего характера:
- валютная выручка подлежит обязательной репатриации;
- существует закрытый список операций по иностранным счетам [10, c. 69].
Так, существует шесть операций, которые разрешены для реализации для всех видов резидентов. Двенадцать операций разрешаются к проведению физическими лицами, а пять операций разрешены к реализации юридическими лицами. Вследствие этого органам валютного контроля затруднен контроль за состоянием иностранных счетов, ведь отсутствуют инструменты обмена необходимыми данными.
Таким образом, валютное регулирование в России нуждается в дальнейшей либерализации. В этом может посодействовать мировой опыт. Либерализация валютного регулирования должна идти по пути применения передовых инструментов обмена данными по иностранным счетам [28, c.78]. Особенное внимание необходимо уделить увеличению рациональности действующих законодательных норм в области противодействия отмыванию незаконно полученных доходов. Российской Федерации стоит присоединиться к Кодексу либерализации движения капитала стран ОЭСР. Этот мировой инструмент контроля и регулирования отлично себя зарекомендовал при наблюдении за процессом трансграничного движения капитала. Страны-участницы данного соглашения намерены осуществлять мероприятия, направленные на прогрессивную либерализацию капитального движения [17, c.42]. Становясь страной, включившейся в соблюдение данного кодекса, Россия будет воздействовать на процесс принятия мировых процедур, которые призваны регулировать потоки капитала. Таким образом, капитал будет транспарентно трансгранично перемещаться.
Применимым для условий России было бы создание подразделений финансовой разведки, которые действуют в других странах мира и противодействуют отмыванию нелегально полученных доходов в процессе международных торговых операций. Например, в Ирландии и Великобритании подразделения финансовой разведки, а также таможня связаны между собой единой информационной базой данных, доступ к которой для этих органов открыт [31, c.9]. В Индии, Корее и Чехии таможенные службы и подразделения финансовой разведки обязаны спонтанно обмениваться необходимыми данными. В иностранный орган должны быть переданы данные, если имеются подозрения у органа, который эту информацию передает. В Японии, Франции и Германии соответствующие органы имеют право на такие операции, но они не обязаны их осуществлять. Интересен опыт таких стран как Мексика, Исландия, Нидерланды и Литва. В этих государствах применяется обмен данными по запросу. Эффективной и полезной нормой это будет и для условий России.
Страны ОЭСР сегодня не применяют ограничения, относящиеся к операциям с иностранной валютой [30, c.4]. В частности, отменено требование репатриации и обязательной продажи выручки в валюте. Страны, входящие в ОЭСР, способствуют транспарентности движения валютных средств. В частности, они точно отражают меры в специально разработанных перечнях оговорок. Другие участники в обязательном порядке уведомляются о том, какие ограничения вводятся.
В Европейском союзе внедрен Общий стандарт отчетности ОЭСР (CRS), который успешно применяется для обмена данными о состоянии иностранных счетов налоговых резидентов [17, c. 75]. В Евросоюзе действует четвертая директива, которая предписывает необходимость оценки рисков отмывания денег.
В США действует специальный проект «Группа прозрачной торговли», который контролирует международный обмен данными о процессе и итогах международной торговли [11, c.97]. Участники данного проекта имеют возможность сопоставить информацию о совершенных импортных и экспортных операциях, предоставленную в декларациях, которые составлены и поданы разными государствами. Уровень прозрачности торговых сделок существенно повышается за счет того, что страны видят все стороны совершенной торговой сделки. В США также действует система «Анализ данных и исследования для системы прозрачности торговли» (DARTT). [9, c. 13] Эта система направлена на обнаружение торговых операций необычного характера, которые могут сигнализировать о том, что имело место уклонение от уплаты таможенных пошлин. Или может быть зафиксировано какое-либо финансовое преступное деяние. В системе зарегистрированы на сегодняшний момент 12 государств. Среди них Уругвай, Аргентина, Эквадор, Панама, Колумбия, Гватемала, Мексика, Доминикана, Филиппины, Австралия, Парагвай.
России необходимо уделить особенное внимание внесению изменений, которые направлены на отмену требований репатриации. Должен быть установлен открытый режим пользования иностранными счетами. Необходимо устранить действующий в настоящий момент запрет на проведение валютных операций между резидентами. В Гражданском кодексе РФ должна быть поправка, которая запрещает пользование иностранной валютой в качестве платежного средства на территории России. Стоит взять направление на свободное учреждение операций между резидентами, которые действуют на основании договоров, исполняющихся на территории нашей страны. Все эти меры будут способствовать либерализации валютного регулирования и перспективному развитию национальной валютной системы.
Подытоживая все вышесказанное, отметим, что вследствие нестабильных внешних политико-экономических условий, ставших причиной введения западных санкций, номинальные курсы как доллара США, так и евро росли, что внесло некоторую нестабильность в развитие валютной системы. В этих условиях Банк России в целях стабилизации ситуации проводит мягкую денежно-кредитную политику с перспективой перехода к внедрению нейтрального регулирования, разработав несколько сценариев дальнейшего развития ситуации. В 2019 году внутренняя ситуация отличалась стабильностью, благодаря чему национальная валюта укрепилась. Незначительность интернационализации российского рубля вызвана недостаточностью либеральности валютного регулирования, что тормозит развитие валютной системы в целом и отдельных ее элементов.